Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия? | Гайнуллина Эльвира Зайнулловна. Работа №230088. Номер работы: №230088
Автор: Гайнуллина Эльвира Зайнулловна
Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?
Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.
Что нарушается при дизартрии:
1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.
Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:
Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.
Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.
Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.
Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.
2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.
Как проверить подвижность артикуляционных мышц:
Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.
Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед «трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются одними губами.
Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.
Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.
Результаты проверки:
Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.
Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой.
Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).
При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).
Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение.
3. Нарушается звукопроизношение.
При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.
4. Нарушается речевое дыхание.
Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?
Речь ребенка затухает к концу фразы.
Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».
Ребенок дышит слишком часто.
5. Нарушается голос.
Как при дизартрии может нарушаться голос:
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».
6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.
Как проявляется нарушения мелодичности речи:
Ребенок не может произвольно менять высоту тона.
Речь ребенка монотонна.
Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная.
7. Слюнотечение.
Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.
Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.
Что нарушается при дизартрии:
1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.
Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:
Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.
Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.
Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.
Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.
2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.
Как проверить подвижность артикуляционных мышц:
Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.
Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед «трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются одними губами.
Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.
Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.
Результаты проверки:
Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.
Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой.
Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).
При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).
Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение.
3. Нарушается звукопроизношение.
При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.
4. Нарушается речевое дыхание.
Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?
Речь ребенка затухает к концу фразы.
Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».
Ребенок дышит слишком часто.
5. Нарушается голос.
Как при дизартрии может нарушаться голос:
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».
6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.
Как проявляется нарушения мелодичности речи:
Ребенок не может произвольно менять высоту тона.
Речь ребенка монотонна.
Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная.
7. Слюнотечение.
Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.