Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая кукла как средство развития словаря детей дошкольного возраста | Чурикова Екатерина Андреевна. Работа №312525. Номер работы: №312525

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дидактическая кукла как средство развития словаря

детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактической куклы. В дошкольном возрасте развитие речи является одним из важных приобретений ребенка. Благодаря речи дошкольник выражает свои эмоции и переживания, познает окружающий мир и накапливает знания. В работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста активно используются дидактические игры с куклой, которые способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи.

Ключевые слова: развитие словаря, младший дошкольный возраст, дидактическая кукла.

Чурикова Екатерина Андреевна,
г. Липецк, Липецкий государственный педагогический университет
имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского,
научный руководитель: Тарасенко Татьяна Викторовна,
канд.пед.наук, доц.
Дидактическая кукла как средство развития словаря
детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактической куклы. В дошкольном возрасте развитие речи является одним из важных приобретений ребенка. Благодаря речи дошкольник выражает свои эмоции и переживания, познает окружающий мир и накапливает знания. В работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста активно используются дидактические игры с куклой, которые способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи.
Ключевые слова: развитие словаря, младший дошкольный возраст, дидактическая кукла.
Churikova E.A.
Didactic doll as a means of vocabulary development preschool children
Annotation: The article deals with the problem of vocabulary development in children of primary preschool age using a didactic puppet. In preschool age, the development of speech is one of the important acquisitions of a child. Thanks to speech, the preschooler expresses his emotions and experiences, learns the world around him and accumulates knowledge. The development of speech is closely related to the development of consciousness, knowledge of the surrounding world and the development of the individual as a whole. There are many techniques for developing the vocabulary of younger students. In the work on the development of the speech of children of younger preschool age, didactic games with a doll are actively used, which contribute to the replenishment and activation of the dictionary, the formation of correct sound pronunciation, and the development of coherent speech.
Key words: vocabulary development, younger preschool age, didactic doll.
Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой и др. Они определили цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, создали системы обучающих занятий, рассмотрели специфические условия развития словаря детей.
Исследования Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко, С.А. Шмакова и др. показали, что если у дошкольников сформированы навыки игровой деятельности в соответствии с их возрастом, то у таких дошкольников и адекватный уровень развития логического мышления, внимания, воображения, речи и т.д. [4, с.52]. Основным мотивом активного овладения речью выступает потребность ребенка в общении, стремлении узнавать что-то новое. Речь присутствует во всех видах детской деятельности. В связи с этим наступает качественно новый этап освоения речи: активно развиваются все ее компоненты (словарь, грамматический строй), формы (объяснительной и контекстной), а также функции (планирующей, обобщающей, коммуникативной, регулирующей и знаковой).
Известно, что на третьем году жизни дошкольники легко узнают отдельные предметы, но могут ошибаться в их названиях. К трем годам дети уже воспринимают предметы и пытаются охарактеризовать их признаки. Могут вызывать затруднения вопросы взрослого, которые касаются уже знакомых предметов, так же когда предмет выступает в качестве объекта действия.
Словарный запас ребенка младшего дошкольного возраста зависит от условий жизни, воспитания, окружающих его людей и составляет к трем годам, по мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, около 1-2 тысячи слов. В младшем возрасте нужно быть внимательным к речи детей, так как в этот период активно формируется словарный запас дошкольника. С помощью дидактических игр с куклой происходит обогащение, уточнение значения слов и активизация словаря.
Примеры игр с дидактической куклой по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста:
Дидактическая игра Кукла Даша идет в магазин
Дидактическая задача: активизация словаря за счет слов магазин, касса, деньги, продукты, еда, список.
Игровая задача: выбрать продукты и помочь купить их кукле Даше.
Оборудование: куклы, продукты, касса.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле купить продукты, называет список продуктов, которые нужно купить.
Дидактическая игра: Помоги кукле Маше убрать за собой игрушки в детском саду
Дидактическая задача: ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами, активизировать в речи детей существительные (названия игрушек, предметов комнаты) и прилагательные (легкий, маленький, большой и т.д.)
Игровая задача: помочь кукле разложить игрушки на свои места.
Оборудование: кукла, игрушки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Маша в детском саду разбросала все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит, где что лежало. Давайте ей поможем кукле разложить все по своим местам. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.
Дидактическая игра У куклы Саши день рождения.
Дидактическая задача: активизация словаря за счет слов: торт, чашки, блюдца, чайные ложки, подарок.
Игровая задача: Накрыть стол к чаю для гостей.
Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайчик.
Ход игры: Взрослый объясняет, что у куклы сегодня день рождения и к ней придут гости (мишка и зайчик). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? И т.п.
Дидактическая игра Поможем кукле Даше приготовить суп
Дидактическая задача: активизация словаря за счет слов суп, готовить, повар, продукты, еда, овощи; создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.
Игровая задача: помочь кукле Даше приготовить суп.
Оборудование: куклы-повар, кастрюля, ложка.
Ход игры: Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Даша, она повар и очень хорошо готовит. Ей нужно сварить суп. Но, вот у нее случилась беда, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты. Дети самостоятельно складывают овощи в кастрюлю, солят и мешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.
Дидактическая игра с куклой помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.Дидактические игры с куклами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им знания. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактической куклой. Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает важное место в жизни малыша, так как кукла – маленькая копия человека.
Куклу можно использовать во многих играх с дошкольниками, она помогает ребятам лучше отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой важны тем, что слово в них связывается с действием. Такие занятия помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания и др.
Библиографический список
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2009 - 233 с.
3. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2018. – 176 c.
4. Звезда Л.М., Гончарова М.В. К проблеме формирования навыков игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста//В сборнике: Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 51-54.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×