Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра-путешествие «По реке, по морю..." | Котрухова Анастасия Андреевна. Работа №336077

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач образования. Работа в современных условиях указывает на необходимость использования дидактических игр при обучении детей с ТНР.

Классификация дидактической игры: по содержанию – речевая; по дидактическому материалу – настольная; по характеру игровых действий – игра-путешествие; по числу участников – подгрупповая.

Цель: развитие грамматического строя речи.

Дидактические задачи:

коррекционно-образовательные: изменять существительные в единственном и множественном числах, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в косвенных падежах в единственном числе (Р.п.), согласовывать числительные с существительными в роде и падеже, согласовывать местоимения с существительными в роде и числе, понимать инвертированных конструкций.

коррекционно-развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику;

 

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважения друг к другу. 

Дидактическая игра-путешествие «По реке, по морю…»

как форма развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач образования. Работа в современных условиях указывает на необходимость использования дидактических игр при обучении детей с ТНР.

Классификация дидактической игры: по содержанию – речевая; по дидактическому материалу – настольная; по характеру игровых действий – игра-путешествие; по числу участников – подгрупповая.

Цель: развитие грамматического строя речи.

Дидактические задачи:

коррекционно-образовательные: изменять существительные в единственном и множественном числах, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в косвенных падежах в единственном числе (Р.п.), согласовывать числительные с существительными в роде и падеже, согласовывать местоимения с существительными в роде и числе, понимать инвертированных конструкций.

коррекционно-развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважения друг к другу.

Игровое действие: бросать кубик, переставлять фишку, выполнять задания.

Игровые правила: игра рассчитана на 2-4 участников и предназначена для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет. Играть можно дома и в детском саду (на занятиях и в свободной деятельности). Участие взрослого или ведущего обязательно. Игра начинается со «Старта». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько ходов, сколько выпало точек на кубике. Фишка игрока может проходить мимо ходов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Игрок отсчитывает ходы, называя рыб и морских обитателей. Если фишка остановилась на круге желтого цвета – игрок переставляет фишку на два хода назад, оранжевого цвета – игрок переставляет фишку на два хода вперед, голубого цвета - игрок пропускает ход. Выигрывает тот игрок, который первым приходит на «Финиш».

Условия проведения дидактической игры:

2) Взрослый или ведущий начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.

3) Взрослый или ведущий принимает активное участие, эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.

Оборудование: игровое поле с изображение рыб и морских обитателей, кубик с точками, фишки (рыбы или морские обитатели).

Ход игры. Предполагается несколько заданий на заданную тему. Взрослый или ведущий следит за правильным выполнением заданий, в конце игры подводит итоги игры.

Задание 1. «Один-много»

(Ребенок выполняет задание, если фишка остановилась на изображении рыбы или морского обитателя).

Ведущий: Один кто? Много кого?

Ответы детей: один сом - много сомов, один окунь – много окуней, одна щука – много щук, один судак – много судаков, один лещ – много лещей, один ерш – много ершей.

Задание 2 «Большой - маленький»

Ведущий: Назови, большую и маленькую рыбу.

Ответы детей: окунь – окунек, судак – судачок, ерш – ершик, щука – щучка, сом – сомик, лещ – лещик.

Ведущий раздает карточки-звездочки.

Задание 3. «Посчитай»

Ведущий: Посчитай, сколько рыб.

Ответы детей:

- Одна щука, две щуки, три щуки, четыре щуки, пять щук.

- Один сом, два сома, три сома.

- Один лещ, два леща, три леща, четыре леща, пять лещей.

- Один ерш, два ерша, три ерша.

- Один окунь, два окуня, три окуня, четыре окуня, пять окуней.

- Один судак, два судака, три судака.

Задание 4 «Чья? Чей? Чьё?»

Ведущий: Назови части тела рыб.

Ответы детей:

- Сомовья голова, сомовий хвост, сомовье тело.

- Судачья голова, судачий хвост, судачье тело.

- Щучья голова, щучий хвост, щучье тело.

- Окуневая голова, окуневый хвост, окуневое тело.

Задание 5. «Жадина»

Ведущий: Назови рыб, о которых можно сказать «мой». (изображение мальчика)

Ответы детей: мой сом, мой окунь, мой судак, мой лещ, мой ерш.

Ведущий: Назови морских обитателей, о которых можно сказать «моя». (изображение девочки)

Ответы детей: моя акула, моя морская звездочка.

Задание 6 «Назови тень»

Ведущий: Назови тень морского обитателя. Тень кого?

Ответы детей: тень краба, тень акулы, тень морского конька, тень морской звезды, тень кита, тень дельфина.

Задание 7 « Покажи то, что я попрошу»

Ведущий показывает картинки и просит ребенка соотнести услышанную фразу с рисунком.

Ведущий: Рассмотри и покажи.

- Рыбак ловит рыбу. Рыба ловит рыбака.

- Акула гонится за рыбой. Рыба гонится за акулой.

Результат игры. Игра продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задания по направлению маршрута. Победителем становится тот участник, который первым приходит до «Финиша».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование авторской технологии «Волшебный круг» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ в нашем детском саду.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедная малословная, тесно связанна с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Такие проблемы речевого развития дошкольников связаны с неумением выражать свои эмоции, переживания, настроение и заявлять о своих желаниях.

Дети с речевыми проблемами обычно имеют нарушения в состоянии центральной нервной системы, носящие функциональный или органический характер. Это проявляется в особенностях их характера и поведения.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение со стороны воспитателя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

В практической деятельности возникла необходимость создания цикла коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с различными психологическими и речевыми проблемами.

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ОНР осуществляется с использованием мандалатерапии и наглядных вспомогательных средств для развития связной речи и заключается в том, что коррекция психоэмоционального развития детей сочетается с коррекцией речевых нарушений.

Создавая мандалу, ребенок получает свой первый опыт рефлексии, он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, чувства, переживания. Когда ребенок проговаривает свои чувства, происходит не только снижение психоэмоционального напряжения, но и развивается связная речь, мышление. [Киселева 2006:66]

Сегодня среди методов арт-терапии почетное место занимает мандалатерапия.

Мандала в переводе с санскрита «круг» или «центр». Это спонтанный рисунок, символ, образ или художественная композиция, создаваемый в пространстве круга.

Мандалатерапия - это древняя и мощная система преображения личности.

Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

В процессе работы с мандолой происходит непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях, поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим. [Копытин 2000:54]

Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей эффективно развивают умственные способности дошкольников. Особенно это заметно при работе с детьми с ОНР. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь стоить простые и сложные предложения. Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.

У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т.п.), появляется возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи.

Постепенно у детей формируется представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. [Абрекова 2011: 32]

Основные этапы коррекционно-развивающего занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Эмоциональный настрой на создание мандалы.

3. Работа с мандалой.

4. Рефлексия, обсуждение, составление рассказа о мандале. Детям предлагаются следующие вопросы по картинному плану (см. рисунок): Как называется мандала? Какая по цвету? Какое настроение? Какие звуки ты слышишь? Чем пахнет? Какая на ощупь? Действия-Объекты. Какие чувства ты испытывал, когда создавал мандалу?

5. Ритуал прощания.

Примерный рассказ составленный ребенком (см.рисунок).

Моя мандала называется «Морской мир». Море голубого цвета, оно спокойное, тихое. Я слышу шум моря, плеск волн, крик дельфинов. Море пахнет рыбой, водорослями, солью, свежим ветром. Вода в море теплая, приятная. В море плавает семья дельфинов мама, папа и их дети. Папа охраняет дельфинят от акулы, а мама играет с ними. Создавая мандалу я чувствовал спокойствие, радость, интерес.

Вывод.

В процессе коррекционно-развивающих занятий:

ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, повышается уверенность в себе, снижается психоэмоциональное напряжение, тревожность;

ребенок проявляет, осознает и высказывает скрытые и подавленные чувства и переживания;

ребенок проявляет творческую активность, фантазию;

у ребенка развивается грамотная связная речь;

у ребенка совершенствуются навыки и умения практического общения с использованием вербальных и невербальных средств, развивается наглядно-образное, словесно-логическое и творческое мышление;

у ребенка развивается мелкая моторика рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дуэт двух рук

или способ активизации речи дошкольников с ТНР

 

В дошкольном образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР и качественной подготовки их к школьному обучению.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные нетрадиционные методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционный процесс. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных практикой технологий, и вносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных анализаторов.

В работе с детьми с ОВЗ важно учитывать, что формирование речевой функции зависит от совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных процессов: созревания зон головного мозга, высших психических функций и физического развития ребенка.

В развитии мозговой деятельности ребенка учеными выделен ряд закономерностей, которые проходит каждый человек. Условно выделяют важные периоды становления функций: от 15 мес. до 4,5 лет активно развивается лимбическая система - это область головного мозга, отвечающая за развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение моторными навыками. В период с 4,5 до 7 лет преобладает развитие правого полушария, отвечающего за обработку в мозге целостной картины на основе образов, движений, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления.

Таким образом, каждый возрастной этап детства до 7 лет является значимым и неповторимым. Учитывая нейропсихологические благоприятные условия для развития речевых способностей, стоит обратить внимание родителей и педагогов на период до 4,5 лет. В этот период стоит уделить особое внимание развитию речевого потенциала и достижению максимальных результатов в данной области.

У детей имеющих речевые нарушения, как правило, уровень зрительно - моторной координации снижен, наблюдается нарушения высших психических функций (внимания, памяти), проявляются особенности поведения (неусидчивость, отвлекаемость). С целью повышения результативности и активизации речевых способностей детей, стоит обратить внимание на использование нестандартной техники - синхронного рисования двумя руками.

Основная цель синхронного рисования – активизация и координация работы левого и правого полушария и противоположных сторон тела. Она достигается благодаря постоянному, слаженному обмену информацией между долями головного мозга по системе нервных волокон. Чем их больше, тем точнее и эффективнее работают оба полушария, что способствует успешной реализации задач поставленных перед ребенком, достижению комфортного состояния, в котором процесс обучения проходит намного легче и эффективнее. На практике же редко используется сбалансированное сотрудничество двух рук, а как следствие левого и правого полушария. Таким образом, активизируя подавляемое полушарие, мы достигаем «мирного» взаимодействия и координации обоих долей мозга. Синхронное рисование – это техника работы двух полушарий, позволяющая одновременно создавать единый рисунок двумя руками.

Для синхронного рисования применяют: двуручные деревянные лабиринты, линейки карточки для рисования двумя руками, картинки-пунктиры, специальные прописи.

Начинать подготовительные упражнения следует с самых простых элементов - обведения двумя руками линий, кругов. Основным элементом в изображении должна быть центральная ось, на которую ориентируется ребенок. Вся работа осуществляется следующим образом: левая рука совершает действия только слева от оси, правая – только справа. Все движения зеркальны, синхронны, глаза смотрят на центральную ось рисунка. Единый образ рисунка - единая задача, которая учит быть сотрудниками полушария, а не противниками. Для самых маленьких можно предложить обведение пальчиком по контуру рисунка. Когда обе руки будут уверено держать кисть или карандаш, можно переходить к обведению более сложных изображений с множеством деталей: листья, бабочки, цветы, предметы мебели, посуды, одежды, транспорта и т.д. Для детей раннего возраста данную практику стоит проводить на песке и крупах. При таком способе изображения у ребенка активнее работают органы чувств, тактильное восприятие, воображения. Рисование двумя руками в воздухе легко использовать во время физминуток или перед началом занятия, чтобы сконцентрировать внимание детей.

Техника синхронного рисования легко встраивается в коррекционную деятельность по преодолению речевых нарушений, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Обводя лабиринты, детям можно предложить пропевать гласные звуки, развивая речевое дыхание и губную артикуляцию. Для укрепления мышц языка, используем двуручные лабиринты и одновременно выполняем «Лошадку», «Болтушку», «Горку» или «Парус». Используя эту технику, осуществляется процесс автоматизации звукопроизношения изолированно: например ребенку предлагается обвести поезд и озвучить его песенку «Ч-Ч». Для обогащения словаря предлагаем обвести и одновременно проговорить, названия овощей, фруктов, ягод, мебели, одежды, закрепить части предметов.

Работая карандашами разного цвета закрепляем согласование слов – определений «Какой? Какая? Какие?» с существительными, по инструкции: «Какую морковь ты выкопал?» Синхронно, обводя осиновый лист, педагог может закрепить относительные прилагательные, по инструкции: «Этот листочек упал с осины. Мы его обведем и назовем – осиновым, посчитаем, сколько листьев упадет, пока ты обводишь». Для детей подготовительного возраста обведение рисунков сопровождается проговариванием чистоговорок и скороговорок, а так же слов со сложной слоговой структурой.

Таким образом, объединив любую лексическую тему и технику синхронного рисования, ребенок автоматизирует речевые навыки, в интересной, необычной деятельности. Используя технику синхронного рисования, увеличивается период работоспособности ребенка, концентрация его внимания, что очень значимо для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и детям с гиперактивным поведением. Для детей старшего дошкольного возраста данное упражнение активно используется с целью профилактики дисграфических и дислексических нарушений. Рисование двумя руками вызывает оживленный интерес, положительные эмоции у дошкольников, что способствует развитию не только высших психических функций, но и преодолению тревожности, психоэмоционального напряжения, часто являющиеся главными виновниками, мешающими ребенку полноценно выполнять задания и раскрывать свой потенциал.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×