Дидактическая игра «Теремок»(методическая разработка). | Волкова Наталья Александровна. Работа №322180
Дидактическая игра «Теремок»(методическая разработка).
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – игре.
Новые потребности общения и ведущая игровая деятельность с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
Одним из методов решения проблемы может стать данное дидактическое пособие «Теремок», которое обеспечит повышение звуковой культуры речи и расширит активный и пассивный словарь у дошкольников. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Пояснительная записка: Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Алёнушка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Дидактическая игра «Теремок»
(методическая разработка)
Разработала: Волкова Наталья Александровна
воспитатель
высшей квалификационной категории;
2023-2024 учебный год
Актуальность:
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – игре.
Новые потребности общения и ведущая игровая деятельность с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
Одним из методов решения проблемы может стать данное дидактическое пособие «Теремок», которое обеспечит повышение звуковой культуры речи и расширит активный и пассивный словарь у дошкольников. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Пояснительная записка: Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Цель:
развитие речевой активности детей.
Задачи:
развивать фонематический слух
;
упражнять в делении слов на слоги;
упражнять в употреблении порядковых числительных и предлогов «над», «под», «между»;
совершенствовать навыки автоматизации звуков;
р
азвивать умения в употреблении пространственных представлений
;
развивать высоту и тембр голоса
, интонационную выразительность речи;
закреплять графический образ букв;
развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь
;
Игровой материал:
Теремок (выполненный из фетра), карточки с изображением сказочных героев, карточки со слогами, карточки со схемами слов, карточки с буквами.
Дидактическая игра «Теремок»
Рекомендации для использования:
Пособие «Теремок» может использоваться в совместной деятельности детей, в режимных моментах, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Варианты игр.
«Вспомни сказку»
Цель: развитие связной речи, упражнение в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки ребенку.
- Угадай, из какой сказки пришли герои? Назови их.
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
- Расскажи эту сказку (ребёнок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку).
2. «Угадай, чей голосок?»
Цель: развитие высоты и тембра голоса, интонационной выразительности речи.
Педагог изображает персонажа сказки, а ребёнок его отгадывает. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.
«Кто где живёт?»
Цель: употребление предлогов: над, под, между.
Педагог размещает персонажей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
-Этот зверь живёт над волком. Это……
-Этот зверь живёт над лисой. Это….
-Этот зверь живёт под мышкой. Это….
-Этот зверь живёт под лягушкой. Это….
-Этот зверь живёт между волком и лисой. Это….
Затем педагог и ребёнок меняются местами, и ребёнок сам проговаривает слова над, под, между.
«Посели жильцов
»
Цель: закрепление пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу.
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам. Мышка будет ждать на третьем этаже справа. Медведь – на первом этаже справа. Волк – на первом этаже справа.
«Подбери картинки с заданным звуком»
Цель: развитие фонематического слуха, выделение заданного звука в составе слова, закрепление правильного произношения звуков в речи, закрепление графического образа букв.
Педагог ставит в верхнее окошко букву, которую необходимо закрепить и предлагает ребёнку найти картинки с этим звуком.
«Раздели на слоги»
Цель: упражнение в делении слов на слоги.
Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселит жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.
- Назови каждого жильца. Похлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.
7. «Слоговые песенки»
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах.
Вечером все жильцы в «Теремочке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давайте петь вместе сними! Слушайте внимательно и повторяйте песенку вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой…
«Времена года»
Цель: учить детей различать и называть времена года, указывать характерные признаки каждого времени года, обогащать словарный запас.
Взрослый выкладывает карточки времён года и предлагает найти ребёнку признаки времён года
Заключение
Дидактическое пособие «Теремок» помогает ребенку в речевой деятельности. Оно может использоваться как при знакомстве детей со сказкой, так и в совместной игровой деятельности с детьми. Данное пособие «Теремок» решает множество речевых задач: это и развитие фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, поставленных учителем –логопедом. В этом я вижу активное взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда, направленное на развитие речи детей с ОВЗ. Это пособие также помогает развивать высоту и тембр голоса, учит делить слова на слоги, учит правильно использовать предлоги в речи, закрепляет пространственные ориентиры: слева, справа, вверху, внизу.
В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах, речь детей стала более понятна.
В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Ведь в игре интереснее и легче скорректировать и сформировать речь.
Пособием может пользоваться как воспитатель, так и родитель.