Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей | Анастасия Евгеньевна Жукова. Работа №252759
Автор: Анастасия Евгеньевна Жукова
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности. Эта тема меня заинтересовала потому, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры
как средство
обучения и воспитания детей
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности. Эта тема меня заинтересовала потому, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Анализ работ Е.И.Тихеевой позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.
Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
В своей работе с детьми я использую игры двух видов:
1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;
2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.
Дети играют как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Кроме этого использую и все виды образовательных игр.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
- сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);
- речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);
- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);
- для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);
- музыкальные (для развития чувства ритма);
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
-игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
-словесные.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры разделила на несколько видов:
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Их строю по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираю тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализую через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображен предмет или сюжет, делю на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Из народных игр использую такие, как: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др., которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Также использую следующие виды дидактических игр:
-игры-путешествия;
-игры-предположения;
-игры-поручения;
-игры-загадки;
-игры-беседы.
Значение дидактических игр, я считаю, чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эту задачу решаю в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большую роль в дидактической игре отвожу правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.
Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, сделала вывод, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Считаю, положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Очень важна работа, проводимая с родителями. Я всегда стараюсь строить работу так, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития создаю уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания.
2. Вечера вопросов и ответов.
3. Анкетирование и тестирование родителей.
4. Индивидуальные консультации.
5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).
6. Визиты домой.
7. Индивидуальная работа с детьми дома.
8. Помощь родителей детскому саду.
На основе результатов диагностики можно сделать вывод, что проводимая мной систематическая работа развивает детей всесторонне, повышает уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.
Считаю, что работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Я уверена, что успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра – средство не только обучения, но и воспитания. Я стараюсь использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, сама придумываю варианты – это помогает мне сохранить интерес детей к игре при ее повторении.