Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников. | Пыряева Татьяна Николаевна . Работа №339599
Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений и формирования художественных способностей и основ эстетического вкуса. Эстетическое восприятие представляет собой совокупность направленных на понимание произведений искусства познавательных процессов. К ним относятся образная память, восприятие, мышление, воображение, которые к тому же являются составляющими общих компонентов художественных способностей. Поэтому эстетическое воспитание предполагает развитие познавательной сферы. Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Обучение таким путем самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребёнка в воображаемую ситуацию, действовать по определяемым ею мотивам. Для таких игр характерно единство игровой и дидактической задач, причём последняя скрыта от ребёнка. Он просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознаваемого, непроизвольного обучения. В дидактической игре взрослый воздействует на ребёнка путём подбора и постепенного усложнения содержания игр, её правил. Взрослый при этом находится как бы на полпути от равноправного партнёра к учителю, ребёнок же имеет возможность проявлять активность и самостоятельность.
При разработке материала и содержания дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы психики, необходимо учитывать особенности умственного развития дошкольника.
Все познавательные процессы взаимосвязаны в своём проявлении и развитии, часто их невозможно отделить друг от друга. Поэтому для дидактической игры подбирается имеющий комплексный характер материал, который позволяет развивать познавательные процессы в их совокупности, системности. При этом познание всегда начинается с восприятия материала и идёт к его анализу, синтезу, обобщению.
В дошкольном возрасте преобладают образные формы познания, такие как: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Поэтому материал для дидактической игры нужно подбирать яркий, наглядный, красочный. В этот период детства складывается и вторая сигнальная система – речь. Познание окружающего предполагает единство чувственного и логического компонентов. Поэтому в процессе познавательного развития необходимо обеспечить взаимодействие первой и второй сигнальных систем, т.е. образа и слова. Ребёнок учится осуществлять образно-символический перевод, когда слово вызывает многоплановый образ, а образ в свою очередь находит выражение в слове. Это достигается в том случае, когда в дидактической ческой игре используется в единстве образный (картинки) и вербальный (стихотворения, загадки, отрывки из сказок и т.д.) материал. Художественный текст при этом выполняет разные функции. Во-первых, он создает воображаемую игровую ситуацию, скрывает дидактическую задачу; во-вторых, вызывает у ребёнка эмоциональный отклик, активизирует прошлый опыт, т.е. текст выполняет не подчиненную, обслуживающую роль по отношению к изображению, а значительно расширяет возможности использования изображения.
В каждой дидактической игре решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на решение которых направлена игра) и вспомогательные, предполагающие развитие условий и средств протекания познавательной деятельности. Поэтому при проведении каждой дидактической игры необходимо, чтобы ребёнок объяснял то, что он выполняет, чтобы он рассуждал, доказывал, обосновывал свои решения. Следует также побуждать ребёнка к анализу своих ошибок, например, путем сравнения результата с образцом, а также к их исправлению.
Таким образом, рассмотренные ведущие принципы построения дидактических игр направлены не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие эстетического восприятия.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений и формирования художественных способностей и основ эстетического вкуса. Эстетическое восприятие представляет собой совокупность направленных на понимание произведений искусства познавательных процессов. К ним относятся образная память, восприятие, мышление, воображение, которые к тому же являются составляющими общих компонентов художественных способностей. Поэтому эстетическое воспитание предполагает развитие познавательной сферы. Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Обучение таким путем самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребёнка в воображаемую ситуацию, действовать по определяемым ею мотивам. Для таких игр характерно единство игровой и дидактической задач, причём последняя скрыта от ребёнка. Он просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознаваемого, непроизвольного обучения. В дидактической игре взрослый воздействует на ребёнка путём подбора и постепенного усложнения содержания игр, её правил. Взрослый при этом находится как бы на полпути от равноправного партнёра к учителю, ребёнок же имеет возможность проявлять активность и самостоятельность.
При разработке материала и содержания дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы психики, необходимо учитывать особенности умственного развития дошкольника.
Все познавательные процессы взаимосвязаны в своём проявлении и развитии, часто их невозможно отделить друг от друга. Поэтому для дидактической игры подбирается имеющий комплексный характер материал, который позволяет развивать познавательные процессы в их совокупности, системности. При этом познание всегда начинается с восприятия материала и идёт к его анализу, синтезу, обобщению.
В дошкольном возрасте преобладают образные формы познания, такие как: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Поэтому материал для дидактической игры нужно подбирать яркий, наглядный, красочный. В этот период детства складывается и вторая сигнальная система – речь. Познание окружающего предполагает единство чувственного и логического компонентов. Поэтому в процессе познавательного развития необходимо обеспечить взаимодействие первой и второй сигнальных систем, т.е. образа и слова. Ребёнок учится осуществлять образно-символический перевод, когда слово вызывает многоплановый образ, а образ в свою очередь находит выражение в слове. Это достигается в том случае, когда в дидактической ческой игре используется в единстве образный (картинки) и вербальный (стихотворения, загадки, отрывки из сказок и т.д.) материал. Художественный текст при этом выполняет разные функции. Во-первых, он создает воображаемую игровую ситуацию, скрывает дидактическую задачу; во-вторых, вызывает у ребёнка эмоциональный отклик, активизирует прошлый опыт, т.е. текст выполняет не подчиненную, обслуживающую роль по отношению к изображению, а значительно расширяет возможности использования изображения.
В каждой дидактической игре решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на решение которых направлена игра) и вспомогательные, предполагающие развитие условий и средств протекания познавательной деятельности. Поэтому при проведении каждой дидактической игры необходимо, чтобы ребёнок объяснял то, что он выполняет, чтобы он рассуждал, доказывал, обосновывал свои решения. Следует также побуждать ребёнка к анализу своих ошибок, например, путем сравнения результата с образцом, а также к их исправлению.
Таким образом, рассмотренные ведущие принципы построения дидактических игр направлены не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие эстетического восприятия.