Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития. | Мой кабинет. Работа №352847
Каждый учитель начальной школы в своей практике встречается с разными группами детей: дети c сохранным здоровьем; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии в различной степени, в том числе и дети-инвалиды. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития. Для таких детей нужны специальные условия обучения, которые помогают решать не только общие задачи, но и задачи коррекции недостатков психического развития. Определение "задержка психического развития" говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребёнка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.Учебный план и учебные программы в классах ЗПР имеют свою специфику. Существенное значение для коррекционного учебно- воспитательного процесса имеют методы и приёмы обучения с учётом индивидуального подхода к учащимся.
Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития.
Подготовила: Мироненко С.А.
учитель начальных классов.
Каждый учитель начальной школы в своей практике встречается с разными группами детей: дети c сохранным здоровьем; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии в различной степени, в том числе и дети-инвалиды. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития. Для таких детей нужны специальные условия обучения, которые помогают решать не только общие задачи, но и задачи коррекции недостатков психического развития. Определение "задержка психического развития" говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребёнка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.Учебный план и учебные программы в классах ЗПР имеют свою специфику. Существенное значение для коррекционного учебно- воспитательного процесса имеют методы и приёмы обучения с учётом индивидуального подхода к учащимся. В нашей школе на сегодняшний день есть 4 класса для детей с ЗПР в начальных классах. Я работаю в одном из таких классов. На первом этапе работы в классе для детей с ЗПР, я даже представить, не могла, с какими трудностями придется столкнуться. Проведя диагностику в 0-А классе, выяснила, что у всех детей моего класса, есть проблемы в развитии: некоторые дети отличались поведением, у всех детей ограничен кругозор, у 70% учащихся плохая память, у 80 % - низкий уровень мышления, у 60% недоразвитие произвольного внимания. Почти у всех детей отсутствовала учебная мотивация. С первых уроков стало ясно, что дети затрудняются выражать свои мысли, речь бессвязна, малый словарный запас. Предо мной встал вопрос: как построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы он был направлен на преодоление у детей с ЗПР затруднений в учении, охрану здоровья и коррекцию индивидуальных отклонений в психическом и физическом развитии каждого ребёнка.
Всё это навело меня на мысль обратиться к технологии проблемно - диалогического обучения, а конкретно, к деятельностному подходу в обучении и использовать в своей работе его элементы. Следовательно, цель моей работы – реализация деятельностного подхода при обучении детей с ЗПР. Она реализуется в следующих задачах: повышение результативности обучения, реализация здоровьесберегающих технологий, стимуляция познавательной мотивации. Деятельностный подход предполагает, что учебный процесс не только организует учебную деятельность учащегося, но и обеспечивает в её контексте формирование умений, навыков и способов учебной деятельности. Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. Следовательно, основная идея деятельностного подхода заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.Деятельностный подход применим на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Он является результативным, здоровьесберегающим, позволяет осуществлять разноуровневое обучение.
Контроль усвоения знаний и способов деятельности осуществляется в трех видах: входной (для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня); текущий или промежуточный (после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов материала и развития учащихся и коррекции усвоения); итоговый (для оценки уровня усвоения). Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности происходит с помощью традиционных контрольных работ (в том числе, разноуровневого характера) и тестирования. Рассмотрим структуры построения данных уроков.
Деятельностный подход.
Традиционный подход.
1. оргмомент.
Цель - включение в учебную
деятельность на личностно- значимом уровне (появилось "хочу", "могу"). Условие - доброе пожелание, загадка, шутка и т.д.
1. Организационный момент.
Цель - включение в учебную деятельность, эмоциональный настрой. Условие - доброе пожелание, загадка, шутка и т.д.
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
Цель - готовность мышления и осознание потребности к построению нового образа действия (воспроизведение знаний и умений, достаточных для новых знаний, нового способа действий; тренировка мыслительных операций, создание затруднения в индивидуальной деятельности). Условия - коллективные и индивидуальные формы работы, фиксация затруднения самими учащимися.
2. Повторение ранее пройденного материала. Объявление темы урока, (учитель сообщает тему в готовом виде, а дети воспринимают предлагаемую формулировку. В этом случае у учащихся не возникает мотивации к изучению темы, отсутствует эффект развития).
3. Постановка учебной задачи.
Учитель не даёт тему урока в готовом виде, а организует деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации в форме эвристической беседы. Цель - выявление места и причины затруднения, постановка цели урока, формулировка темы урока через подводящий диалог, сообщение с мотивирующим приёмом.
Учитель сообщает знания в готовом виде, а ученики воспринимают объяснение. При этом понимание нового знания учениками не гарантировано, а развивающий эффект минимален.
4. "Открытие" нового знания.
Цель - построение нового способа действий, формирование способностей для его выполнения.
4Учитель сам в доступной форме излагает новый материал, а дети его воспринимают. Отсутствует мотивация к изучению нового материала.
5. Первичное закрепление.
Цель - усвоение нового способа действий. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма, свойства фронтально, в парах, в игре и т.д.
( развитие навыков самостоятельного труда).
Цель - усвоение нового способа действий. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма, свойства фронтально, в парах, в игре и т.д.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствует включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность).
Цель - перевод внешней деятельности во внутреннюю. Дети самостоятельно выполняют задания, сами проверяют правильность выполнения.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствует включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность).
Цель - перевод внешней деятельности во внутреннюю. Дети самостоятельно выполняют задания, сами проверяют правильность выполнения.
7. Включение в систему знаний, повторение.
Цель - включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного; подготовка к введению нового знания на последующих уроках. Детям даются задания, где новое связано с ранее изученным, тренировка, коррекция ошибок.
7. Введение перспективы в обучении Работа по развитию речи учащихся, творческие задания, использование занимательных упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов.
8. Рефлексия (итог урока).
Цель - самооценка результатов деятельности.
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
8. Итог урока.
Учитель сам подводит итог урока.
Деятельностный метод в этом случае способствует возникновению у детей с ЗПР устойчивого интереса к изучаемой теме, несёт развивающий эффект, снимает эмоциональное напряжение ребёнка.Мы видим, что его использование создаёт условия для формирования у детей готовности к саморазвитию, самовоспитанию и устойчивой системы знаний.
Таким образом, мы видим, что реализация деятельностного подхода даёт возможность развивать способности учащихся, чувствовать себя значимой личностью в процессе урока - "У меня получается, значит, я могу", а это очень важно для детей с ЗПР, позволяет определить уровень своих учебных достижений. Уже в первый год обучения в моём классе выделяется группа детей, которые достигнув программного уровня, хотят большего, т.е. у них возникла потребность в получении знаний сверх необходимого. Мой опыт показывает, что даже в классах для детей с ЗПР, когда используются лишь отдельные элементы деятельностного подхода, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным, нравственным и другим качествам личности.