Диагностика когнитивных нарушений у дошкольников с ОВЗ | Кожемяко Екатерина Евгеньевна. Работа №349993
Аннотация. В статье рассматривается диагностика когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Освещаются методы диагностики, их значимость и примеры применения в детском саду. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку и практическим аспектам работы дефектолога.
Ключевые слова: диагностика, когнитивные нарушения, дошкольники, ОВЗ, дефектолог, индивидуальный подход, методы диагностики.
Диагностика когнитивных нарушений у дошкольников с ОВЗ
Кожемяко Екатерина Евгеньевна, учитель-дефектолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 комбинированного вида" г. Петропавловск
Аннотация. В статье рассматривается диагностика когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Освещаются методы диагностики, их значимость и примеры применения в детском саду. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку и практическим аспектам работы дефектолога.
Ключевые слова: диагностика, когнитивные нарушения, дошкольники, ОВЗ, дефектолог, индивидуальный подход, методы диагностики.
Когнитивные нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это одна из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и специалисты в области коррекционной педагогики. Диагностика этих нарушений является ключевым этапом в разработке эффективной образовательной программы и индивидуального подхода к каждому ребенку.
На начальном этапе работы с дошкольниками с ОВЗ важно определить уровень их когнитивного развития, включая такие аспекты, как внимание, память, восприятие и мышление. Для этого используются различные методы, которые позволяют получить комплексную картину о состоянии ребенка. Применение разнообразных подходов к диагностике позволяет выявить не только наличие нарушений, но и особенности функционирования ребенка в различных условиях.
Один из наиболее распространенных методов — это наблюдение. Специалисты фиксируют поведение ребенка в естественной среде, что позволяет понять, как он взаимодействует с окружающими, какие задачи выполняет с успехом, а с какими у него возникают трудности. Например, в процессе игры дефектолог может заметить, что ребенок не может сконцентрироваться на задании более нескольких минут или не обращает внимания на инструкции, что может свидетельствовать о недостаточном уровне внимания.
Также используются специальные диагностические игры и тесты. Они могут быть как структурированными, так и неформальными. Например, с помощью карточек с изображениями дети могут сортировать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру. Это помогает выявить уровень их аналитического мышления и восприятия. Дефектолог, наблюдая за процессом, может оценить, насколько ребенок способен следовать инструкции и проводить сравнения.
Кроме того, важным аспектом диагностики является взаимодействие с родителями. В ходе беседы с мамами и папами специалисты могут получить ценную информацию о развитии ребенка, о том, какие трудности он испытывает в домашних условиях. Это может помочь сформировать более полное представление о когнитивных нарушениях и адаптировать подход к каждому ребенку.
К примеру, одна из моих учениц, Лена, с трудом выполняла задания, требующие запоминания последовательности действий. В процессе наблюдения я заметила, что она очень любит играть с конструкторами, однако не всегда могла повторить построенное ранее. Мы с родителями решили, что будем использовать конструктора не только для свободной игры, но и для выполнения специальных заданий. Со временем Лена начала лучше справляться с задачами на запоминание, что положительно сказалось на ее общем развитии.
Также нельзя забывать о применении методик для работы с памятью. Различные игры на запоминание, такие как «Угадай, что изменилось» или «Найди пару», помогают развивать эту важную способность. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и эмоциональное состояние. Например, если ребенок испытывает страх перед новыми заданиями, важно начать с более простых игр, чтобы не перегружать его и создать атмосферу успеха.
Интеграция игровых методов в диагностику позволяет не только собирать информацию о когнитивных способностях детей, но и поддерживать их мотивацию к обучению. Это особенно важно для дошкольников, которые учатся через игру. Занятия должны быть насыщенными и интересными, чтобы вызвать у детей желание участвовать и открывать для себя новое. Например, используя элементы ролевых игр, можно моделировать различные ситуации, требующие от ребенка применения знаний и навыков.
Следует также отметить, что диагностика — это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс. Состояние ребенка может изменяться, поэтому регулярная переоценка когнитивных функций является необходимым условием успешной коррекции. Например, в процессе работы с Сережей, у которого были замечены задержки в развитии памяти, я заметила положительную динамику. Благодаря регулярным занятиям и индивидуально подобранным заданиям, его способность запоминать и воспроизводить информацию значительно улучшилась.
Работа с дошкольниками с ОВЗ требует от дефектолога высокой степени чуткости и профессионализма. Каждый ребенок уникален, и подход к диагностике и коррекции должен быть индивидуализированным. Важно помнить, что основной задачей является создание таких условий, в которых каждый ребенок сможет максимально раскрыть свой потенциал.
Таким образом, диагностика когнитивных нарушений у дошкольников с ОВЗ — это сложный и многогранный процесс, который требует глубокого понимания особенностей каждого ребенка и применения разнообразных методов и подходов. Успех этой работы зависит от взаимодействия специалистов, родителей и самих детей. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов и помочь детям развиваться, несмотря на имеющиеся ограничения.
Список литературы
1. Диагностика познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / сост. О.А. Евдошенко, И.И. Селих, Н.В. Бочкарева, Л.А. Сатрукова, О.А. Гузь, О.В. Овчарова. — Краснодар: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №223 „Лебёдушка“», 2021.
2. Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для родителей / сост.: Д.П. Чуева, ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» — Региональный модельный центр дополнительного образования детей. — Тамбов, 2019. — 32 с.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2015. — 474 с.