Название статьи:
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников | Хисамова Галина Рифовна. Работа №346059
Дата публикации:
06.10.2024
Автор:
Хисамова Галина Рифовна
Описание:
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе
МОУ Бродокалмакская СОШ
Учитель начальных классов
Хисамова Галина Рифовна
2024 г.
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такимиуниверсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Я работаю учителем начальных классов в школе уже более 7 лет и стараюсь, чтобы первоклассники, пришедшие в школу, чувствовали себя комфортно и процесс адаптации у них проходил легко и спокойно. Успешность обучения в школе определяется развитием тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе, что является исходным фоном на старте обучения.
И вот дети приходят в 1 класс. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 3-4 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное. Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.
Но бывает и так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем.
Поэтому главная моя задача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию - желанию учиться! 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я, прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.
Мы знакомимся со школой, с ее большими светлыми кабинетами, спортивным залом, уютной столовой. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по - разному, можно произносить имена ребят, например, Машу можно называть Машенька, Мария.
Большое значение уделяю классным часам на тему Познакомьтесь - это Я, на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывает не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в один детский сад или просто рядом живут. И это тоже очень помогло во время адаптации.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей стараюсь обеспечить максимальную двигательную активность детей. Ежедневно перед началом учебного дня организую утреннюю, музыкальную физзарядку; 2 физкультминутки провожу на каждом уроке, подвижные игры на переменах. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.
Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения, провожу разнообразные типы уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои - частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала. Использую в своей работе следующие методики:
1.Ёжик
2. Волшебная ниточка
3.Путешествие рисунка
4. Нарисуй себя, расскажи о себе.
5.Варежка.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно - познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классе оценки не выставляю. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу Молодец!, Хорошо!, Умничка, Старайся лучше и др. , наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек, тучек, смайликов. Это очень стимулирует ребят и им хочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.
Регулярно провожу планомерную работу по воспитанию своих ребят. С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, раскраски, мы с ребятами используем на переменках и на занятиях по внеурочной деятельности. Ребята учатся играть коллективно. В первом классе специально учу детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, открыть тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу). Здесь требуется терпение, в основе которого лежит пошаговая инструкция.
Считаю важным, с первых уроков, развивать контролирующую деятельность ученика. Формирую операции контроля и самоконтроля.
В начале школьных дней возникают проблемы со сложным поведением. Но дело не в том, что ребенок не хочет, он просто не может; его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны. Его нужно этому научить. Каждый день беседуем о правилах поведения, рассматриваем ситуации в литературе.
Все дети совершенно уникальны и индивидуальны. Для более глубокого изучения ребенка использую диагностику К. Н. Поливановой, которая позволяет найти новые средства взаимодействия с ребенком. На первой неделе сентября определяю, к какому типу индивидуальной готовности относится каждый маленький мой ученик. Обследование помогает понять ребенка, его проблемы.
В течение 1 четверти внимательно слежу за эмоциональным воздействием школьного обучения на первоклассников. За основу использую методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии.
Диагностируется метапредметная готовностьу первоклассников на начало обучения, что определено ФГОС как одна из задач образования.
В результате многоплановой работы изучаю результаты диагностик и оформляю (психолого - педагогическое сопровождение) на каждого ученика. Далее предо мной стоит задача - скорректировать работу с детьми, испытывающими трудности.
В конце первой четверти, как итог адаптационного периода, мы с ребятами проводим традиционный праздник: Посвящение в первоклассники. Для этого праздника готовим стихи, песни, сценки. Ребята 5-го класса, мои бывшие ученики играют с первоклашками в забавные, интересные развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята очень довольны!
В первой четверти провожу консультативную работу с родителями. Наиболее значимыми считаю следующие темы родительских собраний:
Круглый стол Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
Семинар – тренинг для родителей: Возрастные особенности младшего школьника
Индивидуальные встречи: Дезадаптация ребенка к школе. Пути преодоления проблем
Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного и успешного прохождения адаптационного периода учащимися для последующего их обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.
Завершить я бы хотела словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Скачать работу
Учитель начальных классов
Хисамова Галина Рифовна
2024 г.
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такимиуниверсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Я работаю учителем начальных классов в школе уже более 7 лет и стараюсь, чтобы первоклассники, пришедшие в школу, чувствовали себя комфортно и процесс адаптации у них проходил легко и спокойно. Успешность обучения в школе определяется развитием тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе, что является исходным фоном на старте обучения.
И вот дети приходят в 1 класс. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 3-4 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное. Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.
Но бывает и так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем.
Поэтому главная моя задача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию - желанию учиться! 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я, прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.
Мы знакомимся со школой, с ее большими светлыми кабинетами, спортивным залом, уютной столовой. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по - разному, можно произносить имена ребят, например, Машу можно называть Машенька, Мария.
Большое значение уделяю классным часам на тему Познакомьтесь - это Я, на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывает не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в один детский сад или просто рядом живут. И это тоже очень помогло во время адаптации.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей стараюсь обеспечить максимальную двигательную активность детей. Ежедневно перед началом учебного дня организую утреннюю, музыкальную физзарядку; 2 физкультминутки провожу на каждом уроке, подвижные игры на переменах. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.
Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения, провожу разнообразные типы уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои - частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала. Использую в своей работе следующие методики:
1.Ёжик
2. Волшебная ниточка
3.Путешествие рисунка
4. Нарисуй себя, расскажи о себе.
5.Варежка.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно - познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классе оценки не выставляю. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу Молодец!, Хорошо!, Умничка, Старайся лучше и др. , наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек, тучек, смайликов. Это очень стимулирует ребят и им хочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.
Регулярно провожу планомерную работу по воспитанию своих ребят. С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, раскраски, мы с ребятами используем на переменках и на занятиях по внеурочной деятельности. Ребята учатся играть коллективно. В первом классе специально учу детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, открыть тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу). Здесь требуется терпение, в основе которого лежит пошаговая инструкция.
Считаю важным, с первых уроков, развивать контролирующую деятельность ученика. Формирую операции контроля и самоконтроля.
В начале школьных дней возникают проблемы со сложным поведением. Но дело не в том, что ребенок не хочет, он просто не может; его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны. Его нужно этому научить. Каждый день беседуем о правилах поведения, рассматриваем ситуации в литературе.
Все дети совершенно уникальны и индивидуальны. Для более глубокого изучения ребенка использую диагностику К. Н. Поливановой, которая позволяет найти новые средства взаимодействия с ребенком. На первой неделе сентября определяю, к какому типу индивидуальной готовности относится каждый маленький мой ученик. Обследование помогает понять ребенка, его проблемы.
В течение 1 четверти внимательно слежу за эмоциональным воздействием школьного обучения на первоклассников. За основу использую методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии.
Диагностируется метапредметная готовностьу первоклассников на начало обучения, что определено ФГОС как одна из задач образования.
В результате многоплановой работы изучаю результаты диагностик и оформляю (психолого - педагогическое сопровождение) на каждого ученика. Далее предо мной стоит задача - скорректировать работу с детьми, испытывающими трудности.
В конце первой четверти, как итог адаптационного периода, мы с ребятами проводим традиционный праздник: Посвящение в первоклассники. Для этого праздника готовим стихи, песни, сценки. Ребята 5-го класса, мои бывшие ученики играют с первоклашками в забавные, интересные развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята очень довольны!
В первой четверти провожу консультативную работу с родителями. Наиболее значимыми считаю следующие темы родительских собраний:
Круглый стол Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
Семинар – тренинг для родителей: Возрастные особенности младшего школьника
Индивидуальные встречи: Дезадаптация ребенка к школе. Пути преодоления проблем
Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного и успешного прохождения адаптационного периода учащимися для последующего их обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.
Завершить я бы хотела словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.