"Диалектика души" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" | Мой кабинет. Работа №352698
Конспект урока по литературе на 1 курсе СПО
Тема: «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Учитель русского языка и литературы
Термин «диалектика души» прочно закреплен за творчеством Л. Н. Толстого. Но в учебнике И. Н. Сухих мы встречаем еще одно понятие - «диалектика поведения».
Цели нашего урока:
1) Выявить, что же такое «диалектика души» и «диалектика поведения» по Толстому.
2) Выявить авторское отношение к персонажам романа.
Конспект урока по литературе на 1 курсе СПО
Тема: «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Учитель русского языка и литературы
Иванова Наталья Владимировна
Термин «диалектика души» прочно закреплен за творчеством Л. Н. Толстого. Но в учебнике И. Н. Сухих мы встречаем еще одно понятие - «диалектика поведения».
Цели нашего урока:
1) Выявить, что же такое «диалектика души» и «диалектика поведения» по Толстому.
2) Выявить авторское отношение к персонажам романа.
I. Слово учителя.
Ведущим мотивом творчества Л. Н. Толстого стало испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Если бы в человеке такие перемены оказались бы невозможными, то рухнул бы взгляд Толстого на мир, уничтожились бы его надежды.
Когда-то великий писатель выразился так: "Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобою и никогда не убавлялось и не тлело. Богатство это - твоя душа". Мне кажется, что это слова мудреца, который всю свою жизнь стремился разгадать тайну человеческой души. И это ему удалось.
У русского народа есть замечательное выражение: «Глаза - зеркало души». Лев Николаевич Толстой, зная о народной мудрости, сумел передать всю красоту человеческой души через описания выражений глаз, взглядов. И вот мы уже видим лучистые" глаза княжны, ловим "скучающий взгляд" Андрея Болконского, ищем "блестящие" глаза Наташи Ростовой.
У Ф. Сологуба есть блестящая миниатюра «Глаза» (тексты распечатаны на каждую парту)
Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые - все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза:
-Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали глазенки, засуетились, говорят:
-Да так себе, понемножечку, полегонечку.
И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза: «Что вы смотрите? Что видите?»
Скосились гляделки, закричали:
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!
Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб
Вопросы:
1. Найдите в тексте определения глаз, глазенок, гляделок.
2. Говорят, глаза – зеркало души. Представьте себе людей с глазами, глазенками, гляделками. Напишите о них.
Как оказывается много могут рассказать нам глаза!
А теперь обратимся к роману Л. Н. Толстого.
По приведенным ниже описаниям выражений глаз, взглядов определите героя романа-эпопеи Толстого. Охарактеризуйте героя, дайте комментарии к отрывкам из произведения. (Задания распечатаны на парту)
Задание №1
- "Хотя действительно (?) был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной".
- "(?), со времени входа князя Андрея в гостиную, не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку".
- "Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым (?) смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту…".
- "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, (?) чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался".
Задание №2
- "Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою".
- "…глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском".
- "(?) добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства".
- "Слова были ласковы, улыбка была на губах и на лице (?), но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, (?) не мог придать радостного и веселого блеска".
- "Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову".
Задание № 3
- "Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза (?), большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".
- "(?) повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице Андрея".
- "Из больших глаз ее светились лучи доброго света".
Задание № 4
- "Борис помнил ту (?) в коротеньком платье, с черными, блестящими из-под локонов глазами".
- "Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему миру".
- "(?) знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея".
- "(?) с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их".
II. Работа с учебником И. Н. Сухих
1. Прочитайте главу учебника «Герои: диалектика души и диалектика поведения». Объясните понятия «диалектика души» и «диалектика поведения», используя материал статьи учебника. Как классифицирует персонажей романа автор учебника? Согласны ли вы с данной классификацией
2. которые могут быть отнесены к каждой из этих групп.
III. Письменная работа
Основываясь на материалах задний, приведенных выше, напишите сочинение-миниатюру об одном из героев романа «Война и мир». Выявите авторское отношение к данному персонажу. Обратите внимание на классификацию героев, предложенную автором учебника. Совпадает ли данная классификация с вашим мнением? Обоснуйте свой ответ.
IV. Чтение и обсуждение работ
Рефлексия
V. Домашнее задание