Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деятельность воспитателя ДОО, направленная на речевое развитие детей. | Цыплакова Ирина Алексеевна . Работа №350301. Номер работы: №350301

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"В ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область - владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте."

Содержание и организация инновационной деятельности воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДО «Деятельность воспитателя ДОО, направленная на речевое развитие детей».В ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область - владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В условиях перехода на ФГОС, основными задачами дошкольного образования являются:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;

- развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;

- инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Важной составляющей общей культуры личности является речевая культура ребёнка, формирование и дальнейшее повышение которой связано с реализацией таких образовательных областей, как: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». К профессиональным требованиям педагога относятся:

− умение планировать, организовывать, контролировать образовательный процесс в группе, направленный на речевое развитие детей дошкольного возраста;

− готовность создавать благоприятные организационно-педагогические условия для речевого развития детей и взаимодействовать с дошкольником на основе партнерства;

− умение анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

− готовность устанавливать сотруднические отношения с родителями с учётом их приоритетной роли в воспитании ребенка и эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения,

Участвующими в образовательном процессе группы;

− умение вести самостоятельный поиск информации и на её основе разработать собственную технологию, профессиональный проект, методические и дидактические материалы.

ЗНАТЬ:

- современные концепции речевого онтогенеза речи дошкольников, основные методические подходы к развитию речи и обучению родному языку в зарубежной и отечественной педагогике; умееть проектировать педагогический процесс по развитию речи детей; владеть культурой общения с воспитанниками, родителями, педагогами.

- основные принципы проектирования педагогического процесса по лексическому развитию детей с применением современных коммуникативных технологий.

- выделять сущность и закономерности формирования грамматического строя речи детей, понимать механизмы формирования грамматического строя речи; уметь изучать особенности речевого развития детей и проектировать педагогический процесс по формированию грамматического строя речи детей с учетом современных коммуникативных технологий.

- специфику использования в ДОО различных средств речевого развития детей дошкольного возраста; характеризовать данные средства с позиции коммуникативно-деятельностного подхода

УМЕТЬ:

- выделять виды и типы занятий по развитию речи детей;

- проектировать непосредственно-образовательную деятельность;

- анализировать современные образовательные программы по развитию речи в ДОО;

- выделять задачи словарной работы;

- характеризовать содержание словарной работы в детском саду;

- выделять направления словарной работы;

- анализировать занятия по первоначальному ознакомлению детей с предметами;

- анализировать занятия по углублению знаний о предметах и явлениях;

- анализировать занятия по освоению видовых и родовых обобщений.

Характеристика современных проблем речевого развития дошкольников.

Причины возникновения речевых нарушений

•    ухудшение экологической обстановки;

•    особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;

•    увеличение числа патологий беременности;

•    увеличение количества родовых травм;

•    ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

•    различные социальные причины.

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

1. Прежде-всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.

. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие¬

недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата

он не всё успеет услышать и понять.

2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или

пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения- трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой,

делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует

свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, если кто-то болен и т.д.

4. Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша

к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может

привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми

и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует

создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

О.М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

А.Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебныезадачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора)

Такая форма речевого развития дошкольников как играпобуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Для успешного овладения детьми материала по развитию речи можно использовать особый вид фронтального занятия – занятия дифференцированного подхода, которые позволяют спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого развития каждого ребенка.

На занятиях дифференцированного подхода ставятся следующие цели и задачи:

• Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

• Развитие мелкой моторики рук;

• Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Создание среды речевого развития, предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста

Работа по созданию речевой среды развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении включает в себя несколько направлений.

Это:

- преодоление имеющихся нарушений речи у детей,

- предупреждение возможных вторичных нарушений речи,

-профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения,

- совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений,

- параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память,

- словесно-логическое мышление.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

•    избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

•    создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

•    исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - организующей- воспитательной
    - развивающей
Цель организующей функции предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов(по В.А. Петровскому):

•    дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

•    активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

•    стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

•    комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

•    эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

•    эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

•    открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

•    половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

•    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

•    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

•    письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";

•    письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

•    Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

•    Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Требования к речи педагога

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

В речи педагогов встречаются следующие недостатки:

•    нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

•    побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

•    произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

•    неправильное ударение в словах;

•    монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

•    ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

•    многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

•    насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

•    использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

•    частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

•    засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

•    копирование речи малышей, «сюсюканье»;

•    использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

•    правильно произносить все звуки родного языка;

•    чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

•    строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

•    использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

•    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

•    связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

•    использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×