Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Диагностика критического мышления | Теретышник Кирилл Сергеевич. Работа №290526

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Теретышник Кирилл Сергеевич
Аннотация. Статья посвящена анализу термина «критическое мышление». В статье рассмотрены принципы критического мышления, предложены приёмы формирования навыков критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление

Abstract. The article is devoted to the analysis of the term "critical thinking". The article discusses the principles of critical thinking, offers techniques for the formation of critical thinking skills.

Keywords: critical thinking

Постановка проблемы. В современном информационном веке мы часто слышим употребления термина «критическое мышление», однако далеко не всегда понимаем значения этого понятия.

Цель статьи ознакомиться с понятием «критическое мышление» и получить практические рекомендации по навыкам критического мышления.

ДИАГНОСТИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Автор: Теретышник Кирилл Сергеевич, преподаватель первой квалификационной категории

ЕУВК «Интеграл», г. Евпатория,

АНО «ПОО Медицинский колледж «Монада», г. Евпатория

 

Аннотация. Статья посвящена анализу термина «критическое мышление». В статье рассмотрены принципы критического мышления, предложены приёмы формирования навыков критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление

Abstract. The article is devoted to the analysis of the term "critical thinking". The article discusses the principles of critical thinking, offers techniques for the formation of critical thinking skills.

Keywords: critical thinking

Постановка проблемы. В современном информационном веке мы часто слышим употребления термина «критическое мышление», однако далеко не всегда понимаем значения этого понятия.

Цель статьи ознакомиться с понятием «критическое мышление» и получить практические рекомендации по навыкам критического мышления.

Изложение основного материала исследования.

Сегодня наше мнение во многом формируется благодаря тому, что мы где-то услышали или прочитали. Каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного. Каждый старается выработать для себя тактику маневрировать в современном информационном потоке, выбрав за основу своих убеждений авторитетные издания, публикации, мнения известных личностей, экспертов и т.п. Однако, немудрено, что даже эксперты могут ошибаться. Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» – думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы, а иногда и поставить их под сомнения помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически? Попробуйте задать себе этот вопрос. И как вы считаете, умеете ли вы мыслить критически?

Критическое мышление представляет собой комплекс знаний и навыков, который включает в себя познания в области философии, логики, социологии, психологии и педагогики. Критическое мышление это уникальная и довольно редкая способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения.

Сам термин «критическое мышление» берет свое начало у американского философа Джона Дьюи, который чаще всего использовал термин как «рефлективное мышление»: «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствия, к которым оно приводит» [2].

Психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [3].

Американский педагог и философ Роберт Эннис, считается одним из значимых представителей, внесших огромный вклад в область исследования критического мышления, даёт следующее определение критическому мышлению – это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и оценки информации, собранной или генерируемой посредством наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, как руководство к вере и действию» [4].

Социологические исследования показывают, что 90% людей считают, что умеют мыслить критически и только 10% людей сомневаются в своих способностях, утверждая, что мыслить критически очень тяжело.

Исходя из проведенных выше исследований, можно сформулировать следующий принцип «Если поставить под сомнения личные взгляды/убеждения людей, то 90% из них будут оспаривать данные сомнения и отстаивать свои убеждения. Если сообщить остальным 10%, что их личные взгляды носят весьма рациональный характер, то большинство из них поставит это суждение под сомнение».

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят «X», потому что «Y». Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически – значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение? А может в этой ситуации есть еще обстоятельства «Z», о которых мы даже не имели понятия?

Важно понимать, что отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится – не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать:

1. Если все эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным.

2. Если эксперты не пришли к согласию, не эксперты не должны считать верным никакое мнение.

3. Когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором».  

Можно ли научиться мыслить критически? Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. 

Важным компонентом обучения критическому мышлению является умение задавать правильные вопросы. Вопросам нужно уделять гораздо больше внимания, нежели ответам оппонента, так как от этого может варьироваться и ответ оппонента. Таким образом, можно сделать вывод, что оглашенная оппонентом информация может быть усвоена нами как «Х» и «Y» или «ХY», всё зависит от различных ситуационных моментов, возможных обстоятельств, нюансов и т.п.

Одной из методик развития в себе навыков критического мышления может быть составление вопросов к материалу, например из прочитанной или услышанной информации, научной статьи, книги, фильма и т.п. Попробуйте составить вопросы, таким образом, что бы сначала ответ на них был очевиден, а потом неоднозначен или имел несколько различных ответов одновременно. Также, можно попробовать составить тестовые вопросы, сначала с одним правильным вариантом ответа, а потом, с этим же вопросом, с предложенными двумя и более правильными вариантами ответа. Такая методика научит Вас пониманию важности правильно задавать вопросы и возможности видеть различные формулировки ответов при одинаковых исходных данных.

 

Таким образом, социологические исследования показали, что около 10% общества ставит свои суждения под сомнения, понимает сложность этого процесса, а значит, имеют навыки критического мышления. Масштабный переход общества к критическому уровню мышления создаст предпосылку для начала нового цивилизационного развития – ступень эволюции развития следующего вида людей, идущего после Нomo sapiens.

 

Список использованный источников:

1. Бертран Рассел. Философский словарь разума, материи, морали. Изд. Port-Royal, 1996 г.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика / Пер. с англ. Н.М. Никольский. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.

3.  Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512c. с.22.

4. Ennis, Robert H. (2015), Critical Thinking.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×