Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Диалектика души" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" | Мой кабинет. Работа №352698

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока по литературе на 1 курсе СПО

 

Тема: «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

Учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Термин «диалектика души» прочно закреплен за творчеством Л. Н. Толстого. Но в учебнике И. Н. Сухих мы встречаем еще одно понятие - «диалектика поведения».

 

Цели нашего урока:

1) Выявить, что же такое «диалектика души» и «диалектика поведения» по Толстому.

 

2) Выявить авторское отношение к персонажам романа.

Конспект урока по литературе на 1 курсе СПО

 

Тема: «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

Учитель русского языка и литературы

Иванова Наталья Владимировна

 

 

Термин «диалектика души» прочно закреплен за творчеством Л. Н. Толстого. Но в учебнике И. Н. Сухих мы встречаем еще одно понятие - «диалектика поведения».

 

Цели нашего урока:

1) Выявить, что же такое «диалектика души» и «диалектика поведения» по Толстому.

 

2) Выявить авторское отношение к персонажам романа.

 

I. Слово учителя.

 

Ведущим мотивом творчества Л. Н. Толстого стало испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Если бы в человеке такие перемены оказались бы невозможными, то рухнул бы взгляд Толстого на мир, уничтожились бы его надежды.

 

Когда-то великий писатель выразился так: "Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобою и никогда не убавлялось и не тлело. Богатство это - твоя душа". Мне кажется, что это слова мудреца, который всю свою жизнь стремился разгадать тайну человеческой души. И это ему удалось.

 

У русского народа есть замечательное выражение: «Глаза - зеркало души». Лев Николаевич Толстой, зная о народной мудрости, сумел передать всю красоту человеческой души через описания выражений глаз, взглядов. И вот мы уже видим лучистые" глаза княжны, ловим "скучающий взгляд" Андрея Болконского, ищем "блестящие" глаза Наташи Ростовой.

 

 

У Ф. Сологуба есть блестящая миниатюра «Глаза» (тексты распечатаны на каждую парту)

 

Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые - все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

 

Спросили глаза:

 

-Что вы бегаете? Чего ищете?

 

Забегали глазенки, засуетились, говорят:

 

-Да так себе, понемножечку, полегонечку.

 

И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза: «Что вы смотрите? Что видите?»

 

Скосились гляделки, закричали:

 

- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

 

Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

 

Ф. Сологуб

 

Вопросы:

 

1. Найдите в тексте определения глаз, глазенок, гляделок.

 

2. Говорят, глаза – зеркало души. Представьте себе людей с глазами, глазенками, гляделками. Напишите о них.

 

Как оказывается много могут рассказать нам глаза!

 

А теперь обратимся к роману Л. Н. Толстого.

 

По приведенным ниже описаниям выражений глаз, взглядов определите героя романа-эпопеи Толстого. Охарактеризуйте героя, дайте комментарии к отрывкам из произведения. (Задания распечатаны на парту)

 

Задание №1

 

- "Хотя действительно (?) был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной".

 

- "(?), со времени входа князя Андрея в гостиную, не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку".

 

- "Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым (?) смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту…".

 

- "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, (?) чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался".

 

Задание №2

 

- "Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою".

 

- "…глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском".

 

- "(?) добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства".

 

- "Слова были ласковы, улыбка была на губах и на лице (?), но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, (?) не мог придать радостного и веселого блеска".

 

- "Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову".

 

Задание № 3

 

- "Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза (?), большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

 

- "(?) повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице Андрея".

 

- "Из больших глаз ее светились лучи доброго света".

 

Задание № 4

 

- "Борис помнил ту (?) в коротеньком платье, с черными, блестящими из-под локонов глазами".

 

- "Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему миру".

 

- "(?) знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея".

 

- "(?) с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их".

 

II. Работа с учебником И. Н. Сухих

 

1. Прочитайте главу учебника «Герои: диалектика души и диалектика поведения». Объясните понятия «диалектика души» и «диалектика поведения», используя материал статьи учебника. Как классифицирует персонажей романа автор учебника? Согласны ли вы с данной классификацией

 

2. которые могут быть отнесены к каждой из этих групп.

 

III. Письменная работа

 

Основываясь на материалах задний, приведенных выше, напишите сочинение-миниатюру об одном из героев романа «Война и мир». Выявите авторское отношение к данному персонажу. Обратите внимание на классификацию героев, предложенную автором учебника. Совпадает ли данная классификация с вашим мнением? Обоснуйте свой ответ.

 

IV. Чтение и обсуждение работ

Рефлексия

V. Домашнее задание

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×