Дидактическая игра "Здоровье - ресурс успеха в жизни" | Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна. Работа №316232
Формирование естественно-научной грамотности, через развитие здоровьесберегающей компетентности учащихся посредством дидактической игры. Проблема ответственного отношения к своему здоровью всегда была актуальна в нашем обществе. Сейчас в обществе как никогда остро стоит вопрос о воспитании поколения с сформированными здоровьесберегающими компетенциями и социальнозначимыми качествами, способного показать пример грамотного оттношения к своему здоровью и к окружающей природной среде, готового принять активное участие в решении проблем своего родного края.
Здоровье - ресурс успеха в будущем!
Решение проблемы по формированию естественно-научной грамотности, через развитие здоровьесберегающей компетентности в системе естественно-научного образования вижу в использовании индивидуальных мотивационных маршрутов.
Учитывая ведущие виды деятельности, делаю упор на приоритет активных, в том числе и игровых форм работы. И придерживаюсь мнения, что игра одно из достаточно эффективных средств. Дидактический парадокс игры состоит в том, что ребенок делает то, что ему хочется, но тем не менее он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условиям, так как она обладает большими возможностями в развитии познавательного интереса, кроме того позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития.
Моя методика использования игр опирается на работы члена корреспондента Российской академии образования Владимира Степановича Данюшенкова, который занимается вопросами дидактических игр.
Данная идея достаточно проста и базируется на опыте детей, использования ими игр. Методика может быть эффективно использована в формировании естественно-научной грамотности и социально-значимых качеств личности.
Всем известна игра Мононолия, предлагаю вам спроектировать игру, обладающую широким спектром использования. Если убрать детали оформления и остановиться на сути, то это выглядит так, итак, перед вами игровое поле: на одной стороне Старт - Путь к успеху, на противоположной
Финал - Здоровье - успех в жизни!, а между ними переходы.
Ознакомьтесь с листом задания (Приложение 1). Перед вами 14 характеристик сформированности ЗОЖ.
Слева в графе принадлежность проставьте знак + напротив каждой положительной характеристики. Сосчитайте сколько у вас получилось + характеристик?
Затем проранжируйте по значимости выделенные + характеристики, т.е. установите ранг по степени возрастания + эффекта.
Теперь на игровом поле отметьте номерами характеристик соответствующий переход. Размер на пути к финишу (в прямоугольниках). Размер перехода (количество обходных игровых полей) должен соответствовать рангу характеристики, то есть чем значимее, в вашем понимании, для здоровья утверждение, тем больше переход. А значит короче путь к достижению цели.
А сейчас посмотрите, какие характеристики в таблице остались? Правильно - отрицательно влияющие на здоровье (опять же с вашей точки зрения). Таким же образом проранжируйте эти характеристики, по степени возрастания отрицательного эффекта. Проставьте в крайней правой графе.
Проставьте на игровом поле номера характеристик в треугольники в соответствии с рангом. Чем отрицательнее влияние на здоровье, тем больше шагов назад.
6) Аргументируйте ваше решение.
+
-
Переход
Номер
Переход
Номер
1 – 3
12
6 – 5
7
4 – 7
3
11 – 9
8
8 – 10
5
14 – 13
13
12 – 18
1
17 – 15
4
19 – 34
14
32 – 21
6
20 – 24
9
38 – 33
10
26 – 31
11
40 – 29
2
Побеждает тот, кто:
быстрее достигнет цели
правильно проранжирует утверждения.
Усложненный вариант (Приложение 2) когда учащийся сам вписывает характеристики здорового образа жизни. Ранжирует их, вписывает в игровое поле номера характеристик. Результаты обсуждаются в группе.
Данная методика используется в среднем и старшем звене.
Для детей начальной школы характеристики образа жизни как положительные, так и отрицательные выдаются на листе под порядковыми номерами (Приложение 3). Учащийся бросает кубик, выпадает число, ходит фишкой, доходит до перехода, читает утверждение характеристику и в зависимости от того положительная или отрицательная понимает, почему он должен двигаться вперед (к успеху) – к финишу или назад – на старт (если этому числу соответствует отрицательная характеристика).
Данное клише можно наполнить любим тематическим содержанием. Учащиеся старших классов в ходе проектной деятельности создают подобные игры для учащихся начального и среднего звена.
Для классных руководителей, воспитателей, родителей данная таблица может является материалом для индивидуальной работы с ребенком. Простое ранжирование высказываний уже показывает уровень сформированности здоровьесберегающего аспекта естественно-научной грамотности ребенка, указывает на возможное направление работы.
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Лист задания
ЗОЖ 4 - 6
Класс________________ Учащийся___________________________________________
Выполните задание.
Ознакомтесь с предложенными характеристиками сформированности ЗОЖ.
Отметьте знаком + их принадлежность, соответственно, к положительным или отрицательным характеристикам.
В крайних графах проранжируйте выделенные характеристики т.е. установите порядок (ранг) по степени возрастания положительного (отрицательного) эффекта характеристики. Аргументируйте ваше решение.
На игровом поле отметьте номерами характеристик соответствующий переход. Размер перехода (количество обходных игровых полей) должен соответствовать рангу характеристики. Аргументируйте ваше решение.
Обсудите полученные результаты в группе, в классе.
положительные
Характеристики сформированности ЗОЖ
отрицательные
ранг
принад-лежность
принад-лежность
ранг
1. В помещении хожу в сменной обуви.
2. Играю в компьютерные игры каждый день по 3 – 4 часа или зависаю на Твиче
3. Утро начинаю с зарядки
4. Ложусь спать после 23 часов
5. Каждый день кушаю овощи и фрукты
6. Мой друг (подруга) курит (парит)
7. Я не люблю чистить зубы, использую жевательную резинку
8. Моя любимая и часто употребляемая еда – чипсы, газировки, сладости - вкусняшки.
9. Несколько раз в неделю занимаюсь в спортивной секции (танцевальном кружке и т.п.).
10. Не люблю гулять на улице, лучше смотреть телевизор, играть в игры на телефоне, зависать в интернете.
11. Принимаю душ каждый день (хожу в баню, или обтираюсь влажным полотенцем, мою ноги).
12. У меня всегда с собой салфетки и расческа
13. Не усну пока на зайду в соцсети перед сном
14. Мусор на улице выбрасываю в урну.
Благодарим за работу!
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Лист задания
ЗОЖ 4 - 7
Класс________________ Учащийся___________________________________________
Выполните задание.
Впишите в таблицу характеристики сформированности ЗОЖ.
Отметьте знаком + их принадлежность, соответственно, к положительным или отрицательным характеристикам.
В крайних графах проранжируйте выделенные характеристики т.е. установите порядок (ранг) по степени возрастания положительного (отрицательного) эффекта характеристики. Аргументируйте ваше решение.
На игровом поле отметьте номерами характеристик соответствующий переход. Размер перехода (количество обходных игровых полей) должен соответствовать рангу характеристики. Аргументируйте ваше решение.
Обсудите полученные результаты в группе, в классе.
положительные
Характеристики сформированности ЗОЖ
отрицательные
ранг
принад-лежность
принад-лежность
ранг
Приложение 3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Лист задания
ЗОЖ 4 - 7
Класс________________ Учащийся___________________________________________
Выполните задание.
Впишите в таблицу характеристики сформированности ЗОЖ.
Отметьте знаком + их принадлежность, соответственно, к положительным или отрицательным характеристикам.
В крайних графах проранжируйте выделенные характеристики т.е. установите порядок (ранг) по степени возрастания положительного (отрицательного) эффекта характеристики. Аргументируйте ваше решение.
На игровом поле отметьте номерами характеристик соответствующий переход. Размер перехода (количество обходных игровых полей) должен соответствовать рангу характеристики. Аргументируйте ваше решение.
Обсудите полученные результаты в группе, в классе.
положительные
Характеристики сформированности ЗОЖ
отрицательные
ранг
принад-лежность
принад-лежность
ранг
Каждое утро делаю зарядку
2. Мои вещи за мной убирает мама (бабушка или сестра)
3. У меня есть ежедневные обязанности по дому, которые я выполняю
4. Я люблю гулять на свежем воздухе
5. Не люблю и не мою свою обувь
6. Каждый день ем мясо
7. Мою руки перед туалетом и после него
8. Люблю играть в игры на телефоне
9. Чищу зубы утром и вечером
С майонезом всё вкуснее
Каждый день принимаю душ (моюсь в бане)
Чипсы и конфеты – лучшая еда
Я сам каждую неделю делаю влажную уборку в своей комнате
Каждый день кушаю овощи
Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна КОГОБУ СШ с УИОП пгт. Кильмезь
HYPER13PAGE HYPER15
1
HYPER13PAGE HYPER15
7