Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактические игры как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников | Горбачева Галина Анатольевна. Работа №350013

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает значение дидактических игр как эффективного средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Описаны основные задачи и принципы использования игр в обучении математике, а также примеры игр, способствующих развитию у детей навыков счета, пространственного мышления и логики. Особое внимание уделено созданию мотивации к обучению через игровую деятельность, а также способам вовлечения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

          Ключевые слова: дидактические игры, дошкольное образование, математика, математические представления, развитие мышления, игровые методы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Горбачева Галина Анатольевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 "Снежинка ", г. Радужный

 

Аннотация: Статья рассматривает значение дидактических игр как эффективного средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Описаны основные задачи и принципы использования игр в обучении математике, а также примеры игр, способствующих развитию у детей навыков счета, пространственного мышления и логики. Особое внимание уделено созданию мотивации к обучению через игровую деятельность, а также способам вовлечения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ключевые слова: дидактические игры, дошкольное образование, математика, математические представления, развитие мышления, игровые методы.

 

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольный возраст — это время активного формирования мышления, логики, представлений о количестве, размере и форме предметов, что создает основу для успешного обучения в школе и общего интеллектуального развития. В этом процессе дидактические игры занимают центральное место, так как именно через игру дети наиболее естественным образом усваивают новые знания и навыки. Игровая деятельность позволяет ребенку активно исследовать и осваивать мир, развивает интерес к учебному процессу и положительно влияет на мотивацию.

Использование дидактических игр для обучения элементарным математическим представлениям основывается на принципах занимательности, доступности и вовлеченности. Дидактическая игра — это организованный вид деятельности, в котором ребенок получает знания и развивает мышление, решая задачи, поставленные игрой. Такой подход позволяет избежать чрезмерной сложности и сухости учебного материала, делая обучение интересным и разнообразным. В процессе игры ребенок не только осваивает математические понятия, но и тренирует способности к анализу, сравнениям, обобщению и другим когнитивным операциям.

Одной из целей дидактических игр является формирование у детей представлений о числе и количестве. Для этого в детском саду используются игры с предметами, такие как «Сосчитай игрушки», «Найди столько же», «Назови цифру». Эти игры помогают детям не только научиться считать, но и устанавливать соответствие между числом и количеством предметов. Например, в игре «Найди столько же» воспитатель предлагает ребенку взять столько кубиков, сколько он видит на картинке. Подобные задания формируют навыки счета, а также помогают детям лучше ориентироваться в понятиях «больше», «меньше», «столько же».

Важное место занимают игры, направленные на развитие представлений о форме и размере. Играя в игры «Найди такую же фигуру», «Что изменилось?», дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и учатся распознавать их, а также отличать по форме и размерам. Воспитатель может предлагать детям подобрать к картинке или предмету геометрические фигуры или раскладывать их по форме и размеру. Таким образом, формируются базовые геометрические представления, которые будут полезны в дальнейшем обучении.

Игры на развитие пространственного мышления также играют важную роль в формировании математических представлений у дошкольников. Для этого используются игры на ориентирование в пространстве: «Слева-справа», «Вверх-вниз», «Ближе-дальше». Дети осваивают понятия, описывающие местоположение предметов, что способствует развитию пространственного мышления и пониманию таких понятий, как «вверх», «низ», «бок», «впереди», «сзади». Эти игры способствуют развитию у ребенка способности ориентироваться в окружающем пространстве, что также имеет значение для успешного усвоения учебного материала в будущем.

Особое внимание следует уделить играм, которые развивают логическое мышление. Для этого подходят такие игры, как «Чем похоже, чем отличается», «Найди лишнее», «Что будет дальше?». Логические игры помогают детям научиться анализировать и сопоставлять предметы, находить закономерности и делать выводы. Например, игра «Найди лишнее» предполагает, что воспитатель показывает несколько картинок или предметов, из которых один не вписывается в общий ряд. Ребенку необходимо определить, какой предмет лишний, и объяснить, чем он отличается от остальных. Такие задания развивают у дошкольников аналитическое мышление, умение выделять главные и второстепенные признаки, что является важным элементом подготовки к обучению в начальной школе.

Дидактические игры также способствуют формированию внимания, памяти и усидчивости, что особенно важно для дошкольников. В процессе игры дети концентрируют свое внимание, стараются запомнить правила и последовательность действий, что положительно сказывается на развитии познавательных процессов в целом. Например, игра «Запомни и повтори» направлена на тренировку памяти: детям предлагают запомнить последовательность предметов или действий, а затем воспроизвести их. Игры на внимание, такие как «Чего не стало?», развивают способность к концентрации, что является важным навыком для обучения.

Важный аспект дидактических игр — их вариативность и возможность адаптации под разные возрастные и индивидуальные особенности детей. В зависимости от уровня подготовки воспитанников и их интересов, воспитатель может менять правила игры, добавлять новые элементы или усложнять задачи. Например, при изучении счета с детьми более старшего дошкольного возраста можно использовать усложненные игры с элементами соревнования, где дети считают и сравнивают количество предметов за определенное время. Вариативность помогает поддерживать интерес ребенка к процессу обучения и дает возможность учитывать разные темпы усвоения материала.

Дидактические игры также играют важную роль в формировании позитивного отношения к математике у дошкольников. Погружение в игровую деятельность снижает уровень тревожности, связанный с возможностью ошибок, и позволяет детям активно включаться в процесс обучения, не боясь неудач. Это формирует у детей уверенность в своих силах, помогает развивать инициативу и стремление к знаниям. Дети, активно включенные в процесс познания через игру, с большей охотой осваивают новые математические понятия и применяют их в дальнейшем обучении.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством формирования элементарных математических представлений у дошкольников, способствуя развитию у детей интереса к математике, логического и пространственного мышления, внимательности и уверенности в собственных силах. Игровая деятельность, будучи естественной и привлекательной для детей, создает условия для успешного и радостного обучения, помогает развивать мотивацию к изучению математики и создает базу для успешного освоения учебного материала в дальнейшем.

 

Список литературы

 

Иванова А.В., Андреева Л.Д.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

// Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:

https://scienceforum.ru/2015/article/2015013734 (дата обращения: 01.11.2024).

Толкова Н

.

М

.

,

Мотова

И

.

В

.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.11.2024).

Эреджепова

, С. Т. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений / С. Т.

Эреджепова

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62395/ (дата обращения: 01.11.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×