Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Девиантное поведение в подростковой среде: как вовремя распознать и какие меры предпринять | Быргазова Инга Александровна. Работа №353279

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения среди подростков, её проявления и причины. Особое внимание уделяется вопросам раннего выявления таких отклонений и стратегий профилактики в условиях образовательной среды. Автор предлагает инструменты для выявления факторов риска, методы взаимодействия с подростками и их окружением, а также рекомендации по созданию условий для минимизации девиантного поведения в школьной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростковая среда, профилактика, социальный педагог, образовательная среда, школа, факторы риска.

Девиантное поведение в подростковой среде: как вовремя распознать и какие меры предпринять

 

Быргазова Инга Александровна, социальный педагог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 40

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения среди подростков, её проявления и причины. Особое внимание уделяется вопросам раннего выявления таких отклонений и стратегий профилактики в условиях образовательной среды. Автор предлагает инструменты для выявления факторов риска, методы взаимодействия с подростками и их окружением, а также рекомендации по созданию условий для минимизации девиантного поведения в школьной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростковая среда, профилактика, социальный педагог, образовательная среда, школа, факторы риска.

 

Подростковый возраст – это критический этап формирования личности, связанный с поиском своего места в обществе, испытанием границ дозволенного и стремлением к самоутверждению. В это время подростки могут сталкиваться с многочисленными вызовами, включая трудности социализации, давление со стороны сверстников и стрессовые ситуации, связанные с учёбой или семейными проблемами. Все эти факторы иногда приводят к девиантному поведению – отклонениям от общепринятых социальных норм, которые могут проявляться в агрессии, нарушении дисциплины, употреблении психоактивных веществ и других деструктивных формах поведения.

Для социального педагога важнейшей задачей является своевременное распознавание признаков девиантного поведения, что позволяет минимизировать последствия как для самого подростка, так и для окружающих. Основные проявления девиантного поведения можно условно разделить на две группы. Первая группа – это деструктивное поведение, направленное на нарушение школьных норм (прогулы, драки, оскорбления одноклассников, хулиганство). Вторая – аутоагрессивные действия, включая самоповреждения и рискованные поступки. Для выявления таких проявлений педагог должен обратить внимание на резкие изменения в поведении: замкнутость или, напротив, чрезмерную агрессивность, снижение успеваемости, интерес к рискованным действиям.

Распознавание девиантного поведения должно быть основано не только на наблюдениях, но и на комплексном анализе факторов риска. Такими факторами могут быть: неблагоприятная семейная обстановка (конфликты, низкий уровень эмоциональной поддержки), негативное влияние окружения (друзья с асоциальным поведением), а также личностные особенности подростка (импульсивность, низкая самооценка, склонность к подражанию).

К примеру, если ученик внезапно становится замкнутым, избегает общения и прогуливает занятия, стоит обратить внимание на его взаимоотношения с одноклассниками и семейное положение. Часто подросток не готов делиться проблемами, опасаясь осуждения, поэтому важным инструментом становится доверительное общение. Разговор в формате «на равных», без давления и осуждения, позволяет педагогу понять истинные причины отклоняющегося поведения и наметить пути решения.

Основной мерой профилактики является создание благоприятной школьной среды, где каждый подросток чувствует себя принятым и защищённым. Социальный педагог может организовать воспитательные мероприятия, направленные на развитие у школьников навыков общения, эмпатии и критического мышления. Эффективным инструментом является проведение тренингов, посвящённых управлению эмоциями, стрессом и конструктивному разрешению конфликтов.

Ещё одним важным направлением профилактики является сотрудничество с родителями. Часто именно семья играет ключевую роль в формировании у подростка здоровых поведенческих моделей. Педагог может организовывать консультации для родителей, помогая им разобраться в потребностях подростков и разработать подходы к воспитанию, исключающие авторитаризм или, напротив, гиперопеку.

Примером успешной профилактической практики может служить работа с группами риска через программы наставничества. В рамках таких программ старшеклассники с положительной репутацией или учителя-кураторы берут шефство над младшими школьниками, помогая им решать проблемы, связанные с адаптацией и социализацией. Это создаёт у подростков чувство поддержки и повышает их уверенность в себе.

Не менее важна работа с самой образовательной средой. Создание системы раннего выявления проблем (анонимные опросы, индивидуальные беседы, наблюдения за поведением учеников) позволяет своевременно определить учащихся, нуждающихся в помощи. Одновременно необходимо формировать позитивную атмосферу в коллективе, где ценятся уважение и взаимопомощь.

Таким образом, социальному педагогу важно не только выявлять девиантное поведение, но и активно заниматься его профилактикой. Ключ к успеху заключается в комплексном подходе: анализе факторов риска, работе с подростками и их окружением, а также создании позитивной образовательной среды. Работа в этом направлении позволяет не только предотвратить деструктивные проявления, но и направить энергию подростков на конструктивное развитие их личности.

 

 

Список литературы

Вахремеева

О.

А. Меры по профилактике девиантного поведения детей / О.А.

Вахремеева

; Научная статья, 2018.

Лапина И. В. Работа с трудными подростками // Евразийский научный журнал.

2023. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-trudnymi-podrostkami-1

Михайлова Ю. С. Проблема девиантного поведения подростков // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-deviantnogo-povedeniya-podrostkov

Якунина Е. В.,

Тремаскина

Е. В. Профилактика девиантного поведения подростков // Вестник магистратуры. 2016. №6-2 (57). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×