Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Диагностика и профилактика тревожности у детей | Лесович Юлия Евгеньевна. Работа №350728

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена проблеме тревожности у детей, с акцентом на диагностику и профилактику этого состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются методы и подходы, которые могут быть использованы педагогом-психологом для своевременного выявления тревожных расстройств и предотвращения их дальнейшего развития. Приводятся примеры диагностических техник, а также рекомендации по профилактике и коррекции тревожности, которые помогают детям адаптироваться к школьной жизни и улучшить их эмоциональное благополучие.

Ключевые слова: тревожность, диагностика, профилактика, дети с ОВЗ, педагог-психолог, коррекция тревожности, эмоциональное благополучие, психоэмоциональное состояние.

Диагностика и профилактика тревожности у детей

 

Лесович Юлия Евгеньевна, педагог-психолог

ГБОУ «Речевой центр» г. Екатеринбург

 

Аннотация.  Статья посвящена проблеме тревожности у детей, с акцентом на диагностику и профилактику этого состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются методы и подходы, которые могут быть использованы педагогом-психологом для своевременного выявления тревожных расстройств и предотвращения их дальнейшего развития. Приводятся примеры диагностических техник, а также рекомендации по профилактике и коррекции тревожности, которые помогают детям адаптироваться к школьной жизни и улучшить их эмоциональное благополучие.

Ключевые слова: тревожность, диагностика, профилактика, дети с ОВЗ, педагог-психолог, коррекция тревожности, эмоциональное благополучие, психоэмоциональное состояние.

 

Тревожность у детей является одним из наиболее распространенных психоэмоциональных состояний, которое может серьезно повлиять на их развитие и поведение. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых, помимо трудностей, связанных с физическими или когнитивными нарушениями, часто проявляются различные эмоциональные расстройства, включая повышенную тревожность. Педагог-психолог играет ключевую роль в диагностике тревожности и в разработке методов ее профилактики и коррекции. В этой статье рассмотрим, как можно эффективно работать с детьми с ОВЗ, выявляя тревожные расстройства и предотвращая их влияние на повседневную жизнь ребенка.

 

Тревожность у детей может проявляться в самых различных формах. В некоторых случаях она выражается в беспокойстве по поводу учебы, социальной адаптации, здоровья или взаимоотношений с окружающими. У детей с ОВЗ тревожность может усиливаться из-за ограничений в физическом или когнитивном развитии, а также из-за трудностей в коммуникации и восприятии окружающего мира. На ранних стадиях важно вовремя распознать симптомы тревожности, чтобы предотвратить развитие более серьезных психологических проблем, таких как депрессия или панические атаки.

Диагностика тревожности у детей — это многогранный процесс, включающий наблюдения за поведением ребенка, беседы с ним, а также работу с родителями и учителями. Важным этапом является выявление внешних проявлений тревожности, которые могут быть физическими, поведенческими или эмоциональными. Например, ребенок может часто жаловаться на головные боли, боли в животе, проявлять беспокойство по поводу предстоящих событий, избегать общения с другими детьми или быть чрезмерно настороженным.

Для диагностики тревожности педагоги-психологи могут использовать различные методики, которые помогают оценить уровень эмоционального напряжения и выявить его причины. Одним из таких инструментов является использование специально разработанных анкет и тестов, например, анкеты С. Розенбаума или теста на тревожность детей Спилбергера. Эти методики позволяют не только выявить наличие тревожности, но и оценить ее степень и причины. Важно помнить, что для детей с ОВЗ важно применять адаптированные версии тестов, учитывающие их особенности восприятия и развития.

Наряду с использованием анкет и тестов, педагог-психолог может проводить беседы с детьми, чтобы лучше понять их переживания и тревоги. Во время таких бесед важно создать доверительную атмосферу, чтобы ребенок мог свободно выражать свои чувства и переживания. Например, можно предложить ребенку рассказать о своих переживаниях через рисование или рассказывание истории. Это помогает не только выявить источник тревожности, но и стать точкой отсчета для дальнейшей работы.

Также немаловажным аспектом является взаимодействие с родителями и учителями. Именно они первыми замечают изменения в поведении ребенка и могут помочь выявить факторы, которые могут способствовать развитию тревожности. Регулярные консультации с родителями, а также создание условий для обмена информацией с учителями, помогают более полно оценить ситуацию и разработать адекватные стратегии вмешательства.

Профилактика тревожности у детей с ОВЗ требует комплексного подхода, который включает не только работу с самим ребенком, но и поддержку со стороны родителей, педагогов и специалистов. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности и поддержке как в учебной среде, так и в семье.

Одним из первых шагов в профилактике тревожности является создание структурированной и предсказуемой среды. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в адаптации, особенно если они не знают, что их ждет в следующий момент. Строгий режим дня, визуальные расписания, заранее предупрежденные изменения в распорядке помогают детям чувствовать себя более уверенно и снижать уровень тревожности. Это особенно актуально для детей, которые не могут справляться с неожиданными ситуациями или резкими переменами.

Еще одной важной составляющей профилактики является обучение детей методам саморегуляции и управления своими эмоциями. Для этого педагог может использовать различные техники, такие как дыхательные упражнения, медитация, прогрессивная мышечная релаксация. Эти методы помогают детям научиться успокаиваться, снижать уровень тревожности и регулировать свое эмоциональное состояние. Например, можно предложить ребенку представить себе спокойное место, куда он может «уйти» в момент тревоги, или научить его концентрироваться на своем дыхании.

Кроме того, полезно проводить занятия, направленные на развитие уверенности в себе и повышение самооценки. Дети с ОВЗ часто переживают из-за своих особенностей и могут чувствовать себя «не такими, как все». Поэтому важно развивать у них позитивное отношение к себе, укреплять веру в свои силы. На практике это может выглядеть, например, как поощрение усилий ребенка, а не только результата. Педагог может организовать игры, в которых дети могут проявить свои способности, получить признание и почувствовать себя успешными, несмотря на трудности.

Профилактика тревожности у детей с ОВЗ также включает обучение социальным навыкам. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют трудности в общении, что может быть источником стресса и тревоги. Поэтому важно создавать ситуации, в которых дети могут тренировать навыки взаимодействия с окружающими. Для этого педагог может использовать ролевые игры, групповые задания или проекты, которые способствуют развитию навыков сотрудничества, общения и решения конфликтных ситуаций.

Примером работы с детьми с ОВЗ может быть случай с ребенком, который испытывает сильную тревогу из-за предстоящего перехода в новый класс. В этом случае педагог-психолог может провести несколько индивидуальных консультаций с ребенком, чтобы понять, что именно вызывает у него беспокойство. Возможно, это связанные с учебой вопросы или страх перед незнакомыми детьми. В такой ситуации полезно использовать технику «путешествия по школе», где ребенку предлагается «познакомиться» с новым классом, пройтись по нему и представить себе, как будут проходить его школьные дни. Также можно предложить ребенку придумать себе ритуал, который поможет снизить тревожность перед уроками (например, «волшебная» ручка или игрушка, которая всегда с ним).

Другим примером может быть работа с ребенком, у которого высокий уровень социальной тревожности. Этот ребенок боится общения с детьми, что затрудняет его интеграцию в коллектив. Педагог может использовать ролевые игры, в которых ребенок будет тренироваться в простых диалогах и взаимодействии с другими детьми. Также важно организовать ситуации успеха, когда ребенок будет получать положительный отклик от окружающих, что поможет ему повысить уверенность в себе.

Тревожность у детей с ОВЗ — это серьезная проблема, которая требует своевременного выявления и комплексного подхода к ее профилактике и коррекции. Работа педагога-психолога заключается не только в диагностике тревожных состояний, но и в создании поддерживающей среды, обучении детей методам саморегуляции, развитии их уверенности и социальной адаптации. Эффективная работа с тревожностью помогает детям с ОВЗ преодолеть эмоциональные трудности и создавать условия для успешного развития в образовательной среде.

 

Список литературы

 

1. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2015 - № 10 – С. 36-41.

2. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2019 – №4(82). – С. 56-60

3. Тимофеева, А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития – 2018 - №3(27). – С. 293-297.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×