Дидактическая игра как средство развития речи | Тимохина Светлана Николаевна. Работа №236000
Автор: Тимохина Светлана Николаевна
Развитие речи через различные игры
Дидактическая игра как средство развития речи.
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения . Дидактическая игра, является одним из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Главная, её особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Играя, они узнают цвет, форму, числовые и пространственные отношения, изучают животных, растения.» В игре у детей воспитывается сообразительность, инициатива, находчивость. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. « Игра развивает язык, а язык организует игру» Главным назначением игр, является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Главное место в игре, отводится работе по развития речи. Дидактические игра развивают речь детей, пополняют и активизируют их словарь, развивают правильную речь и учат правильно выражать свои мысли . Использование игр способствует решению следующих задач: -совершенствовать разговорную речь, -обогащать словарь, -побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, -способствует закреплению навыков пользования инициативной речью. -учит формировать вопросы и отвечать на них строя предложение. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия воспитателя с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание стоит уделять звуковой культуре речи и обогащению словаря, т.к. произносительная сторона речи у детей этого возраста еще недостаточно сформирована. А отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов. В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию грамматическому строю речи. У детей этого возраста наблюдается рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры, что часто является одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом). Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры. Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый -сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать. Дидактические игры с предметами. Из чего сделано?, Найди такую же., Новоселье куклы., Что кому?, Что кто слышит? При организации дидактических игр для детей необходимо хорошо знать их возрастные особенности, важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением. Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания. Очень важен подготовительный этап при проведении игр, где осуществляется закрепление, уточнение, расширение словаря, полученного на занятиях. Подбор необходимых слов и словосочетаний для игр осуществлялся по трём направлениям: Слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: “будем играть, что это? кто это ? пожалуйста, спасибо, кто следующий, мой ход, у кого есть? и т. д ». Эти слова в ходе игр закрепляются. Слова, представляющие обязательный программный материал, который должен быть усвоен детьми Слова и выражения, которыми дети овладели на занятиях по развитию речи, и которые в ходе игры должны уточняться, расширяться, углубляться и закрепляться. Например, названия цветов , названия фруктов, овощей, времени года, посуды, одежды и т.д. Речевой материал, используемый в процессе предыдущих игр, частично включался в последующие игры. В дидактические игры дети могут играть как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Собери букет из осенних листьев»). Во время трудовой деятельности мы играем в игры типа: «Расскажи о рыбке», «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс. После сна дети чаще играю в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе. Немалое значение я уделяю изготовлению игр совместно с детьми. На этом этапе ребенок может проявлять свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например: малыш решил праздновать день рождения куклы, я предлагаю приготовить для куклы угощение из пластилина. Летом, вместе с детьми учимся делать нужные для игры вещи из еловых и сосновых шишек, веток. Такая работа не только развивает творчество, но и делает игры более содержательными и целенаправленными. Развитию творчества способствует организация развивающей среды в группе. Площадь группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей (строительные игры, больница, магазин, математический уголок, настольно – печатные игры, уголок уединения). Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Так в уголке уединения ребенок может побыть один, расслабиться, отдохнуть от окружающей обстановки; в центре математического развития ребенок может поиграть в такие игры: «Цветные коврики», «Разрезные полоски», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом». Такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности. Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье. Важно, чтобы и дома, с родителями, использовались дидактические игры. Важно раскрыть перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей. В родительском уголке информацию постоянно обновляю (передвижки, книжки – раскладушки по определенной тематике). Можно пригласить маму или папу посмотреть как играют дети. На родительских собраниях иногда можно поиграть в новую игру, чтобы сформировать у родителей интерес, чтобы была понятна методика проведения игры. При этом родители убеждаются, что любая игра, в которой есть определенные правила и действия, требуют усилия воли, внимания, быстроты мышления. Иногда целесообразно предложить изготовить игру в семье, привлекая к этому и детей. Родители должны понимать, что только совместная деятельность мамы и воспитателя приводит к наиболее прочным знаниям, помогут ребенку при вхождении его в новый коллектив. Тема: «Дидактическая игра, как средство развития речи» очень многогранна и велика. Поэтому нельзя сказать, что она изучена до конца. Работа ведется непрерывно. Постоянно меняются интересы детей, меняются взгляды на жизнь, меняется само назначение игры. Дидактическая игра способствует развитию всех качеств личности ребенка. Только всестороннее развитие ребенка поможет ему войти в мир окружающих его взрослых полноценной личностью. Я вижу необходимость регулярно пополнять материал, создавать новые игры, придумывать новые сюжеты для игр, совершенствовать свои знания.