Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра «Флора и фауна Якутии» как средство обогащения экологических знаний детей 6-7 лет | Николаева Александра Максимовна. Работа №344709. Номер работы: №344709

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) устанавливает актуальность экологического образования в дошкольном возрасте.

Экологическое образование является актуальной проблемой современности. В экологии проявляются такие масштабы обобщения, какие достигнуты лишь в немногих областях знаний. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразные и многоаспектные: от конкретных сведений о практике природопользования до мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. В. А. Сухомлинский называл природу главным источником всестороннего развития ребенка: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Дидактическая игра «Флора и фауна

Якутии» как средство обогащения экологических знаний детей 6-7 лет

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Николаева Александра Максимовна

Студентка группы ДО20Б

 

Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»

 

Руководитель: Уваровская Ольга Андреевна

Рецензент: Сивцева Мария Ивановна

 

Допущена к защите: «____» ______20__г.

 

Защищена: «____»_______________20__г.

 

С оценкой___________________________

 

 

2023-2024 учебный год

Введение

Актуальность исследования. Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) устанавливает актуальность экологического образования в дошкольном возрасте [2].

Экологическое образование является актуальной проблемой современности. В экологии проявляются такие масштабы обобщения, какие достигнуты лишь в немногих областях знаний. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразные и многоаспектные: от конкретных сведений о практике природопользования до мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. В. А. Сухомлинский называл природу главным источником всестороннего развития ребенка: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» [37].

Особенно актуальной она является в регионах Якутии, так как природа Севера является очень хрупкой и жизнь человека целиком зависит от природных условий. К сожалению, в последнее время наблюдаются факты загрязнения природы, что приводит к катастрофическим явлениям. Например, в катастрофическом положении находится в данное время состояние реки Вилюй в Якутии. Население Якутии бьет тревогу по загрязнению одной из крупных рек республики. В таких условиях воспитание у детей бережного отношения к природе, в том числе образованность в области экологии родного края является наиболее актуальной проблемой. На состоявшемся 2 апреля 2017 г. Втором съезде экологов Якутии были поставлены вопросы экологического образования населения, начиная с дошкольного возраста [44].

Однако анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательной деятельности приобретает проблема ознакомления дошкольника с окружающим его миром. Экологическое образование, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу – формировать и обогащать экологические знания детей [43].

Именно поэтому мы решили разработать дидактическую игру «Флора и фауна Якутии» с учетом регионального компонента, благодаря которой ребёнок 6-7 лет сможет расширить свои знания в области животного и растительного мира нашего региона путем непосредственной игры.

Объект исследования: процесс обогащения экологических знаний детей 6-7 лет с животными и растениями Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: педагогические условия обогащения экологических знаний через применение дидактической игры «Флора и фауна Якутии» по ознакомлению детей 6-7 лет с животными и растениями Республики Саха (Якутия).

Цель: теоретическое обоснование и выявление эффективности использования дидактической игры «Флора и фауна Якутии» направленной на обогащение экологических знаний детей 6-7 лет.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

Изучить

психолого-педагогическую литературу по теме исследования

;

Определить методы и формы работы по обогащению экол

огических знаний детей 6-7 лет

;

Выявить

уровень знаний детей 6-7 лет о животном и растительном мире Якутии

;

Разработать и апроб

ировать дидактическую

игру «Флора и фауна Якутии»

;

Провести

анализ

результатов проведенной работы

.

Гипотеза: мы предполагаем, что обогащение экологических знаний детей 6-7 лет будет эффективным, если теоретически обосновать и выявить эффективность использования дидактической игры в процессе обогащения экологических знаний, разработать дидактическую игру «Флора и фауна Якутии» с учетом регионального компонента и целенаправленно использовать данную игру.

Методы исследования: анализ теоретических литературных источников, наблюдения, беседа, диагностирование.

Новизна исследования заключается в разработке авторской дидактической игры с использованием данных, взятых из Красной книги Республики Саха (Якутия).

Теоретическая значимость заключается в изучении теории по экологическому образованию детей 6-7 лет.

Практическая значимость исследования связана с возможностью применения материалов исследования педагогами дошкольных образовательных организаций, а также студентами педагогических учебных заведений.

База исследования: МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы».

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические основы обогащения экологических знаний детей 6-7 лет посредством дидактической игры

Содержание экологического образования детей 6-7 лет

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) к 6-ти годам ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам, имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года [5].

В области познавательного развития педагог должен расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы .

Педагог расширяет и актуализирует представления детей о многообразии природного мира родного края, в нашем случае, Республики Саха (Якутия), также рассказывает о некоторых наиболее ярких представителях животных и растений разных природных зон (пустыня – кумах куйаар, степь – хонуу куйаар, тайга - тайҕа, тундра - туундара и др.), об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года. Закрепляет умение сравнивать, выделять свойства объектов, классифицировать их по признакам, формирует представления об отличии и сходстве животных и растений, их жизненных потребностях, этапах роста и развития [34].

Поскольку для современных пропедевтических курсов первостепенной является задача максимальной социализации и адаптации ребенка к меняющимся условиям, одним из обязательных требований к работе с детьми подготовительной к школе группы становится соблюдение преемственности в формировании целостной научной картины мира и экологическом образовании [43].

Необходимость этого обуславливается тем, что в системе дошкольного образования, обязательным условием является сосуществование различного типа знаний:

1) направленных на развитие отдельных психических функций, строящихся в логике их искусственного изолирования (по развитию речи, сенсорных способностей);

2) строящихся в логике школьного учебного предмета (математика, подготовка к освоению грамоты, экология, риторика, информатика);

3) нацеленные на формирование технических умений и навыков, специфичных для определенного вида деятельности, в логике их усложнения (изобразительная деятельность, конструирование);

4) сориентированные на расширение представлений, знаний детей о мире (ознакомление с окружающим миром, художественной литературой) [42].

Дети 6-7 лет имеют первичные, разноплановые представления о предметах и явлениях природы («Осень наступила, потому что солнышко не греет и листья опадают»), часть которых не нуждается в коррекции (правильное название сезонов, знание их отдельных характеризующих признаков). Для детей характерна: личностно-ориентированная основа формирования природоведческих представлений («Осень, когда красивые листья собираем»), стремление объяснить причины некоторых наблюдаемых природных явлений («Холодно стало – птицы и улетают»), в том числе основанные на результатах собственных наблюдений («Тепло – снег растаял») [7].

Нередко дети данного возраста путают причины и следствия («Журавли улетели, поэтому похолодало»), имеют затруднения в воспроизведении очередности времен года и правильное воспроизведение ближайших пар («осень-зима», «весна-лето») [13].

Также характерно знание некоторых растений и животных, часто наблюдаемых в природе, быту, смешение реального и сказочного («Зимой голодно – Лисичка-сестричка просится в деревне ночевать»), способность самостоятельно подмечать сходство и различие природных предметов (у старших дошкольников – осмысленное обобщенное восприятие, способность к группировке, классификации, сравнению и умение им пользоваться в овладении новыми знаниями), обнаруживаемые в 6 лет глубокие знания ряда предметов и явлений природы, с раскрытием в соответствующих высказываниях некоторых, доступных для детского понимания связей и зависимостей («Зима наступает, потому что солнышко светит меньше и не греет»); обязательная наглядность при формировании представлений об объекте (комплексное использование анализаторов и соответственно способов донесения информации) [19].

В работе с детьми подготовительной к школе группы необходим комплексный, деятельностно-практический подход к освоению неразрывной, личностно значимой окружающей ребенка социоприродной среды [10].

Последнее нашло отражение в существующем общепринятом, традиционном минимуме по естественнонаучному и обществоведческому образованию детей 6-7 лет, чье содержание выстраивается вокруг обязательных для большинства программ начальной подготовки школьников блоков: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье». Согласно современным исследованиям Т. И. Бабаевой, М. В. Крулехт, В. И. Логиновой, З. И. Михайловой, содержание знаний дошкольников об окружающем мире группируется как: «Мир природы», «Мир людей», «Мир предметов», что нашло отражение в виде соответствующих тематических блоков в содержании ряда программ [8].

В дошкольной дидактике существуют две противоположные концептуальные позиции по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, имеющие наиболее острое звучание в отношении их подготовки к школе и пограничности в учебно-воспитательном плане данного периода:

1) «объектный» или «предметный» принцип, согласно которому дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязях [20]

2) принцип системности знаний, исходящий из способности детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи, овладевать системными знаниями о предметах и явлениях окружающего мира в их взаимопроникновении [32].

Процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром в целом носит фактологический характер. Вместе с тем в 6—7 лет он последовательно усложняется: на этом этапе недостаточно знакомить ребенка с отдельными предметами и явлениями окружающего мира без уяснения причинно‑следственных связей, то есть начинается процесс формирования у дошкольников представлений о мире и его составляющих, связях и закономерностях в системе «человек - природа - общество» [13].

В работе делается акцент как на детализацию (дифференциация существенных и несущественных признаков природного объекта), так и на взаимоотношения (элементарные связи, закономерности в изменении естественного и социального мира). Таким образом, на занятиях происходит целенаправленное ознакомление дошкольников с предметами и явлениями окружающей действительности и овладение ими элементарными причинно‑следственными связями, носящими программный характер. В социальном плане усилено внимание культуре общения, что предполагает отработку определенных моделей поведения в различных ситуациях и соответствующее изменение технологии работы (создание проблемных ситуаций, использование приемов микро‑драматизаций и т.д.), используемых в практике работы начальной школы [15].

В современной методике изучения экологии на дошкольной ступени существуют следующие типы преемственных связей, которые необходимо учитывать при работе с дошкольниками:

1) общий ознакомительный - даются случайные, несистематизированные сведения об объектах и явлениях окружающей действительности (на научно‑житейском, бытовистском уровне чаще всего вне ДОО, в семье);

2) дублирующий - в дошкольной подготовке частично (полностью) на примитивном ознакомительном уровне повторяется основное содержание программ начальной школы — 1‑го класса (структурирование материала повторяет блочное строение курсов) [23];

3) содержательно‑локальный — на различном природоведческом, социальном материале ведется отработка конкретных операций, специфики восприятия мира [25].

В процессе экологического образования с дошкольниками используются понятия, дидактические принципы, приемы ознакомления с миром, применяемые в практике ДОО и начальной школы [42].

Личностно‑ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом предполагает построение развивающей среды в ДОО любого типа в соответствии со следующими принципами: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества, стабильности и динамичности.

Вместе с тем необходимо помнить, что целенаправленное развитие активности, самостоятельности дошкольников в познании мира, уяснении причинно‑следственных связей и сущностных особенностей природных, социальных предметов и явлений не должно приводить к преувеличению познавательных способностей, особенности развития психических процессов, переоценке возможностей детей в освоении ими сложных законов и закономерностей окружающего мира [43].

Целенаправленной работе по естественнонаучному и общественному образованию дошкольников способствуют и имеющиеся частнодидактические наработки, существующая в данной области педагогическая и методическая литература. Так, подробная методика работы по широко распространенным в ДОО парциальным программам представлена в соответствующих рекомендациях [17].

Помимо широко распространенных курсов по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром, существует локально апробированные разработки и специально ориентированные пособия. В настоящее время также опубликованы и применяются на практике разнообразные пособия по дошкольному образованию, отражающие авторские подходы к природоведческой подготовке ребенка к школе , реализующаяся в рамках конкретных общеразвивающих парциальных курсов [14].

Для успешной реализации преемственности в экологическом образовании детей подготовительной к школе группы целесообразно:

-вовлекать в соответствующую их возрасту «пограничные» активные виды деятельности (игровую, учебную);

-создавать условия для развития познавательного интереса к различным областям знания и окружающего мира, постепенно преобразуя его в потребность учиться;

-побуждать к творческой деятельности, чему будет способствовать введение элементов проблемности в обучение, включение в учебный процесс поисковых видов деятельности, заданий на активизацию детского мышления, воображения;

-создавать в процессе работы воспитанников благоприятный климат, ситуацию успеха, способствующих поддержанию и сохранению их психического здоровья;

-строить образовательный процесс, исходя из жизненного опыта, представлений детей, с учетом их возрастных особенностей [10].

В целом проблема преемственности в экологическом образовании детей дошкольного возраста заключается в упорядоченности, тщательном отборе компонентов содержания общеразвивающих и парциальных программ для ДОО, соответствии их друг другу, реализации принципа системности компонентов на обеих образовательных ступенях, структурировании системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, группы [43].

 

1.2. Роль дидактических игр в обогащении экологических знаний детей подготовительной к школе группы

Прежде всего, игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку [11].

Как известно, игра – основной вид активности ребенка, в процессе которого он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления мира.

Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает его к выявлению, анализу и самостоятельному определению возникающих проблем, поиску путей их решения. Иной подход предоставляют возможности игры (особенно в дошкольном возрасте, когда она является ведущей деятельностью) [32].

Психолого-педагогические исследования А. П. Усова, Ф. И. Фрадкиной подтверждают, что в хорошо организованной взрослыми игре дети многое узнают, приобретают осмысленные знания и, упражняясь, овладевают полезными навыками.

В современной науке выделилось особое направление «игровая педагогика», рассматривающее игру как ведущий метод обучения детей дошкольного возраста [11].

Игра является моделью поведения, складывающейся непосредственно в процессе обучения. Содержание природоведческих игр разнообразно, хотя все они должны соответствовать жестким критериям отбора – познавательной значимости и соответствию теме занятия. В них отражаются интересы и потребности, реализуются мечты и стремления детей [36].

Традиционно в науке принято различать два типа игр:

Игры с фиксированными открытыми правилами (большинство

дидактических

, подвижных, познавательных: интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы);

Игры со скрытыми правилами (ролевые), где на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения, материальные объекты. Наряду с играми-драматизациями, режиссерскими, их относят

к разновидности сюжетно-ролевых

[44].

Вместе с тем эта классификация не является универсальной. Существуют попытки сгруппировать игры, в том числе по следующим основаниям:

х

арактер деятельности:

«как таковые» и художественные

;

основная направленность игровой деятельности: по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные), составу и количеству участников (детские/взрослые, одиночные/групповые), обнаруживаемым и тренируемым способностям (физические, интеллектуальные, сос

тязательные, творческие и т.д.)

;

типология правил: с готовыми жесткими правилами, вольные (правила устанавливаются по ходу по ходу действия), комбинированные (свободная игровая стихия; правила, принятые в качестве условия и вытекающие по ходу);

содержательный аспект игры

и характер игрового действа: драматические, спортивные, орнаментальные. Подвижные, интеллектуальные,

технические

, музыкальные, коррекционные и другие, в том числе по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи;

степень сложности выполнения действий: элементарные (повторяющиеся операции), сложные (комплексы элементарных);

характер, форма поведения играющих: детские игры всех типов; игровые тренинги и упражнения; конкурсы, эстафеты, старты; соревнования, состязания, противоборства, соперничество и т.п.; подвижные, сюжетно-

ролевые, предметно-

манипулятивные

, конструктивно-строительные, игры-развлечения

[36]

;

темпоральный

аспект: по моменту проведения – сезонные природные периодические), локальные (одномоментные); по продолжительности-длительные, временные, кратковременные, игры-минутки, в том числе игры-миниатюры (3-5 мин), игры-эпизоды (5-10 мин), игры-занятия (35-45 мин);

место проведения: настольные, комнатные, уличные, дворовые; игры на местности, воздухе, празднике

и т.п.

[

11

]

;

способ проведения: компьютерные, интеллектуальные, имитационные;

состав и количество участников (возраст, пол): игры младших детей, ребят младшего, среднего и старшего школьного возраста; одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые; универсальные; групповые и коллективные

[

13

]

.

В то же время по характеру игровой деятельности дошкольников выделяют типы природоведческих дидактических игр:

а) игры-путешествия, акцентирующие внимание детей на том, что их окружает;

б) игры-поручения, в основе которых лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения;

в) игры-предположения [10].

Дидактические игры, наиболее часто применяемые в процессе дошкольной подготовки, в свою очередь подразделяются на группы:

а) предметные, предполагающие использование игрушек, материалов и дающие возможность сравнивать, выделять и находить признаки исследуемых объектов (например, «Чьи детки на ветке?», «Вершки и корешки»);

б) настольно-печатные, нацеленные на систематизацию знаний и восстановление образа предмета по слову (кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики – «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты»);

в) словесные, применяемые с цель углубления знаний о функциях, свойствах, признаках объектов (викторины, народные игры – «Кто летает, бегает, прыгает?» [44].

Дидактические игры природоведческой направленности, широко используемые на занятиях в ДОО и в повседневной жизни, часто возникают по инициативе детей. Их длительность разнообразна и зависит от возраста и дидактической задачи: в подготовительной группе игра занимает элемент занятия, протяженностью 5-20 минут [23].

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром в дидактической игре расширяются разнообразные познавательные задачи:

- определение свойств и качеств предмета;

- классификация и группировка различных объектов; закрепление представлений о природных предметах и явлениях;

- упражнение в анализе, синтезе, сравнении, обобщении и т.п.;

- напрямую зависящие от возраста и индивидуальных особенностей группы [42].

Подача информации в игровой форме способствует более легкому, быстрому, непреднамеренному ее освоению детьми.

В работе с природоведческим материалом чаще обращаются к дидактическим играм, отличным от близких форм (дидактических игровых приемов), которые на занятии выполняют функции:

- формируют общее положительное отношение к школе, учебному предмету;

- способствуют появлению желания постоянно расширять свои возможности, развивать способности, осознанию и совершенствованию ребенком учебных действий [38].

При этом необходимо отметить, что по мере «вхождения» детей в новую для них учебную деятельность значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом, в частности для привлечения внимания учащихся, снятия у них напряжения и т.д. [35].

Через определенные игровые действия, содержание в ходе игры можно обогащать экологические представления дошкольников.

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

Отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют осознанию и принятию новых знаний и представлений о природном мире, через взаимодействие детей друг с другом и передачу накопленного опыта [24].

Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено расширить свои представления о природе, владеть определенным набором средств для овладения новыми знаниями, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание.

Проектируя воздействие игры на экологические представления о природе не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира – мотивационно-потребностную сферу, саморазвитие [6].

Экологическое содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится развивающим средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы обогащения экологических представлений, учит внимательности, доброжелательности, открытости, наблюдательности.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного развития [33].

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, и, что немаловажно, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д [28].

Дидактические игры, в которых дети уточняют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе [36].

Дети подготовительной к школе группы должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Почти все темы им знакомы, новыми оказываются правила, ситуации. Жизненный опыт детей этого возраста значительно полнее, шире, поэтому городские дети свободно ориентируются в сельскохозяйственной тематике, и наоборот. Рекомендуется варьировать ход игры, использовать как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций.

 

.

Методика использования дидактических игр направленных на обогащение экологических знаний детей

Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности [26].

Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка [22].

Структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным: сюжет и роль [36].

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры [13].

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры [36].

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач [30].

Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) [18].

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений [36].

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы [44].

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре существенные (главные) признаки предметов, явлений; во вторую группу – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения; игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу; в особую, в четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора [36].

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи [13].

Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей [44].

При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

- игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

- предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

- для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии [13].

Использовать разнообразные дидактические игры в практике работы по экологическому образованию дошкольников предложили педагоги-экологи С. Н. Николаева и И. А .Комарова [26, 27].

Исходя из возрастных особенностей детей, подбираются игры обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [13].

Важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Использование игры в образовательном процессе помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе [21].

В работе с детьми экологические игры являются оптимальным педагогическим средством подготовки к систематическому обучению в школе, могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации [2].

Выводы по первой главе

Таким образом, дидактическая игра – это одно из главных средств обучения детей дошкольного возраста, дающая возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности [36].

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Возможность использования игры для обогащения экологических знаний детей подготовительной к школе группы достаточно широка [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование применения дидактической игры «Флора и фауна Якутии» как средство обогащения экологических знаний детей 6-7 лет

2.1. Выявление первоначального уровня знаний у детей 6-7 лет о растительном и животном мире Якутии

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам теоретически обосновать влияние дидактических игр на формирование экологических представлений у детей подготовительной к школе группы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы». Детский сад имеет 5 групп общеразвивающей направленности. МБДОУ посещают воспитанники в возрасте от 3 до 8 лет. Реализуется Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Применяется примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», авторами-составителями которой являются В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина и И. А. Кильдышева.

В эксперименте приняли участие дети подготовительной к школе группы «Үрдэл» (дети 6-7 лет). Общее количество детей, участвующих в эксперименте – 10, из которых 5 девочек, 5 мальчиков. Мы разделили детей на контрольную и экспериментальную группу по 5 детей. Исследование проводилось с 15 апреля по 8 мая 2024 учебного года в период преддипломной практики.

Цель констатирующего этапа: выявление первоначального уровня знаний у детей 6-7 лет о растительном и животном мире Якутии.

Для выявления первоначального уровня сформированности знаний об объектах природы у детей подготовительной к школе группы мы выбрали методику О. А. Соломенниковой «Многообразие животных» и «Мир растений». Исследование проводилось во второй половине дня в форме индивидуальной беседы.

Оценка уровня сформированности знаний о природе у детей подготовительной к школе группы осуществлялась с помощью разработанного критериально-диагностического инструментария, представленного критериями, показателями и диагностическими заданиями.

Диагностическое задание №1 «Многообразие животных»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о мире животных, мест их обитания и их характерных признаках.

Оборудование: иллюстрации с изображением природных зон (леса, тундры, тайги, степи, Арктики, моря, реки и озера); животных (снежный баран, соболь, крот, сурок, белый медведь, овцебык, морж, лось, речная выдра, ушан); птиц (белый гусь, синица, филин, белая цапля, глухарь, аист, журавль, тетерев, стерх, дрозд); набор насекомых (водомер, усач, комар, муравей. светлячок, стрекоза, саранча, слепень, шмель, оса), рыб (осетр, нельма, горбуша, гольян, щука, ленок, карась, тугун, окунь, таймень).

Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой картинки с изображением природных зон это такие места, территории, где обитают животные, птицы, насекомые, рыбы. Нужно назвать к какому виду относятся животные, птицы, насекомые, рыбы, которые лежат перед тобой, поместить их к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания». Также ребенку предлагается назвать характерные признаки перечисленных объектов животного мира, назвать известные ему о них факты (Приложение 1).

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием. Допускает ошибки. Не знает характерных признаков животных. Путается в размещении их в соответствии со средой обитания. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого.

Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки. Не всегда может объяснить свой выбор. Характерные признаки животных знает и называет, но путает их среду обитания. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует в ответе простое предложение. Требуется незначительная помощь взрослого.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животное, знает их характерные признаки, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняет свой выбор. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует сложные предложения. Помощь взрослого не требуется.

Представим результаты в виде таблицы:

Таблица 1.

Таблица 1. Результаты диагностического задания №1 «Многообразие животных» Соломенниковой О.А. на констатирующем этапе исследования

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Количество детей

Соотн. в

%

Количество детей

Соотн. в

%

Высокий

1

20%

0

0%

Средний

3

60%

3

60%

Низкий

1

20%

2

40%

 

Было установлено, что у большинства, а именно у 60% детей на констатирующем этапе исследования обнаруживается средний уровень сформированности представлений о представителях фауны нашего региона.

Высокий уровень оказался характерен одному дошкольнику, что составило 20%, один ребёнок показал низкий уровень, что составило также 20% от всего количества опрошенных детей.

Мы выявили качественное соотношение полученных уровней сформированности представлений и занесли результаты в диаграмму на рисунке 1.

Рисунок 1.

Результаты диагностического задания №1 «Многообразие животных» Соломенниковой О.А. на констатирующем этапе исследования

Диагностическое задание №2 «Мир растений»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о растениях, видах растений, необходимых условиях для роста растений.

Оборудование: карточки с изображениями растений (лилия, подснежник, мак, боярышник, голубика, сосна, зеленый лук, брусника, шиповник, подорожник).

Экспериментатор предлагает ребенку: «Рассмотри внимательно карточки с изображением растений, назови вид растения и скажи, где какие растения растут. Определи условия, необходимые для их роста. Объясни свой ответ».

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Называет растения, но не может определить его вид. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время.

Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Называет растения, путается в видах растений. Может ошибиться с определением условий для их роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельные признаки. На задание уходит более длительное время.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с заданием. С легкостью называет растение и его вид, определяет условия необходимые для его роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельных признаков. Задание выполняет за короткое время.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий представим в виде таблицы 2:

Таблица 2.

Таблица 2. Результаты диагностического задания №2 «Мир растений» Соломенниковой О.А. на констатирующем этапе исследования

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Количество детей

Соотн. в

%

Количество детей

Соотн. в

%

Высокий

1

20%

1

20%

Средний

1

20%

2

40%

Низкий

3

60%

2

40%

 

Таким образом, было установлено, что большая часть воспитанников, а именно 60% продемонстрировало низкий уровень знаний о растительном мире Якутии.

Средний уровень характерен одному ребёнку, что составляет 20%, высокий уровень проявил также один ребёнок, то есть 20%.

Представим полученные данные в виде диаграммы на рисунке 2:

Рисунок 2.

Результаты диагностического задания №2 «Мир растений» Соломенниковой О.А. на констатирующем этапе исследования

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети 6-7 лет имеют недостаточные представления об объектах живой природы. Недостаточность жизненного опыта и представлений не позволяют дошкольникам качественно аргументировать свой ответ.

По результатам констатирующего этапа эксперимента мы видим необходимость в целенаправленной и последовательной организации работы по усвоению детьми подготовительной к школе группы экологических представлений об объектах Родины. В следующей части настоящей квалификационной работы мы попытаемся подробно описать дидактическую игру, разработанную нами, предназначенную для обогащения экологических представлений у детей подготовительной группы.

Как можно заметить, при проведении начальных диагностических заданий многие дети, к сожалению, не могли вспомнить названия летающих, некоторых растений, большинство водоплавающих и т.д. Трудности вызвало задание, где нужно было разложить объекты природы по их месту распространения.

Результаты проведенных индивидуальных бесед для выявления уровня знаний в констатирующем эксперименте свидетельствуют о том, что:

- у большинства детей знания поверхностные, они оперируют несущественными признаками объектов природы и явлений;

- не устанавливают зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий среды и степени удовлетворения их потребностей.

У детей есть определенный объем экологических знаний, и дидактические игры в этом, безусловно, помогают. Но вместе с тем, учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности, дидактическая игра экологической направленности могла бы оказать более существенную и действенную помощь в формировании экологических знаний.

Таким образом, на формирующем этапе было решено разработать дидактическую игру и использовать ее на практике.

 

Апробация дидактической игры «Флора и фауна Якутии» в подготовительной группе на базе

МБДОУ «

Ц

РР – детский сад №11 «Сулусчаан

»

с. Намцы»

Дидактическая игра «Флора и фауна Якутии» несет познавательный характер и предназначена для реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

В комплект дидактической игры входят:

- инструкция к игре;

- 50 игральных карточек;

- регулирующие ободки на голову (предназначены для вариации игры «Кто Я?»);

- песочные часы с временными отрезками на 1, 2 и 3 минуты.

Игральные карточки разделены на 5 разных групп: животные, птицы, рыбы, насекомые и растения. Общим признаком всего перечисленного является распространение в Северо-восточной части Сибири – Якутии. Также имеются находящиеся под угрозой исчезновения (редкие) виды объектов живой природы, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия).

Игральная карточка представляет собой яркое изображение объекта природы в формате 9x7см с его названием на русском и якутском языках. Для долговечности карточки покрыты ламинатом.

Игра предназначена для образовательной и свободной деятельности детей. Рекомендуется использование в играх-викторинах.

Мы разработали 5 различных вариаций дидактической игры «Флора и фауна Якутии»:

1 вариант «Угадай-ка»

Цель: активизация умения детей применять известные данные об объектах природы через самостоятельный рассказ.

Ход игры: Карточки разложены по группам, рубашками вниз. Каждый игрок по очереди вытягивает из любой группы одну карту. Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.

Следует осветить следующее:

- общая информация (указать особенности присущие только этому объекту);

- указать внешний вид объекта.

Остальные участники стараются угадать загаданный объект по монологу рассказчика. Побеждает тот игрок, у которого больше всего угаданных карточек.

2 вариант «Кто больше расскажет?»

Цель: обобщение представлений детей об объектах природы.

Ход игры: Игра проводится в виде викторины. Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (остальные могут дополнить его ответ), либо команда выносит коллективное решение. От детей требуется максимальная культура, уважение друг к другу, умение играть командой и проигрывать. Итог игры подводится воспитателем. Команда, набравшая наибольшее количество верных ответов побеждает. Отдельно можно выделить команду, которая на протяжении всей игры поддерживала доброжелательную атмосферу.

3 вариант «Крокодил»

Цель: развитие способности передавать образ животных с помощью мимики и жестов.

Ход игры: Дети сидят за столом, один участник встает напротив других, воспитатель загадывает какое-либо животное показав карту, и ребенок начинает изображать загаданное слово. Задача остальных – угадать что или кого изображает участник. Игра может повторяться в зависимости от желания детей. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество угаданных слов.

4 вариант «Кто я

Цель: совершенствование навыков правильного построения вопросов и построения логических связей.

Ход игры: Дети садятся в круг, чтобы каждому было видно лица остальных. Каждый участник надевает ободок на лоб, затем каждому достается одна карточка с объектом природы. Можно использовать одну группу карточек (например, только зверей или только насекомых). Дети по очереди задают вопросы по внешнему виду, среде обитания, питанию своего объекта. Остальные ребята отвечают на вопросы ответами «Да» или «Нет». Если получен утвердительный ответ, игрок имеет право продолжать расспросы. Это может продолжаться до тех пор, пока угадывающий не услышит «Нет». После этого продолжает следующий. Выигрывает игрок, первым угадавший своей объект.

5 вариант «Объединяй»

Цель: активизация умения классифицировать объекты природы по определенному признаку.

Ход игры: Игру можно проводить как за столом, так и на коврике. Можно разложить немного карточек, постепенно увеличивая количество. Задача детей – разделить карточки по общим признакам. Карточки могут раскладываться по следующим признакам: «Дикие животные», «Крупные животные» и т.д.

Нами был разработан и организован комплекс занятий, направленный на обогащение экологических знаний детей о животном и растительном мире нашего края, основанный на методике проведения экологических занятий О. А. Соломенниковой. Комплекс включает в себя 4 занятия по экологическому воспитанию детей (Приложение 1).

В таблице 3 представлен перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе посредством дидактических игр.

Таблица 3.

Таблица 3. Перспективный план занятий по экологическому воспитанию

в подготовительной группе «Үрдэл»

Тема занятия

Цель

Дата проведения

1.

«Сахабыт сирин тыыннаахтара: дойдубутугар туох кыыла уонна көтөрө олохсуйбутуй?»

«Флора и фауна Якутии» оонньууну туттан оҕо төрөөбүт дойдутун кыылын-сүөлүн, көтөрүн-сүүрэрин туһунан билиитин кэҥэтии, «Саха сирин Кыһыл кинигэтин» кытары билиһиннэрии.

16.04.2024

2.

«Саха сирин уутун устааччылара»

«Флора и фауна Якутии» оонньууну туттан оҕо төрөөбүт дойдутун балыгын баайын туһунан билиһиннэрии.

22.04.2024

3.

«Дойдубут үүнээйилэрин туһунан»

«Флора и фауна Якутии» оонньууну туттан оҕо төрөөбүт дойдутун айылҕатын, үүнээйитин, отун-маһын туһунан билиитин кэҥэтии.

26.04.2024

4.

«Саха сиригэр туох үөнэ-көйүүрэ олороруй?»

«Флора и фауна Якутии» оонньууну туттан оҕо төрөөбүт дойдутун үөнүн-көйүүрүн туһунан билиитин кэҥэтии.

2.05.2024

 

На данном этапе настоящей работы приняло участие 5 воспитанников экспериментальной группы.

В своей работе мы применяли наглядные и словесные методы, активизирующих общение:

- совместный поиск правильного ответа на вопрос;

- использование личного опыта ребенка.

В общем количестве дидактическую игру удалось организовать 16 раз, во время режимных моментов как первой, так и второй половины дня в ДОО. Дидактические игры мы старались проводить в часы свободной деятельности детей, определяя наиболее удобное время проведения игры, в частности, в групповой комнате.

Нам удалось организовать все 5 вариантов разработанной нами дидактической игры, начиная с самых простых, таких как «Угадай-ка» и «Крокодил», постепенно переходя к более сложным вариантам: «Кто я?», «Кто больше расскажет?», «Объединяй».

В качестве подготовки к проведению игры, мы заранее готовили все необходимые материалы игры, занимались организацией ее места проведения, определением количества играющих.

При проведении дидактических игр мы подробнее ознакомились с методикой проведения дидактической игры в детском саду. Оно включает ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, объяснение хода и правил игры. При этом мы старались обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил. Практически во всех вариантах игры от детей требуется одно – придерживание правил игры. И это, на самом деле, оказалось действительно сложным. Помимо этого, в проведение игры входит показ игровых действий, в процессе которого, мы старались добиться правильного выполнения действий детьми.

Определяя свою роль в игре, в первые дни проведения мы отдавали предпочтение участию воспитателя в качестве полноценного участника-игрока. Сначала воспитанники нуждались в направлении их действий (советом, вопросом, напоминанием). Но в целях достижения самостоятельности детей, мера нашего непосредственного участия в игре постепенно снижалась. Предлагаем подробнее разобрать особенности организации различных вариаций дидактической игры.

Вариант игры «Угадай-ка», целью которой является активизация умения детей применять известные данные об объектах природы через самостоятельный рассказ, оказалась наиболее понятна и доступна ребятам. В начале данной игры мы принимали участие в процессе как полноценный участник игры, только затем исключительно наблюдали за игрой. Поскольку в этой и других вариантах игры мы уделяли особое внимание придерживанию правил, игру мы начинали с подробного объяснения правил. Также ознакомление с игрой подразумевало знакомство с дидактическим материалом. Игра проводилась за столом, карточки лежали рубашками вниз по группам: животные, птицы, рыбы, насекомые и растения. Каждый игрок по очереди вытягивал из любой группы одну карту. Выбрав карточку, дети пытались самостоятельно рассказать все, что им известно об указанном объекте природы. Дети чаще всего фокусировались на внешней характеристике объектов. Останавливались на описании размера, цвета того или иного представителя флоры и фауны. Лишь малая часть ребят больше затрагивали характерные объектам места обитания, питание (для фауны) или условия роста (для флоры). Остальные участники старались непосредственно угадать загаданный объект по монологу рассказчика. Победителей определяли просто: выигрывал тот, у кого набиралось больше разгаданных животных/птиц/рыб/насекомых/растений.

Вызвавшим особый эмоциональный отклик у ребят вариантом игры мы можем уверенно назвать «Кто я?». Мы предполагаем, что это обусловлено дидактическим материалом, а именно яркими ободками на голову. Количество играющих в основном не менялось. Дети садились в круг, надевали ободок на лоб. Мы вытягивали случайную карточку и надевали в кармашек ободка каждому ребенку. Иногда мы использовали только одну группу карточек (например, только зверей или только насекомых). Затем ребята по очереди задавали друг другу вопросы по типу: «Я птица?», «Я крупный?», «Я живу в Арктике?», «Я расту в лесу?». Остальные ребята отвечали на вопросы ответами «Да» или «Нет». Если ребенок получал утвердительный ответ, он имеет право продолжать расспросы. Это продолжалось до тех пор, пока угадывающий не услышит «Нет». После этого продолжал уже следующий. Можно сказать, что многие угадывали своего персонажа довольно долго, поскольку испытывали трудности при задавании вопросов.

Игру «Кто больше расскажет?» мы проводили в виде викторины. Игроки в основном делились на две команды по 3-5 детей. Оказалось, организовывать игру, разделив ребят на команды довольно сложно, ведь многим хочется отвечать за самого себя, зарабатывая очки себе, нежели команде. Нередко отвечали игроки из команд по очереди, остальные могли дополнить его ответ. Реже встречалось коллективное решение команд. Безусловно, победители определялись по количеству набранных баллов, однако мы отдельно выделяли команд, на протяжении всей игры поддерживавших доброжелательное отношение друг к другу.

Игра «Крокодил» также было уже хорошо знакома детям и не вызвала трудностей. По нашим наблюдениям детям отлично удается изображать определенных животных. И поскольку ребятам нравится разгадывать животных, меняясь изображать их, игры были довольно продолжительными.

Последний вариант «Объединяй», предназначенный для активизации умения классифицировать объекты природы по определенным признакам также можно назвать одним из наиболее понравившихся детям. Игру мы организовывали за большим столом, чтобы ребятам было удобно их перемещать по поверхности. Мы начинали с небольшого количества карточек, затем постепенно увеличивали их. Дети объединяли карточки по таким группам, как «Жители Арктики», «Птицы», «Животные леса», «Грызуны». Так как воспитанники работали одновременно, они часто контактировали друг с другом, что отлично сказывается на укреплении дружеских взаимоотношений в группе. По окончанию игры мы вместе разбирали получившиеся стопки карточек и отмечали новые группы объектов природы, которых можно соотносить вместе.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс обогащения экологических знаний дошкольников посредством использования дидактической игры как одного из средств экологического воспитания использовался тот же диагностический материал по определению уровня сформированности экологических представлений о животных, растений, объектах и явлениях природы [34].

Цель контрольного этапа: организация повторных диагностических заданий для выявления уровня знаний у детей 6-7 лет о мире живого и растений Якутии.

На данном этапе исследования приняли участие 10 воспитанников, дети экспериментальной и контрольной групп. Контрольный эксперимент проводился на крайней неделе преддипломной практики. Для этого мы использовали те же диагностические задания, что и в начале исследования.

Диагностическое задание №1 «Многообразие животных»

Цель: выявление уровня представлений о мире животных, мест их обитания и их характерных признаках.

Оборудование: иллюстрации с изображением природных зон (леса, тундры, тайги, степи, Арктики, моря, реки и озера); животных (снежный баран, соболь, крот, сурок, белый медведь, овцебык, морж, лось, речная выдра, ушан); птиц (белый гусь, синица, филин, белая цапля, глухарь, аист, журавль, тетерев, стерх, дрозд); набор насекомых (водомер, усач, комар, муравей. светлячок, стрекоза, саранча, слепень, шмель, оса), рыб (осетр, нельма, горбуша, гольян, щука, ленок, карась, тугун, окунь, таймень).

Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой картинки с изображением природных зон – это такие места, территории, где обитают животные, птицы, насекомые, рыбы. Нужно назвать к какому виду относятся животные, птицы, насекомые, рыбы, которые лежат перед тобой, поместить их к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания». Также ребенку предлагается назвать характерные признаки перечисленных объектов животного мира, назвать известные ему о них факты.

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием. Допускает ошибки. Не знает характерных признаков животных. Путается в размещении их в соответствии со средой обитания. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого.

Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки. Не всегда может объяснить свой выбор. Характерные признаки животных знает и называет, но путает их среду обитания. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует в ответе простое предложение. Требуется незначительная помощь взрослого.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животное, знает их характерные признаки, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняет свой выбор. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует сложные предложения. Помощь взрослого не требуется.

В результате диагностики экспериментальной группы с помощью методики «Многообразие животных» О.А. Соломенниковой были получены следующие результаты:

Таблица 4.

Таблица 4. Результаты диагностического задания №1 «Многообразие животных» Соломенниковой О.А. на контрольном этапе исследования

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Количество детей

Соотн. в

%

Количество детей

Соотн. в

%

Высокий

2

40%

0

0%

Средний

2

40%

3

60%

Низкий

1

20%

2

40%

 

Анализ данных, представленных нами в таблице, позволяет констатировать следующее, средний результат продемонстрировали два дошкольника (40%), низкий результат продемонстрировал один дошкольник (20% от общего числа), а высокий результат – двое ребят, что составило 40% от общего числа дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.

Результаты диагностического задания №1 «Многообразие животных» Соломенниковой О.А. на контрольном этапе исследования

Мы видим, что один ребёнок показал низкий уровень представлений о животных, птицах и водоплавающих. Этот ребёнок, к сожалению, всё так же испытывал трудности с выполнением задания и допускал ошибки в описании характерных признаков животных и путался в размещении их в соответствии со средой обитания. 40% дошкольников (двое детей) находятся на среднем уровне. Дети заметно справлялись с заданием, однако допускали незначительные ошибки. Характерные признаки фауны знали и называли, но путали их среду обитания. 40% исследуемых детей (два ребенка) показали высокий уровень сформированности экологических представлений. Дети определённо справились с заданием. Без трудностей называли, к какому виду относится то или иное животное, знали их характерные признаки, помещали к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняли свой выбор, дифференцированно обозначали название предмета, действий, отдельных признаков, а также использовали сложные предложения.

Диагностическое задание №2 «Мир растений»

Цель: выявление уровня представлений о растениях, видах растений, необходимых условиях для роста растений.

Оборудование: карточки с изображениями растений (лилия, подснежник, мак, боярышник, голубика, сосна, зеленый лук, брусника, шиповник, подорожник).

Экспериментатор предлагает ребенку: «Рассмотри внимательно карточки с изображением растений, назови вид растения и скажи, где какие растения растут. Определи условия, необходимые для их роста. Объясни свой ответ».

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Называет растения, но не может определить его вид. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время.

Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Называет растения, путается в видах растений. Может ошибиться с определением условий для их роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельные признаки. На задание уходит более длительное время.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с заданием. С легкостью называет растение и его вид, определяет условия необходимые для его роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельных признаков. Задание выполняет за короткое время.

Таблица 5.

Таблица 5. Результаты диагностического задания №2 «Мир растений» Соломенниковой О.А. на контрольном этапе исследования

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Количество детей

Соотн. в

%

Количество детей

Соотн. в

%

Высокий

1

20%

1

20%

Средний

2

40%

2

40%

Низкий

2

40%

2

40%

 

По данным, приведённым в таблице видно, что низкий результат продемонстрировали два ребёнка, что составляет 40%. Средний результат продемонстрировали столько же, то есть 40% дошкольников. Высокий результат показал один ребёнок – 20% дошкольников.

Рисунок 4.

Результаты диагностического задания №2 «Мир растений» Соломенниковой О.А. на контрольном этапе исследования

Можно заметить, что о растительном мире представления у детей ниже, чем о животных, а именно - низкий результат продемонстрировали 40%. Эти дети называли растения, но не могли определить его вид, определяли условия для роста растений не точно. Испытывали трудности при объяснении своего ответа. Ребята, продемонстрировавшие столько же, то есть 40% дошкольников со средним уровнем знаний справились с заданием, допуская совсем незначительные ошибки. Могли ошибиться с определением условий роста тех или иных видов растений. При этом дети объясняли свой ответ. Один ребёнок, показавший высокий результат самостоятельно справился с заданием, с легкостью называл растение и его вид, определяя условия необходимые для его роста. Полными предложениями объяснял свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельных признаков. Задание смог выполнить за короткое время.

Выводы по второй главе

Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в уровне экологических представлений в экспериментальной группе дошкольников посредством использования системы дидактической игры, как одного из средств расширения экологических знаний. Нельзя не упомянуть организацию и проведение цикла занятий по экологическому воспитанию, направленную на систематическую работу по ознакомлению детей с обитателями родного края, формированию первоначального представлений о «Красной книге Якутии», а также расширение экологических знаний об объектах природы родного края через дидактическую игру «Флора и фауна Якутии».

Исходя из полученных результатов, можно увидеть, что воспитанники подготовительной группы определённо уточнили свои знания в области животного мира Якутии.

Некоторые наблюдения из проведения диагностических заданий по окончанию педагогической практики:

- дети стали отличать схожих по родству зверей;

- воспитанники стали отличать такие виды птиц, как синица (татыйык), филин (модьу атах), белая цапля (үрүҥ кутан), глухарь (улар), журавль (туруйа), стерх (кыталык), дрозд (чаччыгыныар);

- дети стали больше обращать внимания на внешний вид рыб (хвост, плавники);

- дети запомнили и стали использовать в речи якутские названия объектов природы. К ним относятся: «үрүҥ эһэ», «тайах», «туруйа», «кыталык», «кымырдаҕас», «тойон ыҥырыа».

Наиболее эффективной вариацией игры «Флора и фауна Якутии» можем назвать игру «Объединяй», она позволила детям смелее находить сходства и отличия живой природы, классифицировать их по общим признакам («Крупные животные», «Дикие животные», «Распространенное», «Редкие растения» и т.д.).

Подводя итоги, можно сказать, что разработанная нами дидактическая настольно-печатная игра «Флора и фауна Якутии» позволила воспитанникам подготовительной к школе группы расширить свои знания в области животного и растительного мира нашего региона.


Заключение

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленный, последовательный, систематичный, непрерывный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений и навыков, обеспечивающий становление у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, воде, воздухе, в знаниях о растительности леса; Красной книге, в знаниях о природе родного края, в умении объяснять экологические связи в природе.

В целях разработки и применения вариативной дидактической игры «Флора и фауна Якутии» мы провели исследование, организованное на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы». В исследовании приняли участие 10 детей подготовительной группы «Үрдэл».

С целью диагностирования уровня сформированности экологических компетенций у детей подготовительной группы мы провели мониторинг образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром среди детей 6-7 лет. По результатам которого было выявлено, что у большинства опрошенных детей обнаруживается низкий и средний уровень знаний о мире животных и растений Якутии.

С целью расширения экологических представлений мы организовали цикл образовательной деятельности, состоящей из четырех полноценных занятий, направленных на обеспечение ознакомления с такими понятиями, как «Флора и фауна», «Красная книга» и самой дидактической игрой, её вариантами, правилами и материалами.

Нашим исследованием подтверждена возможность использования дидактической игры в педагогическом процессе дошкольной организации, выявлена специфика ее использования в обогащении экологических знаний у детей 6-7 лет. Был сделан вывод, что дидактическая игра в процессе расширения экологических представлений дошкольников - специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


Список источников и литературы

«Конс

титуция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

// СПС «Консультант Плюс»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Фед

ер

ации (

Минобрнауки

России) от 17.10.2013

№ 1155 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.)

// СПС «Консультант Плюс»

Указ Президента РФ от 19

.12.2012 № 1666 (ред. От 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс»

Федеральный закон

«Об образовании

в Российской Федерации

»

от 29.12.2012

№273-ФЗ

(

с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024

)

– М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.

Федеральная образовательная пр

ограмма дош

кольного образования, разработанная

в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации

от 30.09.2022

№ 874

55 с.

Алябьева

, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А.

Алябьева

. - М.: Сфера, 2020. – 128

с.

Андреева, Н. Д. Теор

ия и методика обучения экологии

: учебник для среднего профессионального образования / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева

;

под редакцией Н. Д. Андреевой. — 2-е изд.,

испр

. и доп. — М.: Издательство

Юрайт

, 2024. — 190 с.

Антонова, Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников / Н.А. Антонова. – Молодой учёный. – 218. - №47 2018. – 334-336 с.

Ашиков

, В. И.,

Ашикова

С. Т.

Семицветик

: программа воспитания и развития детей

от одного года до семи лет. М.: Мозаика-Синтез,

2015

– 95 с.

Байкова

Л. А. Технология игровой деятельности /

Байкова

Л. А. // Просвещение, 2019. – 145 с.

Башкиров, Е. Живая природа России // Дошкольное

воспитание. —

М.: Дрофа,

2019. — № 1. —

16

с., № 2. —

50

с., № 5. —

53

с.

Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких / Т.П. Богданец. - М.: Дрофа, 2019. – 335

с.

Бодраченко

, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. –

М.: Мозаика-Синтез,

2019

. - № 1. –

73-74

с.; №2. –

52-53

с

.

Веракса

, Н. Е., Комарова Т. С.

,

Васильева М. А. От рождения до школы

/ Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет – М.: Мозаика

интез, 2018. – 216 с.

Воронкевич

, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи,

мнемотаблицы

, модели, пиктограммы / О.А.

Воронкевич

. - М.: Детство-Пресс, 2019. –

254

с.

Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование

:

учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд.,

испр

. и доп. — Москва : Издательство

Юрайт

, 2024. — 188 с.

Зарипова

, Р. С. Основы экологической культуры

:

учебное пособие для вузов / Р. С.

Зарипова

, В. Р.

Махубрахманова

. — М: Издательство

Юрайт

, 2024. — 106 с.

Зенина

, Т., Туркина А. Неживая природа // Дошкольное воспитание. —

М.: Детство-Пресс,

2019

. — № 7. —

27

с.

Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования

:

учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 3-е изд.,

перераб

. и доп. — М.: Издательство

Юрайт

, 2024. — 379 с.

Костюченко, М. П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занят

ия с детьми 5—7 лет. — М.: Мозаика-синтез,

, 2020

– 64 с.

Куцина

, Е. В. Рассказы о временах года: рабочие тетради для дет

ей 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез

, 2021

– 112 с.

Лободин

, Владимир

В

стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир

Лободин

,

Александра Федоренко , Галина Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 777

с.

Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. – 828

с.

Машкова, С. В. Познавательно‑исследовательские занятия с детьми 5—7 лет на

экологической тропе. — М.: Дрофа

, 2020

– 214 с.

Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 160

с.

Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6—7 лет. —

М.

: Мозаика-Синтез, 2021. –

184

с.

Николаева, С. Н. Юный эколог. Парциальная программа. Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 112

с.

Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 468

с.

Николаева, С.Н. Кому нужны деревья в лесу. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 304

с.

Нищева

, Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных во

зрастных группах /

Нищева

Н.В

. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 835

с.

Новицкая, В. А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С.

Римашевская

, Т.Г.

Хромцова

. - М.: Педагогическая литература, 2019. – 128

с.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. –

80

с.

Ревин

, Ю.В.

Красная книга Якутии

: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений / [АН СССР,

Сиб

.

отд-ние

, Якутский фил., Ин-т биологии

;

В. Н. Перфильева и др.]; отв. ред. В. Н. Андреев. - Новосибирск: Наука

:

Сиб

.

отд-ние

, 2000

. - 247 с.

Саморукова

, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г.

Саморукова

. - М.: Просвещение, 2017. – 218

с.

Семенова, С. С «

Тосхол

»

бырагыраама

саҥа

кэрдиис

кэмҥэ

методическай

босуобуйа

/

Федер.гос

.

үѳрэх

стандарта –

сахалыы

оҕ

о

тэрилтэтигэр

; [

хомуйан

оҥордулар

: С.С.

Семенова

. Ефимова,

Ю.В.Андросова

]. –

Дьокуускай

, 2015. – 104 с.

Сигимова

, М. Н. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет. - М: Огни, 2019. – 914 с.

Смолова

, Л. В. Экологическая психология

:

учебник для вузов / Л. В.

Смолова

. — 2-е изд.,

испр

. и доп. — Москва : Издательство

Юрайт

, 2024. — 882 с.

Соломенникова

, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.:

Мозаика-Синтез

, 2017

. –

112

с.

Соломенникова

, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада / О.А.

Соломенникова

. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 939

с.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. — М.

: Просвещение

, 2021

– 138 с.

Сухомлинский, В. А. Ка

к воспитать настоящего человека

: педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,

1990. – 288

с.

Федосова

,

Н.

А.,

Коваленко

Е.

В.

Программа по подготовке к школе детей 5—7 лет. — М.

: Мозаика-Синтез

, 2016

– 163 с.

Шорыгина Т. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации / Шорыгина Татьяна. - М.: Сфера, 2017. – 277

с.

Шпотова

, Т. В. Времена года / Т.В.

Шпотова

, Е.П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2021.

– 168

с.

Шпотова

, Т. В. Цвет природы / Т.В.

Шпотова

, Е.П. Кочеткова. -

М.: Просвещение, 2018. –

160

с.

Ковтун, Т. Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города (на материале Республики Саха (Якутия)): диссертации на соискание ученой степе

ни кандидата педагогических наук

.

-

Якутск, 2014. - 179 c.

Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников

:

учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. —

2-е изд.,

испр

. и доп. — М

: Изд

ательство

Юрайт

, 2023. —

(

https://urait.ru/bcode/515179/p.30

)

Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в

предшкольном

возрасте

:

учебник для вузов / Е. Ф. Козина. —

2-е изд.,

испр

. и доп. — М

: Издательство

Юрайт

, 2024. —

(

https://urait.ru/bcode/539551

)

Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры

:

учебное пособие для среднего профессионального образова

ния / И. В. Патрушева. — М

: Издательство

Юрайт

, 2024. — (

https://urait.ru/bcode/542438

)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×