Деятельностный подход в обучении математике, как средство развития логического мышления учащихся | Потлова Юлия Валентиновна. Работа №351703
Аннотация. Деятельностный подход в обучении математике представляет собой метод, при котором учащиеся активно участвуют в процессе познания через выполнение разнообразных заданий, направленных на решение проблем и развитие аналитических способностей. В статье рассматриваются основные принципы деятельностного подхода, его роль в формировании логического мышления у школьников, а также примеры реализации этого подхода на уроках математики. Особое внимание уделяется тому, как активная учебная деятельность способствует развитию навыков анализа, синтеза, обоснования и аргументации, что является важным компонентом логического мышления.
Ключевые слова: деятельностный подход, обучение математике, логическое мышление, математическая деятельность, аналитические способности, учебная активность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Потлова Юлия Валентиновна, учитель
МОУ "Средняя школа № 5 г. Волжского"
Волгоградская область
Аннотация. Деятельностный подход в обучении математике представляет собой метод, при котором учащиеся активно участвуют в процессе познания через выполнение разнообразных заданий, направленных на решение проблем и развитие аналитических способностей. В статье рассматриваются основные принципы деятельностного подхода, его роль в формировании логического мышления у школьников, а также примеры реализации этого подхода на уроках математики. Особое внимание уделяется тому, как активная учебная деятельность способствует развитию навыков анализа, синтеза, обоснования и аргументации, что является важным компонентом логического мышления.
Ключевые слова: деятельностный подход, обучение математике, логическое мышление, математическая деятельность, аналитические способности, учебная активность.
Современная образовательная парадигма требует от педагогов не только передачи знаний, но и создания условий для самостоятельного освоения материала учениками, развития их интеллектуальных способностей и творческих компетенций. Одним из наиболее эффективных методов в обучении является деятельностный подход, который акцентирует внимание на активной позиции учащихся. В контексте математики этот подход представляет собой основу для формирования логического и критического мышления, которое необходимо учащимся для решения задач любой сложности. В данной статье мы рассмотрим, как деятельностный подход в обучении математике способствует развитию логического мышления школьников и какие методы и приёмы можно использовать для его реализации на практике.
Деятельностный подход в образовании основывается на принципах активного участия ученика в учебном процессе, где он является не просто получателем знаний, но и их активным конструктором. В обучении математике это особенно важно, поскольку математика, как наука, требует от учеников развития умения анализировать, строить логические цепочки и использовать полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Таким образом, задачей преподавателя является не только объяснение теоретического материала, но и создание условий, при которых ученики могут самостоятельно осваивать математические идеи, проверять их и применять на практике.
Важнейшим элементом деятельностного подхода является принцип проблемности. В математике это может быть связано с постановкой таких задач, которые вызывают у учеников интерес и побуждают их искать решение, разрабатывать стратегии и использовать разные методы. В отличие от традиционного подхода, где учащиеся часто пассивно воспринимают информацию, деятельностный подход ставит их в активную позицию: они становятся исследователями, выдвигающими гипотезы, пробующими различные пути решения задач.
Логическое мышление является основой математического познания. Оно включает в себя такие способности, как анализ, синтез, классификация, обоснование и аргументация. Развитие этих навыков невозможно без активной деятельности, где учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, для решения которых требуется не только знание алгоритмов и формул, но и способность их применять в нестандартных ситуациях.
Одним из ключевых аспектов деятельностного подхода является акцент на решении задач, требующих применения логических операций. В процессе их выполнения ученики учатся выстраивать логические цепочки, делать выводы, проверять правильность решений. Это важный этап в развитии аналитических способностей. Когда учащиеся решают задачи, они начинают видеть взаимосвязь между различными частями проблемы, а также учатся аргументировать свои решения и проверять их.
Математические задачи могут быть как теоретическими, так и практическими. Например, задачи на развитие алгоритмического мышления способствуют улучшению способности строить последовательность действий и проверять их корректность. Кроме того, в деятельностном подходе важную роль играет работа с проблемными ситуациями, где учащиеся должны выбрать стратегию решения, а затем аргументировать свой выбор. Такой подход формирует у школьников умение мыслить логически и системно.
Реализация деятельностного подхода в обучении математике требует использования различных методов и приёмов, которые направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Рассмотрим некоторые из них:
Проектная деятельность: учащиеся получают задания, связанные с исследованием различных математических проблем. Работая в группах, они учат друг друга, обсуждают решения и приходят к общим выводам.
Этот метод способствует развитию сотрудничества и навыков аргументации.
Решение проблемных задач: такие задачи требуют от учеников нестандартного подхода. Они не только учат решать задачи, но и стимулируют поиск собственных решений, а также развитие критического мышления.
Математические эксперименты: учащиеся ставят гипотезы, проверяют их с помощью различных математических инструментов и делают выводы.
Этот метод помогает развить навыки исследовательской работы.
Использование технологий: с помощью компьютерных программ и онлайн-ресурсов ученики могут моделировать различные математические
процессы, что способствует развитию логического мышления и навыков работы с данными.
Дифференцированный подход: использование различных уровней задач в зависимости от уровня подготовки учеников. Это позволяет каждому ученику работать в комфортных для него условиях и на своём уровне, что способствует улучшению усвоения материала и развитию логического мышления.
На уроках математики учитель может предложить учащимся решить задачу, которая требует не только математических знаний, но и умения анализировать ситуацию. Например, задача на поиск минимальной стоимости пути с использованием графов или задачи, связанные с логическими играми и головоломками. В процессе решения таких задач учащиеся учатся не только вычислять, но и делать выводы, аргументировать свои действия.
Ещё один пример — использование задач с несколькими решениями, когда учащиеся должны обосновать, почему один из возможных путей решения более предпочтителен, чем другие. Это развивает умение не только решать задачи, но и аргументировать правильность выбранного метода.
В заключение можно отметить, что деятельностный подход в обучении математике является мощным инструментом для развития логического мышления учащихся. Он помогает ученикам не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике, разрабатывать стратегии решения различных задач. Важнейшими аспектами деятельностного подхода являются активная познавательная деятельность, решение проблемных задач и использование разнообразных методов обучения. Эти факторы способствуют развитию аналитических и логических способностей, что имеет важное значение для успешного освоения математики и других учебных предметов.
Список литературы
Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018 г. – № 1. – С. 46–51.
Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: Учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И. Зубарева. - М.: Бином. - 2014. - 247 с.
Наумова М. В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе // Международный журнал экспериментального образования. — 2019. — № 7 — С. 129–133.