Дидактическая игра, как средство развития сенсорных способностей детей 2- 3 лет | Авдонина Ольга Владимировна. Работа №354154
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности
Дидактическая игра,
как средство развития сенсорных способностей детей 2- 3 лет
Практическое ознакомление детей раннего возраста с сенсорными эталонами начинается уже на начальных этапах посещения дошкольного учреждения. Данные практические знания и умения становятся основой для дальнейшего познания и усвоения детьми раннего возраста сенсорных эталонов и сенсорного развития в целом. Работая с детьми раннего возраста меня, заинтересовала проблема по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО (п.2.6.) познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках сенсорного развития.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Однако актуальность определяется возникшими противоречиями:
С одной стороны, правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Умелое, ненавязчивое руководство педагога действиями малыша позволяет ребенку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учетом величины и формы предметов.
С другой стороны, отсутствие систематической, целенаправленной работы с детьми посредством дидактических игр, является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса и уровень сенсорного развития низкий.
Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго- третьего года жизни.
Нами были определены цель и задачи педагогической работы.
Цель: развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет посредствам дидактических игр и пособий
Задачи:
1. Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
2. Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
3. Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
4. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы.
5. Взаимодействовать с родителями в целях формирования компетентности по вопросам развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Для реализации поставленных целей и задач нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В группе создан уголок сенсорного развития детей, где мы разместили дидактический материал и пособия.
Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов,
«Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрешки, конструкторы Лего и др.
В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Веселая полянка», «Поезд и вагончики», «Разложи правильно», «С какого дерева листочек», «Разноцветные бабочки», «Развивающие книжки малышки».
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования дидактических игр для развития сенсорных способностей детей 2-3 лет.
Проблему развития сенсорных способностей у детей раннего возраста посредствам дидактических игр невозможно решить без активного участия родителей. С родителями было проведено:
анкетирование с целью изучения семейного опыта на тему «Сенсорное развитие в семье»,
родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей» на котором родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной;
консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов;
мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»
большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается
родители активно оказывают помощь в обогащении развивающей среды в группе.
Деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста, старались строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
Блок -совместная деятельность взрослого и детей:
• Занятия по познавательному развитию
• Образовательная деятельность в режимных моментах: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические и подвижные игры.
Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, подвижные)
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной)
Взаимодействие с родителями включало в себя:
• Индивидуальное консультирование «Играем вместе – играя познаем»;
• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памятки «Условия сенсорного развития детей в семье», буклеты «Играем всей семьей» и т.д.)
• Тематические выставки с предложенным материалом.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в организованной образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
В процессе проведения ООД мы использовали следующие дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры:
- Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «Собери урожай», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую);
- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру», «Прятки»;
- Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием.
Совместную деятельность также организуем в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения: наглядный; словесный; практический; игровой.
При использовании наглядного материала, понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти.
Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом. Посредством слова руководили игрой: поощряли, направляли и помогали осмыслить. Всегда показывали ребенку, что он может делать еще лучше. Оценку действий давали конкретную.
Наряду с наглядным и словесным методом используем практический метод. Дети систематически участвуют в практической деятельности, направленной на усвоение определенных способов действия с предметами или их заместителями.
Так как вся работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом является игровой.
В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.
Работу по освоению дидактических игр и пособий строили поэтапно.
1 этап: Мотивационно – ориентировочный.
Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к новой игре.
2 этап: Содержательно –деятельностный.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.
Использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.
3 этап: Рефлексивный.
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей
Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.
Положительными результатами своей работы считаю то, что:
1. Воспитанники выделяют цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
2. Развито умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
3. Обогащать чувственный опыт детей.
4. Повысился интерес родителей к вопросу развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Литература:
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
• Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1991
• Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Волгоград: Учитель, 2014
• Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
• Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.