Дидактические игры математического содержания у детей дошкольного возраста | Шабалина Елена Викторовна. Работа №312149
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Методический материал по теме:
«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Математика - это язык,
на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Все дидактические игры разделили на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один) .
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике.
Игра-конструктор «Сложи из фигур»
Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) .
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.
Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат) .
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Дидактическая игра по развитию количественных представлений
«Один-много»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «большой, маленький»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.