ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ | Горохова Светлана Анатольевна. Работа №309203
Перед педагогами специальных учреждений для детей, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а также к производительному, общественно-полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение психического развития к нормальному состоянию. В статье отражаена роль дидактической игры в коррекционной работе педагога с детьми, отстающими в умственном развитии, приведены примеры дидактичеких игр.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а также к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта у них практически не происходит.
Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.
Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались В. Н. Аванесовой, 3. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгером , Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной Е. И. Удальцовой , А. П. Усовой , Б. И. Хачапуридзе и другими авторами . Первая система дидактических игр для дошкольного звена разработана Ф. Фребелем, М. Монтессори, для звена начальной школы - О. Декроли.
За последние годы теорию и практику дидактической игры рассматривали многие исследователи (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова и др.), дидактическая игра становится одной из самых востребованных форм обучения, а технология дидактических игр оказывает большое влияние на деятельность преподавателя. Который, постоянно стремится достичь высоких результатов обучения. Современное общество разрабатывает дидактические игры, которые имеют направленность на поиск и реализацию потенциала игры в развитии интеллекта, логики и инициативности обучающихся.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо педагогу для правильной оценки эффективности игры.
1. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
2. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
3. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. Участвуя в игре, педагог одновременно следит за выполнением правил.
Чёткой классификации, группировки игр по видам нет.
Игры делят по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. Иногда игры соотносят с материалом (игры с предметами)
В книге А. Катаевой, Е.А. Стребелевой выделены следующие разделы дидактических игр для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью.
Игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.
Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в специальный детский сад, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу. В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с умственно отсталым ребенком является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель: Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию. Оборудование. Два мяча, корзина.
Ход игры: Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить за- дание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому — вкладывая мяч в руки.
Игра «Хоровод с куклой»
Цель: Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле. Оборудование. Кукла средних размеров.
Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малы- шей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).
Игры на развитие внимания.
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталым ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.
Игра «Мишка спрятался»
Цель: Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.
Оборудование. Игрушка мишка.
Ход игры: Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой; мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место — обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь. При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку. Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание — спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).
Игра «Ку-ку»
Цель: Формировать внимание, учить ожидать появления пред- мета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения. Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.
Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3—4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления. При повторении игры можно взять другую игру
Игры на развитие подражания.
Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить умственно отсталого ребенка подражать — одна из важнейших задач начального этапа обучения, так как без специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений. Подражание — это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому в методике действия по подражанию называют также действиями по показу. Ребенку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами. Однако даже для трехлетнего нормально развивающегося ребенка подражание движениям представляет еще значительные трудности. Малыш не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т. д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом. Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.
Игра «Птички»
Цель: Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенк
Ход игры: Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза.
Игра «Прятки»
Цель: Та же.
Ход игры: Детей рассаживают на стулья по кругу. Педагог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так,— говорит он и присаживается за спинкой стула.— Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Воспитатель, выглядывая из-за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза. ч Прокати мяч Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с пред- метом. Оборудование. Мячи, воротца. Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком воспитатель ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно.
Игры на усвоение действий по образцу.
К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а воспринимает уже готовый результат. Например, если взрослый перед ребенком поднимает руку вверх, то малыш видит, как снизу вверх движется рука, и может повторить движения. Если взрослый появляется перед ребенком с уже поднятой рукой, то ребенку труднее выполнить задание. Такие же сложности возни кают у детей при действии с предметами по образцу. Он должен вначале произвести анализ представленного образца, т. е. разложить мысленно целое на части (например, построить дом, состоящий из двух частей: кубика и треугольной призмы), определить, какая из деталей строительного материала находится внизу, наверху, догадаться, как это сделать. Поэтому на первых этапах действий по образцу ребенок должен делать только то, что выполнял по подражанию. В случае, если малыш не может выполнить задание по образцу, нужно вновь перейти к подражанию. Действия по образцу не следует путать с выбором по образцу, который связан с определенным уровнем развития восприятия. В данном разделе не приводятся игры на выполнение действий с предметами по типу «Дай такой», «Покажи такой» и т. п.
Игра «Зеркало»
Цель: Учить выполнять движения по образцу.
Оборудование. Ширма.
Ход игры: Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выполняют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем, кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подражанию. Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает вперед и т. д.).
Игра «Обезьянка»
Цел ь. Та же.
Ход игры: Проводится так же, как и по подражанию, только смена положения рук производится за ширмой.
Дидактические игры на развитие ручной моторики
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом, у него происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), тип хватания — кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальмами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого — начале второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями. В развитии ручной моторики у детей большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. У умственно отсталых детей хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. Поэтому с умственно отсталыми детьми необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку.
Игра «Поймай мяч»
Цель: Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование: Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.
Ход игры: Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малы- ша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.
Игра «Поезд»
Цель: Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
Ход игры: Взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения — «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.
Игра «Куклы пришли с прогулки»
Цель: Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать интерес к овладению предметно-игровыми действиями. Оборудование. Куклы по числу детей, одетые для прогулки (пальто и кофты на пуговицах), кукольная посуда. Ход игры. К детям приходят куклы и просят помочь им раздеться, так как они не умеют расстегивать пуговицы. Педагог раздает кукол и помогает расстегнуть пуговицы на пальто, на кофте. Куклы радуются, благодарят. Затем дети кормят кукол. Аналогично проводятся игры: «Оденем куклу (мишку) на прогулку» (дети уже застегивают пуговицы); «Уложим куклу спать» (расстегивают более мелкие пуговицы на другой одежде кукол: халатиках, сарафанах, кофточках или жилетках); «Кукла встала» (застегивают мелкие пуговицы).
Дидактические игры по сенсорному воспитанию.
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно — один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым за- данием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
Игра «Поймай игрушку»
Цель: Учить практически различать форму — перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать пред- мет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой пред- мета. Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или се- точки с игрушками. Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассматривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2—3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
Игра «Бегите ко мне»
Цель: Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком; развивать внимание детей, умение действовать по сигналу. Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы (квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей. Ход игры. Детям раздают флажки: одним — квадратные, другим — треугольные, третьим — прямоугольные. Они разбегаются по группе под удары в бубен. С прекращением звучания останавливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков, чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг- налом должна служить форма флажков.
Игра «Игрушки идут на праздник»
Цель: Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание. Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.). Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.
Дидактические игры, направленные на развитие мышления.
Развитие мышления ребенка идет двумя путями — от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Другой путь — от восприятия к наглядно- образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. Вместе с тем у умственно отсталого ребенка, как мы знаем, именно развитие познавательной деятельности претерпевает существенные нарушения, так как непосредственно связано с первичным дефектом. Без специально организованной, специфически построенной коррекционной работы у умственно отсталого ребенка фактически не происходит развития мышления ни по первому, ни по второму пути.
Игра «По грибы»
Цель: Учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Оборудование: Грибы из счетного материала (шляпки разного цвета — красные, желтые, белые, коричневые), корзиночки для сбора грибов.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове — «все красные», «все желтые».
Игра «Кто где живет»
Цель: Учить самостоятельно определять основание для группировки; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.
Оборудование: Игрушки, строительный материал, мебель.
Ход игры: Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую — машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сна- чала 6, а затем 8—10) и просит подумать, найти для игрушек дом — расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые две игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются вперемешку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».
Дидактические игры по развитию речи.
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам — фразы. Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.
Игра «Найди свою пару» (С кем играть?)
Цель: Продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.
Ход игры: Педагог вместе с детьми рассматривает игрушки и показывает (напоминает), как нужно с ними играть — сажает куклу в коляску и катает; ставит воротца и прокатывает шарик; нагружает кубики в машину; ставит кегли и сбивает их шаром. Потом прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ищут партнера по игре, обращаясь к нему с предложением: «Коля, давай поиграем вместе». Дети самостоятельно договариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог только в крайних случаях помогает им.
Игра «Зайка»
Цель: Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок — «зайка», он сидит в кругу на стуле — «спит». Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? С нами вместе поплясать. Ты сидишь совсем больной, Зайка, зайка, попляши Ты не хочешь поиграть, И другого отыщи. На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.