Деятельность тьютора в создании условий учащихся с РАС. | Чудинова Светлана Евгеньевна. Работа №316218
Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — это всегда работа в междисциплинарной команде.
Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.
Деятельность тьютора в создании специальных образовательных условий учащихся с РАС.
(из опыта работы тьютора)
Чудинова Светлана Евгеньевна,
тьютор,
Государственного областного бюджетного
образовательного учреждения
«Адаптированная школа № 1 г.Боровичи»
Новгородской области
Изучая труды Л.С.Выгодского, который определял понятие инклюзивного обучения как педагогическую систему, которая органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития, и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта, я осознала что к этим детям надо особый подход.
Сегодня детям с инвалидностью и ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваься к жизни они смогут в обычной школе.
Не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ, т. е. тьютора. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности и взаимопонимания педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках корреционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Именно поэтому тьютор должен обладать всеми перечисленными качествами.
Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — это всегда работа в междисциплинарной команде.
Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- определить цели и содержание взаимодействия тьютора, сопровождающего ребенкас РАС, со всеми участниками образовательного процесса
-показать взаимосвязь эффективности работы тьютора по сопровождению обучающегося с РАС от системы междисциплинарного взаимодействия в образовательном учреждении.
Тьютор должен владеть специальными компетенциями:
- способность управлять деятельностью сопровождаемого,
- способность мотивировать сопровождаемого на образовательную деятельность,
- способность организовывать события и активизировать сопровождаемого,
- готовность к интеграции и сетевому взаимодействию,
- Способность аккумулировать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач сопровождаемого,
- способность решать нестандартные задачи,
- обладание коммуникативной культурой,
- способность реализовывать образовательные предложения в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы.
Понятно, что для того, чтобы педагог смог работать тьютором, ему необходимо дополнительно повысить уровень своей компетенции. В первую очередь, он должен изучить специфические особенности детей, с которыми ему предстоит работать. Мы рассматриваем работу с детьми с расстройством аутистического спектра.
Практическая часть.
Считаю, что факторами, определяющими содержание и специфику деятельности тьютора, являются:
- специфика нарушений развития ребенка,
- уровень его активности,
- степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадия включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики,
- степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования,
- степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей,
- уровень профессиональной компетентности самого специалиста.
Таким образом, я вижу, что сам по себе тьютор мало что может сделать. Только работа в команде и создание системы работы в образовательной организации могут стать гарантией успешной работы с сопрвождаемым ребенком. Но тьютор, как специалист может стать организующей силой работы этой команды.
Расскажу об опыте работы по сопровождению ребенка с РАС:
На начало работы с Кругловым Станиславом была следующая картина:
Эмоциональное состояние мальчика продолжает оставаться неустойчивым.
Наблюдается смена настроения,
самоагрессия
.
При наступлении аффективного приступа ребёнок
напрягается
,м
ожет
кусать себя за руку, издаёт моторные звуки. По внешним проявлениям их можно предугадать в самом начале и предотвратить (не всегда), переключив ребёнка на другой вид деятельности, это обычно пересыпание сыпучих смесей.
Проявляет интерес к игрушкам но не по собственной
инициативе
,т
олько
если предложить.(это собирать
мозаику,пирамидку,музыкальные
игрушки).
Станислав испытывает значительные трудности в общении с людьми. У мальчика отсутствует речь.
Допускает ситуацию тактильного контакта: берет за
руку
,о
щупывает
предметы,берет
в
рот,любит
прикосновения,поглаживания
.
Понимает обращённую речь на уровне простых инструкций.
Внимание неустойчивое, продуктивность низкая.
Самостоятельно работать не может.
Учебное поведение в основном сформировано: принимает учебную позу. Но вся учебная деятельность осуществляется только при непосредственной помощи и контроле
тьютора
.
В соответствии с программой технологии обучения, использование ме-тодов обучения с помощи психолого - педагогической помощи и коррекци-онное - развивающей работы.
Специально организация пространства:
постепенное, индивидуально дозированное введения ребенка в ситуацию обучения в классе.
постоянство в расположении предметов, использование индивидуальных наглядных опор
:
визуальных расписаний, плана урока.
организация места для разгрузки,
восстановления активности
повышения участия и активности ребёнка в различных повседневных процедурах, мероприятиях.
Коррекционная работа с учителем -дефектологом,направлена на форми-рование элементарной предметно - практической деятельности, формиро-вание жизненных компетенций.(пальчиковые,тактильные).
После систематически отработанных навыков одевания - навык сформирован (выполняет самостоятельно под контролем и указаниям тьютора).
Выполняет следующие действия с предметами с помощью взрослого: умеет ловить мяч и бросать его обратно, строить башенку(кубик на кубик),собирать пирамидку, сортер и т.д.-тем самым формируя зрительный и тактильный контакт.
Недостаточно развитая мелкая моторика обуславливает несформированность навыков самообслуживания, затрудняется в использовании ложки в процессе еды, испытывает трудности в предметно – игровых действиях.
В развитие мелкой моторки использую: сыпучие смеси (пересыпание с одной ёмкости в другую), ига с прищепками, рисование пальцем и краской, собирание мозаики, бизиборд, рвать бумагу и т.д. Пролонгируем, данный процесс в целях закрепления. При приеме пищи не использует столовые приборы -еда руками, избирателен в еде. Убирает за собой посуду в столовой (стакан), может выбросить мусор в урну (если попросить и показать).
Познавательные способности недостаточно развиты. Мотивация к учению отсутствует. Выполнение новых заданий и упражнений вызывает трудности. Не может соотносить запоминаемый материал с предполагаемыми опорами. Я считаю, что Станислав не готов перейти из класса РАС в класс ГУО, т.к. ещё не до конца сформирован: зрительный контакт, аутоагрессия.
На начало работы с Павловым Матвеем значительно снижены адап-тивные возможности в коммуникативной сфере. Мальчик не проявляет инте-реса к совместной деятельности с детьми, контакт с детьми как таковой ему -не нужен, хотя находиться с детьми ему нравиться .У мальчика не сформиро-ваны эмоциональные дифференцировки, социальное взаимодействие. Матвей не способен контролировать своё поведение или преодолевать трудности. Ребёнок может быть агрессивным ,тревожным, обидчивым ,конфликтным. В соответствии с программой обучения, использование методов обучения с помощи психолого - педагогической помощи и коррекционно развивающей работы.
Специально организация пространства:
постепенное, индивидуально дозированное введения ребёнка в
ситуа
-
цию
обучения в классе.
постоянство в расположении предметов, использование
индивидуаль
-
ных
наглядных опор
:
визуальных расписаний, плана урока.
организация места для разгрузки,
восстановления активности,
Коррекционная работа с учителем -дефектологом,направлена на формиро-вание элементарной предметно - практической деятельности, формирование жизненных компетенций(зрительное восприятие,тактильные). Временные рамки урока Матвей не выдерживает, в учебной позе находиться не может, очень трудно усадить мальчика для занятий. Поведение корректируется различными мотивациями :получения жетона, поход в зону отдыха, столо-вую и т.д.. Пролонгируется , в целях закрепления навыков.
Никаких практических действий самостоятельно не выполняет . Может недлительное время рассматривать иллюстрации, играть машинкой, фитбол. Но чаще не проявляет никакого интереса к предлагаемой деятельности. Внимание пассивное , рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, произ-вольное. Мышление не продуктивное. Ребенок может механически повторять услышанные ранее фразы, без отношения к текущей ситуации. Вовлекаю ре-бёнка в игу с мячом (из рук в руки), этим мы формируем навык коммуникации и зрительного контакта.
формируем зрительный контакт и внимание с помощью закидывания шариков в коробку и
игы
шнуровка.
Развитие мелкой моторки с помощью
бизиборд
, шнуровка, собираем пирамидку и
тд
.
Освоение произвольных графических движений:
- рисование пальцем (красками),
-заполнение контуров кусочками пластилина,
-раскрашивание в нутрии контура (красками, карандашами)- формируем с помощью трафаретов. Пролонгируем, для дальнейшего закрепления навыков.
Считаю что Матвей не готов перейти из класса РАС в класс ГУО, т.к ещё не сформирован зрительный контакт, нет усидчивости.