Диагностирование –механизм результативности воспитательного процесса | Литвинова Ольга Александровна. Работа №316229
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Каждому педагогу-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.
Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Это деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребёнка, формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти процессы.
Цели, виды, методы и методики диагностирования.
Учитель математики ГБОУ СОШ №324 Курортного района Санкт-Петербурга. Литвинова О.А.
Диагностирование –механизм результативности воспитательного процесса
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» К.Д.Ушинский.
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Каждому педагогу-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.
Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Это деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребёнка, формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти процессы.
Понятие мониторинга пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В педагогике- получение достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов; Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса.
Цель – - создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Что наиболее важно исследовать?
А. Личность самого воспитанника. Личностный рост школьника.
1.Отношение к миру (Отношение к семье, Отношение к отечеству, Отношение к Земле, Отношение к труду, Отношение к культуре, Отношение к знаниям).
2. Отношение к другим людям.
3. Отношение к себе (Отношение к своему телу, Отношение к душевному состоянию, Отношение к духовному). Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. В этом смысле душевная жизнь‑предпосылка и условие духовной жизни. И вместе с тем индивид становится личностью в наиболее полном и строгом смысле, когда его душевная и духовная жизнь сплавляются в цельность.
Б. Формирование коллектива:
1. Состояние межличностных отношений 2. Развитость деловых отношений.3.Сформированность совместной деятельности. 4. Активность учащихся. 5. Развитость ученического самоуправления.6 Развитость внешних связей с другими коллективами.
Мониторинг может быть нулевым; промежуточным; итоговым.
Как рациональнее организовать мониторинг в школе?
На первом этапе. Первый шаг – определяется объект мониторинга и направления, по которым будет вестись сбор информации (например, количество учащихся, совершивших правонарушения).
Второй шаг – отбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, промежуточном, итоговом.
Последний шаг – выбор инструментария (или каналов наблюдения, т. е. средств и способов получения информации о свойствах объекта).
На втором этапе – практическом, идёт сбор информации. Это можно делать при помощи наблюдения, анализа документов, посещения уроков, рейтинга, контроля ЗУН, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки. Этот этап требует наибольшего времени, разнообразия видов деятельности.
Третий этап – аналитический – это обработка и систематизация информации. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
Хочу ознакомить вас с некоторыми методами исследования.
Вы все понимаете, что определенное время в нашей деятельности, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.
Из опыта работы видно, что самый распространенный и естественный в работе каждого педагога метод наблюдения является эффективным. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. В качестве рекомендации, хочу сказать, что педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений воспитанника: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное – это научиться правильно истолковывать их социальное значение. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности ее формирования.
Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. Если есть необходимость, слова и поступки воспитанника можно записывать. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.
Беседа- этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания ее проблем.
Следующий метод диагностики, который мы используем – это анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
При составлении анкет используются вопросы:
о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.);
о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности);
о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение);
об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен).
По форме вопросы могут быть: прямыми; косвенными; закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный); открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа);
.
Следующий метод интервью. При использовании этого метода, мы заранее готовим вопросы каждому конкретному ребенку, подростку. При использовании этого метода применяем разговорный стиль общения; создаем привычную для воспитанника среду обитания; учитываем возможности отвечающего, временной фактор (достаточное количество времени); устраняем влияние третьих лиц.
Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. Как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования. Этот метод больше используют в своей деятельности педагоги-психологи, но и мы стараемся в своей работе его использовать.
Существует метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в социально-педагогической деятельности.
С целью изучения личности подростка и его социальных связей, хочу привести некоторые примеры используемых мною методик:
1) Недописанный тезис. Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.
Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:
Я был воспитан с убеждением в том, что:
семья – это... работа – это... деньги – это... учеба – это... мужчина – это... женщина – это...успех – это...
Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают (знаком «+»), а с какими категорически не согласны (знаком «–»). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.
2) Недостатки — продолжение достоинств
Эта методика позволит педагогу по-новому взглянуть на подростка. Выявите наиболее развитые качества подростка. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу «недостатки – продолжение достоинств».
Например:
упрямство – умение отстаивать свою точку зрения;
жадность – способность жить экономно;
выскочка – любопытный, желающий помочь, имеет свое мнение;
робость – скромность, стеснительность.
3) Что я люблю? Что я не люблю
Эта методика выявляет жизненные ценности подростка. Педагог просит детей написать по 10 ответов на вопросы «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».
4) Ранжирование
Расставьте по порядку личной значимости качества личности, ценности, занятия. (1-13)
Качества личности Ценности Занятия
Умный Друзья Читать
Честный Труд Смотреть телевизор
Скромный Знания Гулять
Справедливый Родина Веселиться
Трудолюбивый Деньги Общаться с друзьями
Верный Школа Учиться
Ласковый Человек Помогать по хозяйству
Добрый Природа Заботиться о животных
Предприимчивый Здоровье Играть с малышами
Общительный Семья Заниматься спортом
Веселый Успех Слушать музыку
Энергичный Творчество Возиться с техникой
2) Педагог предлагает учащимся ранжировать местоимения. Местоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит ребенок на первое («я», «мы»), что на последнее?
Можно усложнить задание, попросив участников после ранжирования уточнить (надписать), какой смысл они вкладывают в каждое из этих местоимений. Например: под местоимением «мы» может подразумеваться или семья, или друзья, или класс, или страна...
5) Фантастический выбор
Методика позволяет определить потребности детей. Педагог предлагает детям ответить на вопросы.
Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно, отрок?»
На один час ты становишься волшебником, что бы ты сделал?
Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей) ты возьмешь с собой?
6) Недописанное предложение
Педагог предлагает детям продолжить письмо незнакомому другу:
Я живу хорошо, потому что ... Я живу плохо, потому что ...
7) Анкета «Я и мои друзья»
У вас есть круг друзей? (Да, нет).
Что вас объединяет: работа с техникой; посещение кино; игра на гитаре; хобби (какое);другое (допишите)
Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?
К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?
Какие качества ценят в вас друзья?
Вспомните случаи, когда вы могли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой.
Как вы себя чувствуете со своими друзьями:
«И скучно, и грустно, и некому руку подать...»;
жизнь прекрасна и удивительна;
то взлет, то падение.
Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?
Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей?
Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:
мои друзья; моя компания; тусовка; мой двор; моя команда; другой вариант (допишите).
Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это? И т.д.
Успех воспитательных усилий во многом зависит и от установившихся межличностных отношений в классе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничества и заботе друг о друге.
педагогу очень важно выявить взаимоотношения между детьми в классе. Одной из самых известных и результативных методик, применяемых в социально-педагогической исследовательской практике, является социометрия. Она не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в классе, но и дает возможность социальному педагогу работать как индивидуально с «отторгнутыми» или «негативными лидерами», так и с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности (класс, кружок, клуб и др.).
педагог может также, в целях оздоровления обстановки, предложить ребятам совместно разработать кодекс правил, норм поведения как на уроке, так и в личных взаимоотношениях, дополненный продуманной системой штрафов за нарушения.
Существуют различные методы и методики педагогической диагностики. Каждый из нас использует приемлемый для себя, для определенного контингента, специфики, методы и методики диагностирования. За такой короткий период времени невозможно осветить все методы и методики, я ознакомила вас только с частью из используемых нами.
Уважаемые коллеги, следующие после постановки «диагноза» (результата диагностики), этап – поиск путей решения данной проблемы. Для этого на основании диагноза мы ставим цель и определяем конкретные задачи предстоящей работы, разрабатываем индивидуально-коррекционные программы, план дальнейших действий.
1.Вовлеченность детей в творческие объединения системы дополнительного образования (по направлениям). Цель: организация свободного времени учащихся по интересам, снижение криминогенного фактора.
2.Включенность в досуговую внеклассную, внешкольную деятельность. Цель: развитие личностных качеств учащихся через участие в коллективных творческих делах, формирование устойчивых интересов по ведению здорового образа жизни.
3.Проведение информационно-просветительской работы в процессе обучения через предметы химия, ОБЖ, биология. Цель: формирование понятий о здоровом образе жизни, о здоровье организма как целостной системы, о вреде одурманивающих, токсических веществ, об экологии души человека.
4.Организация условий эффективного общения учащихся во внеурочное время. Цель: создание условий формирования правильных межличностных отношений, снижение риска группового криминогенного фактора.
5.Организация индивидуальной консультационной работы специалистов (нарколог, психолог) с детьми и родителями, которым необходима помощь. Цель: знакомство детей, родителей с проблемой с точки зрения врача; противопоставление понятия «болен» понятию «здоров», «здоровье», «здоровый образ жизни»; нацеливание на позитив, поиск путей решения проблемы.
И хочу закончить свое выступление следующими важными для меня словами академика Адриана Дубровского. «Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь».