Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деятельность тьютора в создании условий учащихся с РАС. | Чудинова Светлана Евгеньевна. Работа №316218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — это всегда работа в междисциплинарной команде.

Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.

Деятельность тьютора в создании специальных образовательных условий учащихся с РАС.

(из опыта работы тьютора)

 

Чудинова Светлана Евгеньевна,

тьютор,

Государственного областного бюджетного

образовательного учреждения

«Адаптированная школа № 1 горовичи»

Новгородской области

 

Изучая труды Л.С.Выгодского, который определял понятие инклюзивного обучения как педагогическую систему, которая органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития, и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта, я осознала что к этим детям надо особый подход.

Сегодня детям с инвалидностью и ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваься к жизни они смогут в обычной школе.

Не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ, т. е. тьютора. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности и взаимопонимания педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках корреционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

Именно поэтому тьютор должен обладать всеми перечисленными качествами.

Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — это всегда работа в междисциплинарной команде.

Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.

Ставлю перед собой следующие задачи:

- определить цели и содержание взаимодействия тьютора, сопровождающего ребенкас РАС, со всеми участниками образовательного процесса

-показать взаимосвязь эффективности работы тьютора по сопровождению обучающегося с РАС от системы междисциплинарного взаимодействия в образовательном учреждении.

Тьютор должен владеть специальными компетенциями:

- способность управлять деятельностью сопровождаемого,

- способность мотивировать сопровождаемого  на образовательную деятельность,

- способность организовывать события и активизировать сопровождаемого,

- готовность к интеграции и сетевому взаимодействию,

- Способность аккумулировать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач сопровождаемого,

- способность решать нестандартные задачи,

- обладание коммуникативной культурой,

- способность реализовывать образовательные предложения в качестве ресурсов для построения  индивидуальной образовательной программы.

Понятно, что для того, чтобы педагог смог работать тьютором, ему необходимо дополнительно повысить уровень своей компетенции. В первую очередь, он должен изучить специфические особенности детей, с которыми ему предстоит работать. Мы рассматриваем работу с детьми с расстройством аутистического спектра.

Практическая часть.

Считаю, что факторами, определяющими содержание и специфику деятельности тьютора, являются:

- специфика нарушений развития ребенка,

- уровень его активности,

- степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадия включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики,

- степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования,

- степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей,

- уровень профессиональной компетентности самого специалиста.

Таким образом, я вижу, что сам по себе тьютор мало что может сделать. Только работа в команде и создание системы работы в образовательной организации могут стать гарантией успешной работы с сопрвождаемым ребенком. Но тьютор, как специалист может стать организующей силой работы этой команды.

Расскажу об опыте работы по сопровождению ребенка с РАС:

На начало работы с Кругловым Станиславом была следующая картина:

Эмоциональное состояние мальчика продолжает оставаться неустойчивым.

Наблюдается смена настроения,

самоагрессия

.

При наступлении аффективного приступа ребёнок

напрягается

ожет

кусать себя за руку, издаёт моторные звуки. По внешним проявлениям их можно предугадать в самом начале и предотвратить (не всегда), переключив ребёнка на другой вид деятельности, это обычно пересыпание сыпучих смесей.

Проявляет интерес к игрушкам но не по собственной

инициативе

олько

если предложить.(это собирать

мозаику,пирамидку,музыкальные

игрушки).

Станислав испытывает значительные трудности в общении с людьми. У мальчика отсутствует речь.

Допускает ситуацию тактильного контакта: берет за

руку

щупывает

предметы,берет

в

рот,любит

прикосновения,поглаживания

.

Понимает обращённую речь на уровне простых инструкций.

Внимание неустойчивое, продуктивность низкая.

Самостоятельно работать не может.

Учебное поведение в основном сформировано: принимает учебную позу. Но вся учебная деятельность осуществляется только при непосредственной помощи и контроле

тьютора

.

В соответствии с программой технологии обучения, использование ме-тодов обучения с помощи психолого - педагогической помощи и коррекци-онное - развивающей работы.

Специально организация пространства:

постепенное, индивидуально дозированное введения ребенка в ситуацию обучения в классе.

постоянство в расположении предметов, использование индивидуальных наглядных опор

:

визуальных расписаний, плана урока.

организация места для разгрузки,

восстановления активности

повышения участия и активности ребёнка в различных повседневных процедурах, мероприятиях.

Коррекционная работа с учителем -дефектологом,направлена на форми-рование элементарной предметно - практической деятельности, формиро-вание жизненных компетенций.(пальчиковые,тактильные).

После систематически отработанных навыков одевания - навык сформирован (выполняет самостоятельно под контролем и указаниям тьютора).

Выполняет следующие действия с предметами с помощью взрослого: умеет ловить мяч и бросать его обратно, строить башенку(кубик на кубик),собирать пирамидку, сортер и т.д.-тем самым формируя зрительный и тактильный контакт.

Недостаточно развитая мелкая моторика обуславливает несформированность навыков самообслуживания, затрудняется в использовании ложки в процессе еды, испытывает трудности в предметно – игровых действиях.

В развитие мелкой моторки использую: сыпучие смеси (пересыпание с одной ёмкости в другую), ига с прищепками, рисование пальцем и краской, собирание мозаики, бизиборд, рвать бумагу и т.д. Пролонгируем, данный процесс в целях закрепления. При приеме пищи не использует столовые приборы да руками, избирателен в еде. Убирает за собой посуду в столовой (стакан), может выбросить мусор в урну (если попросить и показать).

Познавательные способности недостаточно развиты. Мотивация к учению отсутствует. Выполнение новых заданий и упражнений вызывает трудности. Не может соотносить запоминаемый материал с предполагаемыми опорами. Я считаю, что Станислав не готов перейти из класса РАС в класс ГУО, т.к. ещё не до конца сформирован: зрительный контакт, аутоагрессия.

На начало работы с Павловым Матвеем значительно снижены адап-тивные возможности в коммуникативной сфере. Мальчик не проявляет инте-реса к совместной деятельности с детьми, контакт с детьми как таковой ему -не нужен, хотя находиться с детьми ему нравиться .У мальчика не сформиро-ваны эмоциональные дифференцировки, социальное взаимодействие. Матвей не способен контролировать своё поведение или преодолевать трудности. Ребёнок может быть агрессивным ,тревожным, обидчивым ,конфликтным. В соответствии с программой обучения, использование методов обучения с помощи психолого - педагогической помощи и коррекционно развивающей работы.

Специально организация пространства:

постепенное, индивидуально дозированное введения ребёнка в

ситуа

-

цию

обучения в классе.

постоянство в расположении предметов, использование

индивидуаль

-

ных

наглядных опор

:

визуальных расписаний, плана урока.

организация места для разгрузки,

восстановления активности,

Коррекционная работа с учителем -дефектологом,направлена на формиро-вание элементарной предметно - практической деятельности, формирование жизненных компетенций(зрительное восприятие,тактильные). Временные рамки урока Матвей не выдерживает, в учебной позе находиться не может, очень трудно усадить мальчика для занятий. Поведение корректируется различными мотивациями :получения жетона, поход в зону отдыха, столо-вую и т.д.. Пролонгируется , в целях закрепления навыков.

Никаких практических действий самостоятельно не выполняет . Может недлительное время рассматривать иллюстрации, играть машинкой, фитбол. Но чаще не проявляет никакого интереса к предлагаемой деятельности. Внимание пассивное , рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, произ-вольное. Мышление не продуктивное. Ребенок может механически повторять услышанные ранее фразы, без отношения к текущей ситуации. Вовлекаю ре-бёнка в игу с мячом (из рук в руки), этим мы формируем навык коммуникации и зрительного контакта.

формируем зрительный контакт и внимание с помощью закидывания шариков в коробку и

игы

шнуровка.

Развитие мелкой моторки с помощью

бизиборд

, шнуровка, собираем пирамидку и

тд

.

Освоение произвольных графических движений:

- рисование пальцем (красками),

-заполнение контуров кусочками пластилина,

-раскрашивание в нутрии контура (красками, карандашами)- формируем с помощью трафаретов. Пролонгируем, для дальнейшего закрепления навыков.

Считаю что Матвей не готов перейти из класса РАС в класс ГУО, т ещё не сформирован зрительный контакт, нет усидчивости.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×