Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Девяносто процентов успеха. Из опыта работы концертмейстера в детском театральном коллективе | Мой кабинет. Работа №344224

Дата публикации:
Автор:
Описание:

        Существует такое выражение, что девяносто процентов успеха зависит от хорошего концертмейстера. Речь идет о тех сценических музыкальных жанрах, которые сопровождаются живым звучанием инструмента. В музыкальном театре есть своя специфика подбора музыкального материала, и вот о каких рекомендациях по сочинению и подбору музыки говорят известные режиссёры детских  спектаклей.  При помощи музыки можно создавать напряжение или разряжать его, можно создать ощущения вихря времени или создать стоп-картинку и смотреть события, проходящие в одно время в разных местах, и т. д. В мелодических характеристиках музыкального спектакля, в музыкальной инструментовке нельзя определять стиль музыки, не опираясь на бытовую характеристику сюжета и тему спектакля, необходимо помнить, что спектакль и масштабность музыкального сопровождения должны соотноситься с масштабностью детского восприятия.

«Девяносто процентов успеха..

(из опыта работы концертмейстера в объединении «Музыкальная сказка»)

 

«Живопись, скульптура закрепляют только мгновение,

но музыка – … всегда в движении, и течёт, как жизнь

Подобно жизни, она… противоречива, сложна и прекрасна…».

В.Ф.Рябов (искусствовед)

 

Может ли спектакль состояться без режиссёра, сцены, занавеса, актёров, декораций, костюмов… - нет. Может быть спектакль может состояться без музыки? Современный спектакль – нет. И это касается не только таких жанров, как опера, оперетта, балет. В современном спектакле музыка присутствует всегда. Она необходима для того, чтобы подчеркнуть значимость происходящих событий, сказать то, что не досказали герои спектакля, показать внутреннее состояние персонажей. Музыка – это одно из важнейших средств выразительности при создании театрального образа детского музыкального спектакля.

Радость и грусть, восторженность и страдание, победа или горечь поражения, любовь и ненависть – всё подвластно музыке. Вокальная музыка, инструментальная как сопровождение, несомненно, звучат в детских музыкальных сказках. Музыкальные сказки чаще всего ставятся для детей, которые особенно любят музыкальные номера. Я работаю концертмейстером в объединении «Музыкальная сказка» Центра детского творчества г. Екатеринбурга и имею опыт работы в создании музыкального спектакля в сотворчестве с режиссером.

Существует такое выражение, что девяносто процентов успеха зависит от хорошего концертмейстера. Речь идет о тех сценических музыкальных жанрах, которые сопровождаются живым звучанием инструмента. В музыкальном театре есть своя специфика подбора музыкального материала, и вот о каких рекомендациях по сочинению и подбору музыки говорят известные режиссёры детских спектаклей. К примеру, Е. С. Деммени, создатель детского театра говорил о том, что композитор, пишущий для театра, должен учесть особенность, специфику детской аудитории и уметь подчинить свои творческие стремления основной цели: построению динамичного спектакля». В музыкальном театре всегда остро подчёркивается эмоциональная выразительность движения, которую только музыка может усилить. А вот что сказал о специфике музыки в детском театре режиссёр Московского государственного центрального театра кукол Сергей Владимирович Образцов: «… композитор не может думать только об эмоциональном восприятии его музыки, хотя это и основная его обязанность. Он хозяин времени. Ритмически он может продлевать его, если это необходимо по движению сюжета или темы, ускорять его, делать мчащимся, замедлять или даже останавливать». При помощи музыки можно создавать напряжение или разряжать его, можно создать ощущения вихря времени или создать стоп-картинку и смотреть события, проходящие в одно время в разных местах, и т. д. В мелодических характеристиках музыкального спектакля, в музыкальной инструментовке нельзя определять стиль музыки, не опираясь на бытовую характеристику сюжета и тему спектакля, необходимо помнить, что спектакль и масштабность музыкального сопровождения должны соотноситься с масштабностью детского восприятия.

Создавая музыкальное сопровождение к спектаклям, я стараюсь придерживаться изложенных выше мыслей великих подвижников детского театра. В объединении «Музыкальная сказка» все спектакли музыкальные, и не просто музыкальные. В них, как правило, звучат песни с использованием живого голоса и звука, т. е. без использования фонограммы. В качестве аккомпанемента используется фортепиано. В спектакле поют разные персонажи, часто мелодия песни героя становится его лейтмотивом в течение спектакля. Поэтому важно научить детей исполнять песни, двигаться под музыку. Концертмейстер детского музыкального театра в учреждении дополнительного образования полностью обеспечивает музыкальное сопровождение спектаклей и подготовку членов театрального коллектива к использованию музыки в спектакле. Основная задача концертмейстера: раскрыть значение музыки как средства художественной выразительности при создании сценического образа. Концертмейстер театрального коллектива не просто играет на фортепиано на репетициях, он исполняет следующие функции:

- занимается развитием вокальных данных учащихся: развивает слух, ритм, проводит занятия по постановке голоса, дыхания;

- подбирает и сочиняет музыку к упражнениям, тренингам, концертам, капустникам, спектаклям, записывает фонограммы;

- разучивает с учениками музыкальный материал к спектаклям, концертам, аккомпанирует на репетициях и выступлениях;

- осуществляет музыкальное и звуковое оформление спектаклей, концертов. Для того чтобы осуществлять перечисленные выше функции, концертмейстер театрального коллектива должен сам погрузиться в литературную основу спектакля, осмыслить его идею, замысел и стать сотворцом планируемого художественного действия.»

Для этого концертмейстеру необходимо иметь богатый запас музыкального материала и владеть умением находить аудио-, видео- и нотный материал в Интернете; читать с листа, быстро подбирать произведения на слух; уметь сочинять музыку, песни и импровизировать; уметь разнообразить фактуру аккомпанемента; владеть методиками музыкального обучения и развития. Концертмейстер должен уметь рассказать детям о музыкальных жанрах, видах музыкальных спектаклей, об истории возникновения оперы и балета, знакомить с музыкальными терминами; объяснить роль музыки и звука при постановке спектакля; научить детей петь в исполняемом образе. Чтобы процесс обучения был интересен, необходимо использовать игровые, диалоговые, компьютерные технологии. Все упражнения как для дыхания, так и для развития голосового аппарата не являются простым набором тех или иных движений, скороговорок, распевок и песен, а проводятся в игровой форме. Во-первых, детям, интереснее выполнять такие задания. Во-вторых, обучающимся в театральном коллективе такие упражнения помогают совершенствовать свои навыки по актёрскому мастерству.

Вокальные упражнения для обучающихся в театральном коллективе должны включать комплекс распевок на чёткое произношение согласных, на изменение темпа и динамических нюансов, с неровным и в то же время несложным ритмическим рисунком. Также при проведении распевки должны учитываться трудности голосоведения и ритма музыкальных номеров спектакля, над которым ведётся работа. Детям часто сложно исполнить скачки на интервалы от квинты до октавы включительно, причём как вверх так и вниз… Иногда им трудно правильно спеть линию с пунктирным ритмом, часто они спешат вступить раньше, не выдерживая долготу длительностей, не умеют взять дыхание.

Большим плюсом является способность концертмейстера к сочинению музыки, но при этом необходимо знать и учитывать вокально-интонационные особенности обучающихся как исполнителей. Одно дело, когда просто рождается музыка и текст песни, исполнитель которой пока не определён. Создать песню, которую должен исполнять конкретный ребёнок и в определённом образе, гораздо сложнее – мы имеем ряд ограничений, специфических задач, которые должны быть решены. Первоосновой такого сочинительства чаще всего становится поиск ритма, на который потом накладывается мелодия, а затем уже создаётся стихотворная форма. Одно и то же произведение можно исполнить по-разному, в зависимости от характера постановочного номера. Даже внутри одного номера могут быть изменения в темпе, динамике, фактуре аккомпанемента, переходы в другой регистр, изменения ладовой окраски (для подчёркивания изменения хода событий), остановки на ферматах, паузы, не предусмотренные композитором, а резко обрывающие мелодию, переход в другой размер при одной и той же мелодии, создание подголосков, изменение ритмического рисунка мелодической линии. Умение разнообразить фактуру аккомпанемента позволяет изобразить бурлящие воды, шелестящие листья деревьев, стучащие капли дождя, порывы ветра. Это касается сцен, когда дети поют песню в определённых предлагаемых обстоятельствах. Постановочным номером может быть и танец, и «зримая песня», и театральная сценка, и если готовится он не заранее, а прямо на занятии, то у концертмейстера нет возможности найти нотный материал или запись произведения. Если актёрам не требуется конкретная музыка, то важно подобрать материал, подходящий по ритмическим особенностям, жанру, темпу. На занятиях может иметь место разучивание игровой песни с исполнением движения. Это маленький спектакль, когда дети поют и одновременно изображают то, что делают герои песни. Здесь может быть несколько вариантов.

Первый – когда концертмейстер предлагает выполнить определённые действия, второй – когда дети придумывают эти действия сами. Следует различать «иллюстрацию к песне» и «инсценировку песни». В первом случае показывается то, о чём поётся, во втором – показ идёт через образное решение. Эти задания чаще предлагаются ребятам среднего и старшего школьного возраста. При постановке детского музыкальной сказки концертмейстер должен научить актёров чётко вступать, так как они, как правило, находятся по разные стороны ширмы, у концертмейстера нет возможности показать ауфтакт перед началом вокального или хорового исполнения. Поэтому здесь очень важно подстраиваться друг под друга: актёр должен «ловить» окончание вступления, а концертмейстер, возможно, делать очень небольшое замедление перед вокальной партией и далее внимательно слушать, где певец допускает изменения в темпе и динамике, остановки, может ли он импровизировать, как ему подыграть. Разумеется, над этим следует работать на занятиях и репетициях. Если для спектакля записана фонограмма с музыкальным и шумовым оформлением, то роль концертмейстера – работа со звуковоспроизводящей аппаратурой. И здесь нужно быть не менее внимательным, чем во время исполнения аккомпанемента на фортепиано. Звуковое сопровождение должно точно прозвучать во время быстро исполняемого действия актера.

За период совместной творческой работы с детьми режиссера и концертмейстера были поставлены следующие спектакли: «Огниво» (муз. С.Горковенко по сказке Г.Х.Андерсена); «Гуси-лебеди» (муз. С. Бодренкова по сц. А.Толстого; новогодняя интермедия «Загадочная посылка», спектакль на музыку замечательного советского композитора В. Шаинского «Площадь картонных часов». У коллектива есть своя творческая аудитория, включающая в себя родителей, учащихся близлежайших школ и просто друзей-единомышленников.

Значительная роль уделяется праздничным внутриколлективным мероприятиям. Как правило, это игровые программы, включающие вопросы, игры, создание небольших этюдов. У концертмейстера может быть свой игровой блок: «Угадай мелодию», «Назови героя песни из мультфильма», угадай по ритмическому рисунку песню из поставленного спектакля. И, конечно же, концертмейстер должен подбирать музыкальное сопровождение к конкурсам, этюдам и танцевальным импровизациям. Таким образом, работа концертмейстера в детском музыкальном театре является очень многогранной, творческой и значимой деятельностью, которая делает его соавтором художественной продукции коллектива и педагогом, оказывающим значительное влияние на развитие детей, занимающихся в театре.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×