ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | Матвеева Наталья Анатольевна. Работа №299775
Автор: Матвеева Наталья Анатольевна
Профессия хорового дирижера по самой природе своей многогранна. Он сам создает свой хор, обучает его, поддерживает его надежную художественную и организационную форму, дирижирует в концертах.
Иначе говоря, в дирижере сочетается искусный и дельный организатор, вокальный и музыкальный педагог, воспитатель-хормейстер, и что особенно важно, артист-исполнитель, умеющий довести плоды коллективной работы до публичного исполнения в самой непосредственной, живой и художественно-заразительной форме. Руководитель хора, независимо от места работы и масштаба деятельности - это интересная личность, человек, одержимый музыкой, искусством хорового пения, педагог.
Музыкальная педагогика – это наука и искусство одновременно. Обучая, мы учим тому, что сами знаем и умеем. Знания и навыки учителя должны не механически передаваться ученику, а способствовать возникновению у ребенка как бы им самим добытых, выращенных знаний и навыков.
г. Ульяновск,
МБУ ДО ДШИ им. М.А. Балакирева
преподаватель хоровых дисциплин
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Профессия хорового дирижера по самой природе своей многогранна. Он сам создает свой хор, обучает его, поддерживает его надежную художественную и организационную форму, дирижирует в концертах.
Иначе говоря, в дирижере сочетается искусный и дельный организатор, вокальный и музыкальный педагог, воспитатель-хормейстер, и что особенно важно, артист-исполнитель, умеющий довести плоды коллективной работы до публичного исполнения в самой непосредственной, живой и художественно-заразительной форме. Руководитель хора, независимо от места работы и масштаба деятельности - это интересная личность, человек, одержимый музыкой, искусством хорового пения, педагог.
Музыкальная педагогика – это наука и искусство одновременно. Обучая, мы учим тому, что сами знаем и умеем. Знания и навыки учителя должны не механически передаваться ученику, а способствовать возникновению у ребенка как бы им самим добытых, выращенных знаний и навыков.
Связь с музыкальной жизнью и практикой искусства является одним из важнейших способов существования и развития прогрессивной дирижерско-хоровой школы. Ее работники- дирижеры, хормейстеры принимают непосредственное участие в строительстве музыкальной культуры. Эту сторону деятельности невозможно отделить от педагогической работы.
Жизненной основой школы является единство обучения и воспитания. Обучение вне воспитания творческого мышления превращается в натаскивание. Система музыкального воспитания творческой индивидуальности предусматривает выявление, развитие и закрепление в ученике, прежде всего сильных сторон его дарования, ибо они являются основой его творческого своеобразия. И несмотря на то, что заканчивая музыкальную школу, не каждый ребенок продолжает свое музыкальное образование, задачей педагога остается стремление развить его способности, показать ему, что он умеет и на что способен, и в конечном счете выявить область деятельности, для которой он лучше всего приспособлен и в которой сможет лучше всего проявить себя с пользой для дела.
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики говорят о том, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально- эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса, оказывает влияние на формирование речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а, вместе с тем, и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Замечено так же, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье учащихся.
Поэтому современная методика и система певческого воспитания должна музыкально воспитать всех учащихся, включая самых слабых, помочь всем развить свой голос, научиться петь по нотам, стать музыкально грамотными. Высокая степень совершенства слуха и голоса, наблюдаемая у современного человека, обязана своим происхождением совместной работе этих органов и влиянию их друг на друга.
В сотрудничестве, в координации работы различных органов, различных анализаторов, одновременно включающих в действие разные центры коры головного мозга, заключены огромные резервы совершенствования, развития самих этих органов, а значит, и развития разнообразных способностей, в том числе музыкальных.
Предлагаемый опыт работы, имеет ввиду использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии и постоянную активизацию сознания в работе на уроке.
В основе процесса воспроизведения мелодии голосом (интонирования) лежит интонационно-певческий рефлекс. Он осуществляется в форме координированного движения систем и звеньев сложного певческого аппарата под контролем музыкального слуха. В понятие певческого движения входит не только движение гортани, дыхательно-мышечной системы, мягких резонаторов надгортанного пространства и артикуляционного аппарата, но также и движение, происходящее в нервнопроводниковой сети и в центральной части нервной системы (т.е. в нервных клетках спинного и головного мозга).
В процессе пения все эти части находятся в постоянной связи и взаимодействии – их функции взаимообусловлены. Однако ведущая роль в этой сложной цепи условно-рефлекторных связей принадлежит музыкальному слуху, посредством которого, поющий воспринимает звучание собственного голоса, оценивает и корригирует, направляет работу певческого аппарата.
Хорошо известно, что музыкальный слух как основа всех видов музыкальной деятельности присущ человеку от природы и развивается при благоприятствующих для этого жизненных условиях. Для каждого учащегося возможность музыкально-слухового развития, прежде всего, определяется условиями его домашнего быта, а затем важнейшую роль играет обучение его пению в музыкальной школе. На занятиях хора или ансамбля, в процессе интонирования мелодии, интенсивно развиваются способность оперирования музыкально-слуховыми представлениями и музыкальная память, а вместе с этим, обостряется чувствительность к чистоте интонации. В развитии этой последней, качественной стороны музыкального слуха, большую роль играют сигналы, поступающие в кору головного мозга от звукообразующего участка гортани. При намерении человека петь, все части певческого аппарата автоматически приходят в состояние той или иной степени готовности к действию, в соответствии с чем, на основании проприоцептивных сигналов от различных участков певческого аппарата, кора головного мозга посылает импульс дифференцированной работой своих тканевых элементов, о чем в свою очередь, снова сигнализирует коре. Так, в процессе кругового движения, устанавливается и закрепляется через упражнение связь между отдельными анализаторами: музыкально-слуховым, звукодвигательным, речедвигательным, дыхательным. Сочетание деятельности этих анализаторов, обеспечивающих певческое мастерство, и являются тем механизмом певческого аппарата, развитие которого лежит в основе обучения детей пению.
Детское пение – сложный психофизиологический процесс. Выполнить художественные задачи на должном уровне каждый учащийся может лишь при правильном функционировании голосового аппарата. Поэтому для педагога и руководителя хорового коллектива, необходимо изучение отдельных сторон процесса голосообразования, знание законов развития детского голоса.
Детское пение отличается от пения взрослых всеми входящими в певческий процесс компонентами. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями, только в таком случае обеспечивается нормальное развитие голоса. Хотелось бы заметить, что в настоящее время существует множество различных методик. Несмотря на это, каждый педагог на своем рабочем месте, со своими детьми вырабатывает и осуществляет свою собственную методику. Разумеется, своя методика не может возникнуть на пустом месте. Чтобы создать что-то свое, необходим опыт, глубокие знания своей профессии, любовь и преданность своему делу.
В своей работе я хочу представить свой собственный опыт работы в детском ансамбле. В настоящее время в музыкальных школах нет конкурсного отбора детей. В связи с этим, возникают дополнительные задачи и поиск возможного участия в певческом процессе детей с разными музыкальными данными.
В нашей школе на эстрадно-джазовом отделении, я собственными силами создала небольшой детский ансамбль. Этот предмет является дополнительным к основному занятию детей по предмету Эстрадное пение. Я считаю, что музыкальное образование детей должно быть основано на классической вокальной школе, даже если потом они будут заниматься любыми другими стилями музыки.
Начиная работу с вновь пришедшими учащимися, необходимо прослушать каждого, так как уровень певческого развития и способностей у всех разный. Обычно большая разница оказывается между детьми, пришедшими из детского сада и из семьи. Как правило, бывшие воспитанники детского сада уже знают много песен, стихов, рассказов, они привыкли быть в коллективе и в школе чувствуют себя более уверено, чем ребята, впервые попавшие в большой детский коллектив. Поэтому, педагог должен ориентироваться на индивидуальные данные детей и, исходя их этого, делать выводы о возможностях каждого учащегося.
В работе с малышами есть два взаимосвязанных пути – игра и музыка. Каждый урок я обязательно включаю в урок элементы игры. В начале года, на протяжении нескольких уроков, ( пока не достигнут успех ), мы учимся слушать тишину. Играем в игру Кто дольше слышит звук. Играю на рояле один звук или красивый аккорд, прошу слушать и поднять руку тогда, когда ребята перестанут его слышать. Сначала получается не у всех, потом все лучше и лучше. Эта игра невероятно полезна в обучении, так как позволяет настроить всех на восприятие музыки, учит именно слышать музыку в музыкальных произведениях.
Каждый урок я приветствую детей маленькой попевочкой, в которой мой голос перекликается с музыкальным ответом детей. Это очень полезная попевочка в плане повторений и запоминания интонаций голоса учителя, а также это очередная игра, которая занимает детей. Очень важное значение на уроках я придаю дыхательной гимнастике, считаю, что это очень полезно практиковать на занятиях вокала, так как дыхание-это основа пения. Кроме того, дыхательные упражнения благотворно влияют на эмоциональное состояние детей и их физиологическое здоровье.
Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок - интонаций, состоящих из 2-3 х разновысоких звуков. Попевки нисходящие и восходящие. Обязательно спрашиваю у ребят куда идет мелодия - вверх или вниз. Это помогает им самим сориентироваться. Стремлюсь к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика mf, обязательно призываю всех слушать себя. Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий, я спрашиваю у ребят, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни.
Как правило, в начале года, среди новых учащихся, в основном дети, поющие неверно. Гудение - нарушение нормального звукообразования, закрепившийся условный рефлекс. Надо его разрушить и создать новый. Те, кто поет неточно из-за нарушения координации между слухом и певческой мышцей, обычно очень скоро начинают интонировать простейшие попевки, а остальным требуется индивидуальная работа. Обычно гудошников я ставлю с хорошо поющими детьми, как можно чаще их спрашиваю пропеть какую-либо фразу из песни. Быстрее идет исправление интонации, когда мы разучиваем какую-то знакомую для них песню, поэтому каждый урок я задаю им задание выучить полюбившуюся песню и спеть ее нам на следующем уроке. Дети сразу чувствуют себя увереннее, когда слышат, что у них получается правильно петь, а главное я показываю им, что добились они чистого пения своим трудом и огромным желанием музыкального творчества.
На всех занятиях я провожу работу над ритмом. Это и простые ритмические задания, и танцевальные движения. На одном из занятий я заметила, что одна девочка повторяет мои дирижерские движения. Это очень заинтересовало меня, и я попросила детей дирижировать со мной всех, кому захочется. Таких детей оказалось больше половины. Я поняла, что в процессе пения, дети рефлекторно показывают характер звука, направление мелодии и даже штрих. Оказалось, что это очень помогает и улучшает пение, некоторые детки выходят и дирижируют вместе со мной.
Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, важно, чтобы исполнение было ярким и выразительным, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении. После показа, обязательно обсуждаю с детьми услышанное: анализируем характер музыки, разбираем непонятные слова. На начальном этапе обучения показ должен быть несколько утрирован: большая, чем обычно протяженность гласных звуков при пении, фермата-задержка или удивление. Перед началом разучивания любого, самого простого произведения, я всегда тщательно прорабатываю партитуру. Надо заранее продумать все сложности: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Главный метод разучивания – метод предупреждения ошибок. Мы все знаем, как трудно переучить неправильно заученные детьми популярные песни. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать произведение детям, вычленить сложную интонацию, сложный ритм. Выучить, освоить их отдельно по нотам, в процессе музыкальной игры.
Как же происходит разучивание песни? Традиционно, учим песню по фразам. Прежде чем петь детям, пропеваю первую фразу я, не менее 2-х раз. Не страшно, что это занимает много времени, зато результат всегда бывает положительным. Следующий урок надо обязательно начать с пения детьми выученного на предыдущем занятии произведения. Закрепить и тут же дать что-то новое, противоположное выученному. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему отлежаться, а затем, снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо впевать, работая над певческой и исполнительской свободой.
Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях. В процессе работы на одном занятии звучит не менее четырех-пяти произведений. Иногда, они исполняются не целиком, а частями. Если музыка разная и решаются различные исполнительские задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным.
Рассказывая о многоголосии в ансамбле, нужно сказать, что элементарное 2-х голосие является результатом качественного развития гармонического слуха. К многоголосию детей надо готовить, начиная с первых шагов обучения, поэтому я каждый урок учу с ребятами новые каноны. Сначала они поют с моим голосом, затем с роялем, в конечном счете, мы делимся на 2-3-4-5 групп. Вначале робко, а затем все смелее появляются аккорды. Это очень интересная и полезная тренировка музыкального слуха, к тому же, это настоящая творческая музыкальная деятельность- то, к чему мы все время стремимся.
Работая в младшем ансамбле, я уделяю серьезное внимание различным способам звуковедения: ребята осваивают приемы цепного дыхания, работаем над расширением диапазона от ля малой октавы до фа-соль второй октавы. В ансамбле у каждого есть свое определенное место. Изменить место можно только с моего разрешения. Принцип размещения певцов в ансамбле таков: самых маленьких - вперед, самых сильных, поющих не первый год - за ними. Среди сильных ребят ставлю одного-двух слабых, подающих хорошие надежды. Поют на занятии у меня не все и не все время. Вначале должно звучать чистое пение, затем постепенно подключаются другие.
Первый ряд обычно совсем маленькие детки, они большую часть времени слушают, поют про себя, накапливают музыкально-интонационный багаж. Главное в моей работе с детьми – радость общения с музыкой, радость познания, радость концерта и радость преодоления очередной ступеньки на пути к замечательному слову получилось! Мы идем медленно, но верно, а я в свою очередь стараюсь помочь каждому, даже если он сегодня поет всего две ноты.
Самое радостное событие для нашего ансамбля – это концертное выступление. К нему мы готовимся заранее и очень серьезно. Выступление для нас большой праздник и конечно, концерты нас многому учат. После выступления, мы обсуждаем что получилось, а что нет. Обсуждение концертов оказывает весьма благотворное воздействие, как на молодых исполнителей, так и на меня лично.
Обучая детей, мы учим их тому, что сами знаем и умеем, а знать педагог должен, очень много. Мы должны быть влюблены в свое дело, со всеми его недостатками и достоинствами. Наше дело не только часы удачных выступлений и концертов, но и годы терпеливой, подчас изнурительной учебной и репетиционной работы, не только мгновенья творческих озарений и находок, но и напряженные часы поисков и сомнений, не только увлечения, но и разочарования, не только взлеты, но и падения. Любовь к нашему делу стимулируется и развивается естественным стремлением к наилучшему приложению своих сил и общественным признанием результатов своего труда. Моим личным критерием в работе является искренняя любовь к детям и постоянное совершенствование в своей профессии.
Список источников:
Воспитание музыкального слуха. Сборник статей. Ред.-сост.А.П.Агажанов. М., Музыка, 1977 год
Казачков С.А., От урока к концерту, 1990 г.
Музыкальное воспитание в школе /Сборник статей/ Составитель О.Апраксина/ Издательство Музыка, Москва, 1966 год
Фейгин Михаил Индивидуальность ученика и искусство педагога/ Издательство Музыка, Москва, 1968 год
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, Москва, Музыка, 1996 год