«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» | Левицкая Оксана Александровна. Работа №337986
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 3-4 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Самообразование по теме:«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Дошкольный возраст (3-4 года) группа "Крепыши"2023 – 2024 учебный годПлан работы над темой самообразования:Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Воспитатель: Левицкая Оксана АлександровнаЦель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности.Задачи:-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру;- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;- научить детей различать основные цвета;- познакомить детей с величиной и формой предметов;- сформировать навыки самостоятельной деятельности;- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.Актуальность темы:Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.В возрасте 3-4 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Этапы реализации, срок проведения:ПодготовительныйРазработка плана по теме самообразования2023-2024;ДиагностическийИзучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования2023-2024;Практический1. Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике(Подготовить картотеку дидактических игр)2. Проект-презентация на тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»2023-2024;Аналитический1. Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка»2. Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития игровой деятельности»2023-2024;ОбобщающийРезультаты проведенной работ в виде отчета по самообразованию2023-2024;Сроки реализацииОбозначенная выше педагогическая идея определена на1 год: с 20232024 гг.Основные вопросы для изучения:1. Влияние дидактических игр на развитие сенсорных качеств ребенка.2. Влияние дидактических игр на развитие самостоятельной деятельности.3. Являются ли дидактические игры эффективными в развитии творческих способностей, любознательности, наблюдательности.Ожидаемые результаты:1. Подобрана и изучена литература;2. Создана развивающая предметно- пространственная среда3. Разработан перспективный план использования дидактических игр4. Изготовлены дидактические игры.5. Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями. Формы работы:Тематические занятия;Досуги;Беседы;Наблюдения;Игры;Моделирование ситуаций;Разучивание стихо, загадок;Консультативная работа с воспитателями и родителями;Самостоятельная деятельность;Дидактически подвижные и сюжетно-ролевые игры;Свободно-индивидуальня работа с использованием дидактических материалов.
Перспективный план:Сентябрь"Подбери по цвету"Цель: развитие сенсорного восприятия. Развивать умение различать и называть 4 основных цвета."Собери по цвету"Цель: развивать умение различать и называть 4 основных цвета.3. "Подбери правильно фигуру"Цель: продолжать развивать умение различать 4 основных цвета.Октябрь"Силуэты и контуры" (тема: овощи).Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь детей."Одеваем по сезону"Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления."Варим компот"Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "фрукты".4. "Варим суп"Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "овощи".Ноябрь"Кто чем питается"Беседа на тему: "Кто чем питается"Цель: познакомить детей, чем питаются некоторые животные. Закрепить знания о животных."Завари чай"Цель: расширить знания детей о назначении посуды.4 . "Подбери заплатку"Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия.Декабрь"Подбери снежинку"Цель: развитие внимания, наблюдательности, логического мышления."Украсим ёлку"Цель: развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.3. "Транспорт"Цель: развитие мышления, памяти, речи и мелкой моторики рук.Январь"Кто где живёт"Цель: закреплять знания детей о животных.2. "Разложи по образцу" (цветовые схемы)Цель: учить собирать на пустой сетке цветные квадраты, так как показано на образце. Закрепление основных цветов.Февраль"Волшебный мешочек"Цель: учить детей называть качество и признаки предметов (величина, цвет). Правильно отвечать на вопросы. Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать усидчивость, любовь и бережное отношение к игрушкам.2. "В мире сказок"Цель: Развитие памяти, внимания, логического мышления, языковых способностей.МартДидактически карточки "Постельные принадлежности".Цель: развитие мышления, памяти, зрительного внимания. Обогащения словаря детей.
2. "Весёлое чаепитие"Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия цвета, мелкой моторики рук.Апрель"Животные и птицы" (развивающее лото)Цель: продолжать расширять знания детей о животных и птицах.2. "Чья тень"Цель: развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики рук.3. Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка».Май"Противоположности"Цель: развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления.2."Супермаркет"Цель: продолжать развивать связную речь, внимание, память.3. "Свойства предметов"Цель: научить различать свойства предметов и находить предмет по описанию.Работа с родителямиКонсультации:Ноябрь1.«Роль дидактической игры в воспитании личности».Декабрь2. «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики ».Февраль3. «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».- Изготовление дидактических игр родителями из бросового материала.Вывод:Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.