ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ | Светлана Мамедовна Тойшева. Работа №338826
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
Используя дидактическую игру как средство ознакомления с природой родного края, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.
Поэтому так важно включение в педагогический процесс дидактических игр природоведческого содержания.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и изучения опыта использования дидактической игры как средства ознакомления детей с природой родного края составить и частично апробировать хрестоматию дидактических игр.
Объект изучения: ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края.
Предмет исследования: включение дидактических игр как средства ознакомления с природой родного края детей дошкольного возраста в образовательный процесс.
Мы предположили, что дидактическая игра будет выступать эффективным средством ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края, если их систематизировать и упорядочить с учетом следующих требований:
- подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
- дидактическая игра должна способствовать применению полученные экологические знания, и стимулировать к усвоению новых;
- содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
- соблюдается последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Исходя из цели, гипотезы исследования, нами были определены следующие задачи исследования:
- на основе анализа научной литературы по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края определить его содержание;
- рассмотреть средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края и выделить возможности дидактических игр в данном направлении работы;
- изучить существующий опыт работы современного детского сада по данному направлению;
- составить и частично апробировать хрестоматию дидактических игр по ознакомлению детей с природой родного края.
В экспериментальном исследовании дидактической игры как средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края принимали участия три дошкольные образовательные организации города Мыски, МБДОУ №3, 13, 22
Нами был проведен анализ программ по экологическому воспитанию, по которым работают детские сады участвующие в эксперименте, изучено перспективное планирование разных возрастных групп на предмет включения в детскую деятельность дидактических игр экологической направленности, были проведены беседы с воспитателями, о использовании дидактических игр в процессе ознакомления детей с природой родного края.
Проанализировав работу ДОО по применению дидактических игр как средства ознакомления дошкольников с природой родного края, было выявлено, что в практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайный. Поэтому, необходимы тщательный педагогический отбор, анализ и систематизация игрового материала. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
а) подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
б) применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
г) соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Соблюдая эти требования, мы разработали хрестоматию дидактических игр для детей дошкольного возраста, направленных на ознакомление детей с природой родного края.
Подбор игр осуществлялся с учетом программных требований по трем направлениям:
1. Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
2. Человек, как часть природы;
3. Культура поведения в природе
В своей работе, мы установили, что через дидактические игры, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. В известных пределах дети могут подчинять свою деятельность поставленным целям. Так, выполняя в игре задания по уходу за растением или животным, ребенок в большей степени способен исполнить поручение качественно, отказаться от различных приятных занятий, не окончив работу. Действительно, способность к волевым усилиям в условиях проведения дидактических игр экологического содержания позволяет детям старшего дошкольного возраста, во-первых, сосредоточивать и поддерживать произвольное внимание в процессе познания природы, наблюдать, запоминать, активно мыслить при установлении причин происходящих в природе явлений.
Считаю, что результаты и материалы настоящей работы можно применять на практике работе с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективное средство формирования экологической культуры в целом.
Автореферат
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
Используя дидактическую игру как средство ознакомления с природой родного края, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.
Поэтому так важно включение в педагогический процесс дидактических игр природоведческого содержания.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и изучения опыта использования дидактической игры как средства ознакомления детей с природой родного края составить и частично апробировать хрестоматию дидактических игр.
Объект изучения: ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края.
Предмет исследования: включение дидактических игр как средства ознакомления с природой родного края детей дошкольного возраста в образовательный процесс.
Мы предположили, что дидактическая игра будет выступать эффективным средством ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края, если их систематизировать и упорядочить с учетом следующих требований:
подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
дидактическая игра должна способствовать применению полученные экологические знания, и стимулировать к усвоению новых;
содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
соблюдается последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Исходя из цели, гипотезы исследования, нами были определены следующие задачи исследования:
на основе анализа научной литературы по проблеме
ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края определить его содержание
;
рассмотреть средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края и выделить возможности дидактических игр в данном направлении работы
;
изучить существующий опыт работы современного детского сада по данному направлению;
составить и частично апробировать хрестоматию дидактических игр по ознакомлению детей с природой родного края
.
В экспериментальном исследовании дидактической игры как средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края принимали участия три дошкольные образовательные организации города Мыски, МБДОУ №3, 13, 22
Нами был проведен анализ программ по экологическому воспитанию, по которым работают детские сады участвующие в эксперименте, изучено перспективное планирование разных возрастных групп на предмет включения в детскую деятельность дидактических игр экологической направленности, были проведены беседы с воспитателями, о использовании дидактических игр в процессе ознакомления детей с природой родного края.
Проанализировав работу ДОО по применению дидактических игр как средства ознакомления дошкольников с природой родного края, было выявлено, что в практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайный. Поэтому, необходимы тщательный педагогический отбор, анализ и систематизация игрового материала. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
а) подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
б) применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
г) соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Соблюдая эти требования, мы разработали хрестоматию дидактических игр для детей дошкольного возраста, направленных на ознакомление детей с природой родного края.
Подбор игр осуществлялся с учетом программных требований по трем направлениям:
Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
Человек, как часть природы;
Культура поведения в природе
В своей работе, мы установили, что через дидактические игры, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. В известных пределах дети могут подчинять свою деятельность поставленным целям. Так, выполняя в игре задания по уходу за растением или животным, ребенок в большей степени способен исполнить поручение качественно, отказаться от различных приятных занятий, не окончив работу. Действительно, способность к волевым усилиям в условиях проведения дидактических игр экологического содержания позволяет детям старшего дошкольного возраста, во-первых, сосредоточивать и поддерживать произвольное внимание в процессе познания природы, наблюдать, запоминать, активно мыслить при установлении причин происходящих в природе явлений.
Считаю, что результаты и материалы настоящей работы можно применять на практике работе с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективное средство формирования экологической культуры в целом.