Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деятельностный метод на уроке, как эффективная форма усвоения математических понятий | Шаталова Наталья Валентиновна. Работа №345948

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается деятельностный метод как одна из наиболее эффективных форм обучения, направленная на усвоение математических понятий в начальной школе. Описываются основные принципы деятельностного подхода, его преимущества в развитии познавательных умений и навыков у младших школьников. Также приводятся примеры практического применения деятельностного метода на уроках математики, методы оценки и саморефлексии учеников. Статья предназначена для учителей начальных классов, администраторов школ и специалистов в области образования, стремящихся повысить качество преподавания и вовлеченность учеников.

Ключевые слова: деятельностный метод, математические понятия, начальные классы, обучение, активные формы обучения, практический подход, учебный процесс.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД НА УРОКЕ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Шаталова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1 имени А. Ф. Крамаренко, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск

Аннотация. В статье рассматривается деятельностный метод как одна из наиболее эффективных форм обучения, направленная на усвоение математических понятий в начальной школе. Описываются основные принципы деятельностного подхода, его преимущества в развитии познавательных умений и навыков у младших школьников. Также приводятся примеры практического применения деятельностного метода на уроках математики, методы оценки и саморефлексии учеников. Статья предназначена для учителей начальных классов, администраторов школ и специалистов в области образования, стремящихся повысить качество преподавания и вовлеченность учеников.

Ключевые слова: деятельностный метод, математические понятия, начальные классы, обучение, активные формы обучения, практический подход, учебный процесс.

Система образования в России постоянно развивается и адаптируется к потребностям современного общества. В этом контексте деятельность учащихся на уроках математики имеет ключевое значение. Деятельностный метод делает акцент на активности учеников и их участии в процессе обучения, что особенно важно для младших школьников. Этот метод помогает не только усваивать математические концепции, но и развивать критическое мышление, аналитические способности и творческий подход к решению задач.

Основные принципы деятельностного метода

Деятельностный метод обучения основывается на нескольких ключевых принципах, которые делают его эффективным для усвоения математических понятий:

Активное участие: Ученики не просто слушают учителя, а активно вовлечены в процесс обучения. Они работают в группах, выполняют проекты, решают проблемы и участвуют в дискуссиях.

Практическая направленность: Задачи и упражнения имеют практическое значение. Это помогает ученикам увидеть применение математических знаний в реальной жизни.

Критическое осмысление: Учащиеся обучаются не только находить правильные ответы, но и анализировать и обосновывать свои решения. Это формирует у них более глубокое понимание предмета.

Сотрудничество: Работа в группах способствует обмену знаниями и совместному решению задач, что развивает социальные навыки и умение работать в команде.

Преимущества деятельностного метода

Деятельностный метод обучения обладает рядом преимуществ, которые способствуют эффективному усвоению математических понятий:

Повышение мотивации: Интерактивные задачи и проекты заинтересовывают учеников, что значительно увеличивает их вовлеченность в учебный процесс.

Развитие критического мышления: Задачи, требующие анализа и обоснования, способствуют развитию критического мышления у детей, что крайне важно в современном мире.

Лучшее усвоение материала: Активные методы обучения помогают ученикам лучше запоминать и осваивать новый материал, так как они не просто воспринимают информацию, а активно работают с ней.

Формирование практических навыков: Ученики учатся применять теоретические знания на практике, что позволяет им увидеть, как математика используется в реальной жизни.

Примеры практического применения деятельностного метода на уроках математики

Рассмотрим несколько конкретных примеров применения деятельностного метода на уроках математики в начальной школе:

1. Решение проблемных задач в группах

На уроке, посвященном сложению и вычитанию, учитель может предложить ученикам решить проблему, связанную с распределением конфет на празднике. Ученики делятся на группы, каждая из которых получает свою задачу, например, сколько конфет нужно дать каждому другу, чтобы у каждого было одинаково.

2. Проектная деятельность

Ученики могут выбрать тему, связанную с математикой, и создать проект, например, «Как использовать математические знания в кулинарии». Каждая группа должна подготовить рецепт и подсчитать необходимые ингредиенты, используя арифметические операции.

3. Игровые задания

На занятии по геометрии можно организовать игру, в которой ученики должны построить фигуры с помощью подручных материалов (папиросной бумаги, картонов и т.д.). В процессе работы они могут обсуждать свойства фигур и их взаимосвязи.

4. Использование технологий

Современные технологии, такие как интерактивные доски или специальные математические приложения, могут быть интегрированы в уроки. Ученики могут решать задачи в группах, обсуждая свои стратегии и обосновывая выбор решений.

Эффективное применение деятельностного метода требует адекватных методов оценки результатов. Возможные подходы к оценке могут включать:

Формативная оценка: Учитель может наблюдать за процессом работы учащихся в группах, обращая внимание на их взаимодействие, применение знаний и подходы к решению задач. Оценка может быть представлена в виде комментариев и рекомендаций.

Самооценка учеников: Учащиеся могут периодически проводить самооценку своей работы, отвечая на вопросы, такие как: «Что я узнал на уроке?», «Что я мог бы сделать лучше?» и «Как я применил математику в своей жизни?».

Итоговая оценка проекта: Оценка командных проектов может быть основана на критериях, таких как креативность, применение математических понятий, содержание и качество презентации.

Деятельностный метод обучения на уроках математики в начальных классах представляет собой мощный инструмент, позволяющий не только усваивать математические понятия, но и развивать критическое мышление, навыки работы в команде и практические умения. Его применение способствует вовлечению учащихся в учебный процесс и делает обучение более интересным и продуктивным. Учителям начальных классов стоит активно использовать деятельностный подход, адаптируя его к требованиям своей аудитории и специфике материала, что, в конечном итоге, приведёт к повышению качества образования и всестороннему развитию детей.

Список литературы

Далингер В. А., Кабирова Ж. М. Деятельностный метод проводник идей новых образовательных стандартов // МНИЖ. 2014. №3-4 (22). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-metod-provodnik-idey

-novyh-obrazovatelnyh-standartov.

Иванова Е.А. Деятельностный метод обучения при организации урока в начальной школе // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-metod-obucheniya-pri-organizatsii-uroka-v-nachalnoy-shkole.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×