Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра на уроках изобразительного искусства как средство развития изобразительных умений у первоклассников | Архипчук Екатерина Викторовна. Работа №243403

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Архипчук Екатерина Викторовна
Актуальнось развития изобразительных умений у современных первоклассников.

Дидактическая игра- помощник учителя изобразительного искусства.

Результаты работы педагога использующего дидактические игры для развития изобразительных умений  первоклассников.

Дидактическая игра на уроках изобразительного искусства как средство развития изобразительных умений у первоклассников

 

Е.В.Архипчук

 

 

В школьном обучении уделяется много внимания общеобразовательным предмета, а предметы эстетического плана зачастую отходят на второй план и им не уделяют должного внимания, в то время как изобразительные умения ребенка еще развиты недостаточно в силу того, что не до конца сформированы еще все психические и физические процессы. На этом этапе очень важно привлечь интерес ребенка и помочь ему в его стремлении изображать. Здесь, для оптимизации учебного процесса, можно использовать дидактическую игру во время проведения уроков изобразительного искусства

Системы дидактических игр впервые были разработаны Ф.Фребелем и М.Монтесори для дошкольников и О.Декроли для начального образования. К.Д.Ушинский рассматривал игру как свободную деятельность ребенка, вносящую в его развитие огромный вклад. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Он писал о том, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». Пользу дидактической игры рассматривал психолог А.В.Запорожец .

Изучая материалы о дидактических играх, можно отметить, что большинство из них ориентировано на дошкольный возраст, или не затрагивают процесс развития изобразительных умений.

Проблема исследования: как на уроках изобразительного искусства развивать изобразительные умения первоклассников.

Цель моей работы: выявить педагогические условия развития изобразительных умений первоклассников через дидактические игры и проверить их эффективность на практике.

Объект работы: процесс обучения первоклассников изобразительным умениям через дидактические игры.

Предмет этой работы: эффективные педагогические условия развития изобразительных умений первоклассников на уроках ИЗО через дидактические игры.

Гипотеза: дидактические игры будут эффективно влиять на процесс развития изобразительных умений, если учитель:

-подберёт дидактические игры соответственно программе ИЗО на развитие соответствующих умений (работа с цветом, линией, пятно, …);

- будет использовать их систематически по принципу «от простого к сложному»

Задачи:

-Изучить возрастные психологические особенности первоклассников;

-Изучить виды дидактических игр и проанализировать их роль в обучении детей;

-Определить педагогические условия развития изобразительных умений у первоклассников через дидактические игры на уроках изобразительного искусства и проверить их эффективность на практике.

Для про

ведения данной работы мы подобрали и проанализировали

литературу в таких разделах, как:

Возрастная психология младшего школьника

Первичное осознание роли школьника, является главной чертой этого возраста. Прежде всего оно происходит через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Возникает большое желание быть успешным в учебном процессе. Для первоклассника это равнозначно быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины [6].

Смена социальной среды, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Но возможности первоклассников ещё ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительно сосредотачиваться, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Несовершенство моторных навыков, мелких движений рук вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

От совершенства мелкой моторики рук зависит не только умения рисовать, резать и писать, но и развитие речи. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры, изобразительная деятельность стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.».

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный и речедвигательный центры располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же, как и их нарушений идут «параллельно».

Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика была роль руки - она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Словесная речь долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Это связь видна и сейчас.

Ученые изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Н.И. Новиков в 1782г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Совершенствование движений пальцев рук происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.

В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено, что речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. Исследования М.М. Кольцова подтвердили эти предположения.

Дидактическая игра и её роль в обучении младших школьников

Дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют лучшему усвоению содержания учебного материала и развитию общеучебных умений и навыков. Иначе говоря, – это специально создаваемые или приспособляемые для целей обучения игры (Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия)

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова) . Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Дидактическая игра, как одна из форм игры, способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она способна существенно повысить эффективность усвоения знаний учащимися, а также работоспособность маленьких школьников. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделие на уроке - самый опасный для здоровья детей вид перегрузки. В.А.Сухомлинский писал: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания .

Дидактическая игра даёт возможность плавно перейти от игровой деятельности, основной деятельности дошкольников, к деятельности учебной. Она будет проводником ребенка из мира детства в мир науки. Конечно для этого необходимо сопровождение педагога, который будет подбирать игры, объяснять их суть и помогать учащимся анализировать проделанную работу.

Диагностика изобразительных умений.

Провели диагностику

изобразительной деятельности по

Т.С.Комаровой

и проанализировали

её результат в двух п

ервых классах, тем самым выявили

уровень развития изобрази

тельных умений первоклассников.

Базой для этого исследования были первые классы («В» и «Г») средней школы №56, г. Владивостока. Время проведения исследования-первое полугодие 2018-2019 учебного года.

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 «В»

6 человек- 24%

14 человек- 56%

5 человек- 20%

1 «Г»

8 человек- 32%

13 человек- 52%

4 человека- 16%

По итогам первичной диагностики можно сделать вывод, что у большинства детей изобразительные умения развиты слабо. Большинство детей не владеют линией, не умеют регулировать нажим на карандаш. Наибольшую сложность представляют соблюдение пропорций и передача движения. Такой показатель, как «цвет» наименее развит у мальчиков, а показатель «форма» у девочек.

Для дальнейшей работы определили

1 «В» класс, как контрольную группу, а

1 «Г» класс, как экспериментальную. В экспериментальной группе, на уроках изобразительного искусства, проводили дидактические игры, направленные на развитие изобразительных умений.

Подобра

ли и составили

дидакт

ические игры соответственно тем

изобразительным умениям, которые надо развить

у данной группы детей

.

1) Игры, направленные на восприятие и передачу формы: «Дорисуй половинки»,

«Дорисуй фигуру» (помимо восприятия и передачи формы подключаются воображение, творческие способности), «Весёлая клякса», «Волшебный мешочек».

2) Игры направленные на развитие умения составлять композицию: «Мы фотографы» (развивает умение компоновать), «Составь натюрморт» (имеет вариации, предоставляет возможность дифференцировать задания)

3) Игры на владение линией: «Волосок» (умение регулировать нажим на карандаш, «Шахматная доска» (развивает умение штриховать, «Веселая линия» (владение линией, передача эмоций и действий, укрепляем кисть руки, упражнения способствуют развитию мелкой моторики, напрямую влияют на навык письма)

4) Игры на развитие умения передавать движение: «Веселая линия» (наклон петель, косой дождик), «Проволочный человечек» (эта игра была разработана нами, т. к. не нашли дидактическую игру для развития умения передачи движения тела человека. Игра была создана по аналогии с подвижными моделями для художников. Проволочная модель позволяет ребенку создать образ человека в движении, а именно это очень сложно для первоклассника. Так же модель позволяет усвоить приблизительные пропорции тела человека)

5)Игры направленные на развитие восприятия и передачи цвета: «Части суток», «Какого цвета осень», «Времена года», «Домик феи» (работа с карточками, групповая работа); Игры «Ракета», «Волшебный цветок» и «Домик феи» были разработаны нами. Они наглядно демонстрируют смешение цветов. Смешение цветов происходит путём наложения цветных прозрачных пленок).

6) Игры направленные на развитие чувства ритма, глазомера, умение правильно подобрать чередование форм и цвета: «Веселый узор», «Калейдоскоп» (Позволяют понять, что такое узор, развит глазомер, освоить понятия теплые-холодные тона, предполагают командную работу)

Работа по развитию изобразительных умений в рамках программы предполагает разные виды работ. Работа по восприятию цвета, формы их передачи; умение создавать композицию, передавать движение. Работа с линией, пятном. Развитие умения переносить на лист эмоции. Работа индивидуальная чередуется с работой по подгруппам.

Работая в подгруппах, дети становятся «учителями» друг для друга, у них есть возможность поделиться своими знаниями и получить новые от одноклассников.

Урок изобразительного искусства предполагает активную практическую деятельность, т.е. собственно рисование, лепку, аппликацию и т.д. Но как было сказано ранее- игра занимает у первоклассника одну из приоритетных позиций, поэтому для достижения цели целесообразно предложить детям дидактические игры, как одну из составляющих урока. Дидактическая игра привносит в урок момент неожиданности, свободу действия (в рамках правил), дает возможность подойти к учащемуся индивидуально .

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

1. Сотворчество учителя и ученика;

2. Диалогичность;

3. Четкость поставленных задач и вариативность при их решении;

4. Освоение традиций художественной культуры и импровизационный

поиск личностно-значимых смыслов.

5. На уроках изобразительного искусства важно стремиться

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

1.три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

2.названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

3.правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

4.элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

5.простейшие приёмы.

Учащиеся должны уметь:

1.верно держать лист бумаги, карандаш;

2.правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

3.выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

4.передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

5.применять элементы декоративного рисования к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

По результатам диагностики мы видим, что есть дети с разным уровнем развития тех или иных изобразительных умений.

Для развития изобразительных умений на уроках изобразительного искусства мы используем разные методы: объяснение, показ, практическую изобразительную деятельность, дидактические игры.

Одним из рассматриваемых нами условий было условие соответствия программе обучения по предмету «изобразительное искусство». Для выполнения этого условия мной осуществлялся подбор дидактических игр с учетом полученных данных по развитию изобразительных умений. Подбор игр осуществлялся по двум принципам: соответствие теме в целом и соответствию развиваемых игрой умений поставленной в основной творческой работе задаче.

Если сопоставить приведенный выше список умений, формируемых у первоклассников на уроках изобразительного искусства и подобранные для работы на уроках дидактические игры, то будет видно соответствие поставленных целей со способами их достижения.

Завершив все запланированные уроки с использованием дидактических игр, мы провели повторную диагностику в экспериментальной и контрольной группах. Это мы отобразили в диаграмме:

 

Систематически проводимые дидактические игры на уроках изобразительного искусства дали свой результат, который выявили путем проведения повторной диагностики. Необходимо отменить, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм обучения, результаты поставленных целей достаточно высокие.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра- не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в изобразительную деятельность, метод стимулирования их активности. Дидактические игры являлись подготовительной частью урока и давали возможность учащимся развить изобразительные умения. Дидактические игры помогают удерживать внимание детей. Дают возможность целенаправленно развивать изобразительные умения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×