Деятельностный подход в обучении в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ☼
Автор: Раимбакиева Лариса Геннадьевна
Деятельностный подход в обучении
в соответствии с требованиями стандартов
нового поколения
(2 слайд)“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Многие годы целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Но по международным сравнительным исследованиям результаты российских школьников одни из самых низких при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Каким образом будет реализован на практике деятельностный подход к обучению? Данная тема актуальна для нашего педколлектива.
Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам образования.
Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
(3 слайд)Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
(4 слайд)Китайская мудрость гласит: ― «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Немного об истории деятельностного характера образования
(5 слайд)Немецкий педагог А. Дистервег еще 200 лет назад говорил о том, что не надо ученика вести с завязанными глазами, он должен открыть истину сам. А учитель должен руководить этим процессом.
И еще: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
К.Д.Ушинский писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
К сожалению, эти важнейшие идеи на долгое время оказались забытыми. Но недавно их вспомнили, и сейчас учителя традиционной системы обучения приходят к ним через собственный профессиональный опыт.
(6 слайд)Система развивающего обучения построена на исследованиях психологов (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин), из которых следует, что на основе внешних действий формируются внутренние действия, т.е. умственные: они-то и обеспечивают человеку умение мыслить, ориентироваться в окружающем мире.
Вот еще важнейший вывод: знания не могут существовать без деятельности. Абстрактные, мертвые, знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности (ведь ты сам добыл их); эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно.
Основоположник отечественной теории учения психолог Л.С.Выготский считал, что источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.
Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата.
Кроме этого, учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями, воспитателями. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать.
Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную увязку («союз») знаний, действий, отношений, развитие личности.
Есть еще один аспект. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.
Сделаем вывод. Из приведенных высказываний и научных работ вытекает:
(7 слайд)человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.
Этот вывод очень важен для преподавания.
Использование деятельностного подхода в начальной школе
(8 слайд)Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохраняются, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которое ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных действий, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а так же оценивать работу своих одноклассников. Нашему обществу нужны современные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия.
Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу? Да, если захочет, будет знать, как это сделать, образовательное пространство будет этому способствовать. Но переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состоять как профессионалу ему не так- то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс обучения. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, создать условия для формирования универсальных учебных действий.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Еще одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
На начальном этапе освоения деятельностного метода учитель может использовать приёмы проблемного введения новых знаний, накопленные в теории проблемного обучения. Это поможет ему в дальнейшем сделать следующий шаг – осмыслить особенности метода рефлексивной самоорганизации и перейти к использованию деятельностного метода обучения во всей полноте.
(9 слайд)Учебная проблема существует на уроке в двух основных формах:
· как тема урока;
· как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока.
(10 слайд) Есть три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
· создание проблемной ситуации,
· подводящий диалог,
· сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
Существует несколько приёмов создания проблемной ситуации.
(11 слайд) Проблемная ситуация возникает, когда учитель даёт задание:
· невыполнимое на начало урока на актуальном уровне знаний;
· невыполнимое из-за непохожести на предыдущее задание;
· невыполнимое, но сходное с предыдущим.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. А в третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими всё-таки не выполнено.
Иногда возможно создание проблемной ситуации «с удивлением». Она возникает, когда учитель предъявляет ребятам противоречивые факты или сталкивает взаимоисключающие мнения учеников.
(12 слайд) Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. Его суть заключается в том, что учитель пошагово, через систему посильных для учеников вопросов и заданий подводит ребят к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока.
(13 слайд) Третий путь постановки учебной проблемы – сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма. Есть два таких приёма: «яркое пятно» и «актуальность».
Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала, например, сказки или фрагмента из художественной литературы.
Второй состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учащихся.
Таким образом, на уроке изучения нового материала учебную проблему можно поставить тремя путями. Первый заключается в создании проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию противоречия и формулированию темы урока или вопроса для исследования. Второй путь – подводящий к теме диалог. Третий – сообщение темы урока с мотивирующим приёмом.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у детей мотивации к усвоению нового знания. Кроме того первые два пути обеспечивают определённый развивающий эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
(14 слайд) Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
1. сам формулирует проблему,
2. сам находит ее решение,
3. сам контролирует правильность этого решения.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
( 15 слайд) – Спасибо за внимание!