Дидактическая игра на уроках истории | Юлия Андреевна Борисова. Работа №329693
В работе раскрываеться, что такое дидактиеская игра, какова роль ее на уроках истории и обществознания в современное время в школе. Какие бывают игры. Какую можно использовать литературу при подготовке к урокам. Какие психолого-педагогических возможности, которые могут быть реализованы на уроках истории, достоинства такой методики. Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса. Эмоциональность игры – очень важная особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.
Статья по теме самообразования:
"Дидактическая игра на уроках истории, как средство активизации познавательного интереса у учащихся".
Автор: Борисова Ю.А.
учитель истории и обществознания
МКОУ "Центр образования им.
В.И. Пеллера" с. Птичник
Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе, которые имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии школьников.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе роль дидактической игры в обучении повышается, так как школа заинтересована в качественном образовании учащихся. Обеспечить качественность усвоения знаний у учащихся можно за счёт использования методов, приёмов и средств дидактической игры. В настоящее время постоянно расширяется предметно-информационная среда, которая приводит к перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки, анализа и отбора получаемой информации, а дидактическая игра может служить своеобразной практикой для использования знаний и умений, полученных на уроке и во внеурочное время.
Изучение проблемы использования дидактических игр в обучении истории помогает понять важность применения их на уроке. Эта тема нам близка и заинтересовала нас тем, что мы получаем педагогическое образование и, будучи учителями истории должны обеспечить качественное, доступное и интересное обучение истории, которое бы доставляло удовольствие в получении знаний и активировало способности учеников, развивало интерес к предмету, в чём заинтересован каждый учитель.
Литература данной проблематики очень разнообразна по своему содержанию, она содержит и теоретическую базу и практический опыт учителей истории, которые занимаются проблемой развития интереса у учащихся к обучению и предмету. В работах Выготского Л. С., М.В. Борзовой Л. П., Букатова В. М., Лернера И. Л., Шмаковой С.Н. и других содержатся теоретические подходы игровой деятельности в обучении, результаты исследований, в которых особую роль уделяют воображению и детскому творчеству в процессе дидактической игры, обобщён опыт методики организации игр в обучении истории.
В работах Коротковой М. В., Юриновой Н. Г. отражается опыт учителей по проведению уроков истории в разнообразных игровых формах и их роль в процессе обучения, описываются рациональные методы развития их мышления, формирование духовных потребностей и раскрытие творческого потенциала.
Целью работы является выявление дидактических возможностей учебных игр по истории как средства активизации познавательной активности школьников во время педагогической практике.
Постановка данной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть, понятие, компоненты и виды дидактической игры.
2. Охарактеризовать, психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.
3. Выяснить эффективность применения дидактических игр в обучении на уроках истории.
Дидактика - искусство обучения, то есть своего рода практическое умение, исследует принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения, которая занимается разработкой проблем: для чего учить, кого учить, какие стратегии обучения наиболее эффективны, чему учить, как учить, как организовать обучение, какие необходимы средства обучения [6;74].
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач.
Поскольку обучение - это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие:
- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не тождественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «не за правду».
Учебные дидактические игры делятся по методическим и дидактическим характеристикам на игры:
- исторические игры с правилами, которая держится на чётких и строгих правилах, соблюдение их обеспечивает содержательность, состязательность и результативность игровой деятельности.
- сюжетно-ролевые игры представлены ретроспективными и деловыми. В первых моделируется ситуация отдельного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям.
В деловых сюжетно-ролевых играх школьники исполняют роли своих взрослых современников — специалистов в разных областях знаний, имеющих отношение к проблеме игровой встречи: научный симпозиум, круглый стол, пресс-конференция и т. п.
- рубежные игры занимают промежуточное положение между двумя типами учебных игр, так как, с одной стороны, в них есть правила, но, с другой — они построены на импровизации в рамках заданного сюжета и игровой роли. Такие игры требуют подготовки и специального настроя, которые оговариваются в инструкциях. Задания и инструкции строятся на приёмах творческой реконструкции образов исторического прошлого: персонификации, драматизации, стилизации [3;6].
Рассмотрев виды игр, остановимся на наиболее важных, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть реализованы на уроках истории.
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление [8;104].
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Чтобы понять причины подобной функциональной способности игры, необходимо вспомнить некоторые особенности психологии подросткового и старшего школьного возраста. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания. Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения истории у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы, с трудом переносятся паузы [1;34].
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние [3;5].
При разработке уроков и подбора дидактических игр, мы использовали методические разработки игровых заданий Гулагина Г. А., Борзовой Л. П., Кульневич С. В. и периодические издания: «Преподавание истории в школе», «История».
На практике, мы разрабатывали уроки с применением дидактической игры и практической работой учащихся по контурной карте. Практическая работа осуществлялась вместе с ролевой игрой «Интервью со С. Разиным».
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом, поэтому на практике, мы использовали экранное средство наглядности. По теме «Культура России в XVII» разрабатывали индивидуальные карточки с заданиями «Твой пропуск в мир культуры», «Поход в гости к царю», где использовались элементы ролевой игры и работа с учебной наглядностью.
На уроках с элементами дидактической игры использовались видеофрагменты, например: эпизод из мультфильма «Барби путешественница». После просмотра была поставлена задача, отыскать недостающие элементы культуры.
При закреплении темы, школьникам была предложена игра на закрепление пройденного материала «Выбери меня», во время которой на слайде были представлены лица, за которыми скрывалось вопросы (дата, понятие) на которые учащиеся должны были ответить.
После изучения темы «Россия в XVII веке» был запланирован тест. Ученики достаточно хорошо справились с ним (98%). Особенно хотелось выделить работы слабых учеников, где были видны пусть небольшие, но продвижения в усвоении знаний, для них в тестовые задания были включены задания репродуктивного характера.
Результаты тестов показали, что большинство ребят справилось с заданиями по тем темам, где были включены элементы дидактической игры на уроках.
Использование дидактических игр во время педагогической практики позволило, проанализировав этот опыт, выработать рекомендации по использованию дидактических игр для активизации познавательного интереса учащихся:
Планируя урок, чётко ставить цель использования дидактической игры на уроке истории (для чего её нужно проводить).
Применение полученных учащимися знаний в ходе
игры
(при этом изучение нового материала и его закрепление объединяется в единый процес
с)
;
Подбирать игры лучше всего с правилами, потому что дети в подростковом возрасте очень активные и эмоциональные;
На современном этапе развития общества, дети хотят чего-то нового, неожиданного, поэтому особый интерес в игре привлекают аудио-, видеофрагменты, наглядности;
Если проводить иргу на последних уроках, то для детей важен определённый настрой, поднять настроение, настроить на работу, создать атмосферу исторического времени – провести физ.
минутку, психологический тренинг;
Материал к игре давать детям за 2-3 недели до урока.
Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направлено на выполнение одной из логической операции (выделение главного, сравнения и пр.) или на развитие исторического воображения. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, т.о. мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.
Таким образом, практика показала, что применение дидактических игр в обучении истории включало в работу на уроке большую часть класса, то есть была видна активность, интерес учеников. Ребята, у которых была низкая успеваемость, проявили творческий подход к некоторым заданиям (контурные карты, работа с наглядностью), достигли небольшого успеха в общении на заданную тему.
Изучив вопросы теории и практики использования дидактических игр на уроках, мы увидели достоинство такой методики. Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса.
Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к репродуктивному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования; способность к историческому сопереживанию.
Применение дидактических игр на уроках истории приводит к следующим результатам:
1. Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение и развивает устную речь;
2. Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
3. С помощью игр происходит повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса.
Подводя итог, нужно сказать, что на современном этапе необходимость проведения дидактических игр по истории является средством активизации познавательной активности школьников, что приводит к качественному усвоению знаний учащихся. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков появляется познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.
Список литературы:
Борзова Л. П. Игры на уроках истории. – М.: Просвещение, 2001. – 196 с.
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Флинт, 1997. – 96 с.
Короткова М. В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Рольф, 2001. – 116 с.
Короткова М. В. Проблемные игры и познавательные задачи на уроках истории.// Преподавание истории в школе. – 1991. № 4.
С.
137-144.
Лернер И. Я. Развитие мышления в процессах обучения истории. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
Шустова И. Игровые формы на уроках истории. // Преподавание истории в школе. – 2007. № 1.
С
. 13
-16
.
Юринова Н. Г. Преподавание истории в игровой форме.// Преподавание истории и общество
знания в школе. – 2005. №. 10. С
. 20
-24
.