Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников | Абдулджемилева Ленара Зекиевна. Работа №345887. Номер работы: №345887

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается роль дидактической игры как средства развития познавательных интересов младших школьников. Описаны преимущества использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы, их влияние на активизацию познавательной деятельности детей. Приводятся примеры различных видов дидактических игр и их применение на уроках. Сделан акцент на значимости формирования у детей устойчивого интереса к учению через игру.

         Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младшие школьники, образовательный процесс, игровая деятельность, активизация, начальная школа.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Абдулджемилева Ленара Зекиевна, учитель начальных классов

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №44

имени героя Российской Федерации Алиме Абденановой"

Муниципального образования городской округ

Симферополь Республики Крым

 

Аннотация: В статье рассматривается роль дидактической игры как средства развития познавательных интересов младших школьников. Описаны преимущества использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы, их влияние на активизацию познавательной деятельности детей. Приводятся примеры различных видов дидактических игр и их применение на уроках. Сделан акцент на значимости формирования у детей устойчивого интереса к учению через игру.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младшие школьники, образовательный процесс, игровая деятельность, активизация, начальная школа.

 

Дидактическая игра является важным средством развития познавательных интересов младших школьников, поскольку именно через игру дети лучше воспринимают информацию, запоминают учебный материал и развивают навыки решения проблем. В период начальной школы у детей формируется основа их учебной мотивации, и задача учителя заключается в том, чтобы поддержать интерес к знаниям, делая образовательный процесс интересным и увлекательным. Дидактическая игра способствует решению этой задачи, превращая обучение в живой процесс познания.

Одним из главных преимуществ дидактической игры является её способность активно вовлекать детей в учебную деятельность. Игровая форма помогает снизить психологическое напряжение, делает уроки более динамичными и увлекательными. Младшие школьники по своей природе активны и любознательны, а игра позволяет направить их энергию в русло познания. В игре дети решают учебные задачи в процессе выполнения игровых действий, что развивает у них навыки самоконтроля, планирования и анализа.

Дидактическая игра также способствует формированию у младших школьников познавательных мотивов — одного из ключевых факторов успешного обучения. Дети стремятся к участию в играх, потому что они предполагают соревновательный элемент, возможность проявить себя, получить признание от учителя и одноклассников. Благодаря этому дети становятся более мотивированными к изучению предметов, так как учебная деятельность начинает восприниматься как интересный и увлекательный процесс, а не как обязанность.

Существует множество видов дидактических игр, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Например, игры на развитие внимания и памяти, такие как «Найди лишнее» или «Запомни и назови», помогают младшим школьникам улучшить концентрацию и развивают навыки запоминания учебного материала. Игры на развитие логического мышления, такие как «Что сначала, что потом?» или «Собери цепочку», учат детей анализировать информацию, выявлять связи между фактами и событиями.

На уроках русского языка дидактические игры могут быть направлены на развитие речи и грамотности. Например, игры «Составь слово», «Исправь ошибки» или «Закончи предложение» помогают детям закрепить изученные правила правописания, развивают орфографическую зоркость и расширяют словарный запас. Такие игры не только улучшают знание русского языка, но и формируют интерес к чтению и письму.

На уроках математики дидактические игры помогают развивать у младших школьников математическое мышление, умение быстро решать задачи и выполнять вычисления. Например, игра «Кто быстрее решит примеры» или «Составь фигуру из частей» активизирует внимание и стимулирует учеников к решению математических задач в условиях игры. Такие упражнения развивают у детей навык решения проблем и формируют уверенность в своих способностях.

Важной частью использования дидактических игр является то, что они учат детей работать в коллективе, что немаловажно для формирования социальных навыков. Игры могут быть организованы как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает детям научиться сотрудничать, уважать мнение друг друга и работать в команде. Это способствует развитию у детей коммуникативных навыков, что важно не только в учебной деятельности, но и в их социальной жизни в целом.

Также игры помогают учителю более гибко подходить к обучению, адаптируя материал под уровень подготовки учащихся и их интересы. Дидактическая игра даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, почувствовать успех в учебной деятельности, что особенно важно для учеников с различным уровнем подготовки. Она снимает страх перед ошибками и способствует созданию благоприятной учебной атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно и уверенно.

Не менее важен аспект развития творческих способностей младших школьников через игру. Многие дидактические игры включают элементы фантазии, творчества, что позволяет детям проявлять свою индивидуальность, придумывать новые решения задач и нестандартные подходы. Это особенно важно для формирования креативного мышления, которое будет полезно детям не только в рамках школьной программы, но и в повседневной жизни.

Одной из основных задач учителя при использовании дидактических игр является правильная организация учебного процесса. Важно не только подобрать игры, соответствующие целям урока и уровню развития детей, но и правильно их интегрировать в учебную деятельность. Учителю следует внимательно следить за тем, чтобы игровая деятельность не превратилась в самоцель, а служила средством для достижения образовательных результатов. Важно также соблюдать баланс между игрой и традиционными методами обучения, чтобы не снижать дисциплину и структуру урока.

Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников. Она активизирует познавательную деятельность, делает обучение интересным и доступным, способствует развитию важных учебных навыков и личных качеств. Учитель, используя игровые методы на уроках, может значительно повысить уровень вовлеченности детей в учебный процесс, поддерживая у них интерес к получению знаний. В условиях начальной школы дидактическая игра становится важным инструментом, помогающим учителю сделать образовательный процесс более увлекательным и эффективным, что соответствует современным требованиям образования.

 

Список литературы

 

Зембатова

Л. Т.,

Дзанайты

З. Х. Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения // МНКО. 2019. №6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-vazhneyshiy-element-obrazovatelnogo-protsessa-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 03.10.2024).

Миназова

З

.

М

.

,

Батырова

А

.

М

.

,

Газимагомедов

Г

.

Г

.

Использование дидактических игр в образовательном процессе с целью развития у младших школьников познавательного интереса

// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskih-igr-v-obrazovatelnom-protsesse-s-tselyu-razvitiya-u-mladshih-shkolnikov-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 03.10.2024).

Рябая, Е. Д. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр / Е. Д. Рябая. — Текст: непосредстве

нный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85041/ (дата обращения: 03.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×