Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников | Вершинина Елена Васильевна. Работа №350874. Номер работы: №350874

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрывается значение дидактических игр в развитии познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются основные принципы и подходы к организации игровых занятий, приводятся примеры игр, которые помогают учителю мотивировать детей, развивать у них интерес к учебной деятельности и активизировать их познавательные способности. Описаны способы интеграции дидактических игр в учебный процесс и их роль в формировании устойчивого интереса к знаниям и учебе.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младшие школьники, учебная деятельность, мотивация, игровое обучение, развитие мышления.

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

 

Вершинина Елена Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22» г. Нижневартовск

 

Аннотация. В статье раскрывается значение дидактических игр в развитии познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются основные принципы и подходы к организации игровых занятий, приводятся примеры игр, которые помогают учителю мотивировать детей, развивать у них интерес к учебной деятельности и активизировать их познавательные способности. Описаны способы интеграции дидактических игр в учебный процесс и их роль в формировании устойчивого интереса к знаниям и учебе.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младшие школьники, учебная деятельность, мотивация, игровое обучение, развитие мышления.

 

Дидактическая игра – это один из самых эффективных способов вовлечь младших школьников в учебный процесс и пробудить у них интерес к знаниям. На этапе начальной школы, когда дети только начинают осваивать учебные дисциплины, игровая форма занятий позволяет преодолеть страх перед сложными задачами, снять напряжение и создать атмосферу, благоприятную для обучения. Использование игр на уроках помогает учителю формировать у детей устойчивый познавательный интерес, активизировать их мышление, память и внимание, а также развивать навыки взаимодействия с другими детьми. Для младших школьников характерно природное стремление к познанию через игру, и именно дидактическая игра становится средством, через которое педагог может донести учебный материал, сделать его понятным и увлекательным.

Игровой подход к обучению позволяет учитывать возрастные и психологические особенности детей. Дидактическая игра предполагает выполнение определённых правил, но оставляет место для творческой активности и самостоятельных решений. Например, на уроке математики можно использовать игру «Кто быстрее посчитает?» с карточками с примерами, где дети по очереди решают примеры на скорость. Такая игра не только развивает навыки счёта, но и придаёт занятию соревновательный дух, что мотивирует детей к более активному участию. Соревнование помогает пробудить интерес к математике, а формат игры делает процесс обучения более запоминающимся.

Кроме того, дидактическая игра способствует развитию самостоятельности и ответственности за свой результат, так как дети понимают, что от их действий зависит успех игры и выполнение задачи. Например, в игре «Найди пару» для закрепления лексики по английскому языку ученики должны соотнести слова с изображениями или их переводами. Игра учит детей не только запоминать слова, но и принимать самостоятельные решения. Это развивает уверенность в себе и своих силах, что особенно важно для младших школьников, которые часто чувствуют неуверенность в новом учебном материале.

Дидактические игры можно успешно интегрировать в разные этапы урока. На этапе актуализации знаний игра позволяет повторить и закрепить материал, а также настроить учеников на работу. Например, в начале урока русского языка можно предложить детям игру «Кто больше знает?» — составление как можно большего количества слов из букв, представленных в одном длинном слове. Это позволяет детям быстро включиться в процесс, а учителю — актуализировать ранее изученный материал и поддерживать интерес учеников.

На этапе объяснения нового материала также можно использовать игровые элементы. Например, при изучении таблицы умножения можно предложить игру «Магазин», где ученики играют роль покупателей, а учитель — продавца. Покупатели могут «покупать» продукты, но для этого нужно правильно умножить цену на нужное количество товаров. Такой подход помогает связать новый материал с реальной жизнью, что усиливает интерес детей и помогает им лучше запомнить информацию.

Дидактическая игра является и отличным средством для закрепления изученного материала. Например, для уроков окружающего мира можно предложить детям игру «Угадай, кто я?», где один из учеников описывает животное или растение, а остальные угадывают. Такая игра развивает память, внимание и аналитические способности, так как дети должны не только вспомнить факты о животных или растениях, но и уметь обобщать и выделять важные характеристики. Кроме того, игра в коллективе способствует формированию навыков общения, сотрудничества и поддержания дружественных отношений.

Для более активного вовлечения всех учеников в процесс полезно использовать ролевые игры, где каждый учащийся получает свою роль и выполняет задания согласно этой роли. Например, на уроках литературного чтения можно разыгрывать сцены из прочитанных произведений, где один ребёнок становится рассказчиком, другой — персонажем, и каждый вносит свою лепту в общую историю. Такие игры помогают лучше понять текст, развивают эмоциональный интеллект и навык публичного выступления. Ученики начинают не только лучше понимать содержание произведения, но и сопереживать героям, осознавать их поступки, что способствует развитию морально-этических качеств.

Чтобы дидактическая игра действительно способствовала развитию познавательного интереса, важно соблюдать несколько принципов. Во-первых, игра должна соответствовать возрасту и уровню знаний детей, быть доступной и понятной. Если игра слишком сложная или, наоборот, слишком простая, она быстро потеряет свою привлекательность для детей. Во-вторых, в игре должно быть пространство для самостоятельности и творчества, что помогает детям почувствовать свою значимость и свободу выбора. В-третьих, важно обеспечить возможность для успеха каждого ребёнка. Например, в игре «Собери слово» дети по очереди вытягивают карточки с буквами и составляют из них слова — здесь каждый ученик вносит вклад в общее достижение, и каждый может почувствовать себя победителем.

Таким образом, дидактическая игра – это не просто развлечение, а мощное средство педагогического воздействия, которое помогает формировать у младших школьников интерес к учёбе, активизировать их познавательную деятельность, развивать важные личностные и учебные качества. В игровой форме детям проще понять учебный материал, они начинают воспринимать обучение не как сложный и непонятный процесс, а как интересное занятие, которое приносит радость и удовлетворение от успехов. Учитель, применяющий дидактические игры, помогает детям легче адаптироваться к школьным требованиям и с большим интересом участвовать в учебном процессе, что закладывает основу для их успешного обучения в будущем.

 

 

Список литературы

Виттенбек

В.

К., Кочергина С.

Г.,

Мельцаев

Д.

М. Педагогический инструментарий в подготовке педагога для современной начальной школы // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №79-3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-v-podgotovke-pedagoga-dlya-sovremennoy-nachalnoy-shkoly

Ганихина Н. Н. Как игра помогает делать обучение младших школьников интересным / Н. Н. Ганихина. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 104-105. — URL:

https://moluch.ru/archive/408/89832/

Желвакова

Е. С.

М

етоды использования дидактической игры в начальной школе //

Science

Time

. 2021. №7 (91).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metody-ispolzovaniya-didakticheskoy-igry-v-nachalnoy-shkole

Мороз

Е. М.

Р

ешение учебных задач в начальной школе с помощью дидактической игры // Интерактивная наука. 2021. №6 (61).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-uchebnyh-zadach-v-nachalnoy-shkole-s-pomoschyu-didakticheskoy-igry

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×