Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактические игры на уроках математики | Липатова Ксения Владимировна. Работа №353276. Номер работы: №353276

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Значение дидактических игр: значительно повышается познавательный интерес младших школьников; урок становится более ярким, эмоционально насыщенным; формируется положительная мотивация к обучению; развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность; формируется умение работать в команде.

Дидактические игры на уроках математики

«Поможем числам занять свои места по порядку

»

Для младших школьников

Тема: Числа от 1 до 10.

Дидактическая цель: закрепление знаний о порядке чисел первого десятка.

Содержание игры: Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку» дети выстраиваются в шеренгу, начиная с меньшего числа: 1, 2..10.

Наглядность: карточки с числами от 1 до 10.

Для старших школьников

Тема: Сравнение десятичных дробей

Дидактическая цель: закрепление знаний о сравнении десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой.

Содержание игры: Учитель раздает детям карточки с числами. По сигналу ученики выстраиваются в шеренгу от большего числа к меньшему или наоборот.

Наглядность: карточки с различными десятичными дробями.

«Построим домик»

Тема: Числа от 1 до 10.

Дидактическая цель: формирование навыков счета.

Содержание игры: Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.

Наглядность: полоски бумаги, палочки.

«

Веселый счет

»

Тема: Сложение и вычитание.

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.

Содержание игры: Учитель показывает детям карточки с примерами, а они числом движений дают ответ:

Столько раз ногою топнем (8 – 4);
Столько раз руками хлопнем (5 + 5);
Мы присядем столько раз (7 – 3);
Мы наклонимся сейчас (6 +2);
Мы подпрыгнем ровно столько (10 – 9).
Ай, да счет! Игра, и только!

Наглядность: карточки с примерами.

«Строим дом»

Тема: Геометрические фигуры.

Дидактическая цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Содержание игры: Учитель читает стихотворение:

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

(А. Бродский)

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, ученики строят дом: один у доски, остальные – на партах. Затем называют геометрические фигуры и отвечают на вопросы: Сколько фигур использовали?

Каких фигур больше? и т.д.

Наглядность: различные геометрические фигуры из картона.

«Дополни до 20»

Тема: Числа от 11 до 20.

Дидактическая цель: усвоение приемов сложения до 20, состава чисел до 20.

Содержание игры: На доске записаны столбиком числа 12, 17, 14, 15, 19, 16, 11, 13, 18. Вызванный к доске ученик должен рядом написать такое число, чтобы в сумме стало 20. Остальные дети - контролеры; по желанию один из них объясняет правильность подбора дополнения, например, «дано число 12, это 10 и 2; чтобы получить 20, надо дополнить 2 до 10, т.к. 20 - это 2 раза по 10; не хватает 8».

Наглядность: числа на доске.

«Мальчики-девочки»

Тема: Сложение и вычитание.

Дидактическая цель: закрепление умения быстро считать в уме.

Содержание игры: На столе учителя лежат карточки с различными примерами. Карточки помечены красными и синими кружками. Учитель берет одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает обратной стороной.

Если карточка помечена красным, то ответ хором говорят девочки, если синим – мальчики.

Наглядность: карточки с примерами.

«Ряды чисел»

Тема: Числа от 1 до 100.

Дидактическая цель: отработка навыков устных вычислений в пределах 100.

Содержание игры: На доске записаны ряды чисел, которые нужно продолжить двумя числами, выяснить условие следования чисел в ряду:

28, 38, 48, 58, ... (больше на 10)

39, 41, 43, 45, ... (больше на 2)

26, 37, 48, 59, ... (больше на 11)

23, 25, 28, 32, 37, ... (больше на 2, 3, 4, 5, ...)

22, 20, 23, 21, 24, 22, 25, 23, ... (меньше на 2, следующее при счете)

40, 43, 50, 53, 60, 63, 70, ... (больше на 3, больше на 10) и т.д.

Дети самостоятельно выясняют признак следования в ряду и приписывают 2 числа. Затем один ученик объясняет у доски свою догадку, все остальные контролируют, исправляют или корректируют ответ одноклассника.

Наглядность: ряды чисел на доске.

«Назови соседей числа»

Тема: Числа от 1 до 100.

Дидактическая цель: закрепление знаний о порядке следования чисел первой сотни.

Содержание игры: учитель бросает небольшой мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, а играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

«Гном»

Тема: Числа от 1 до 100.

Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперед или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

Наглядность: таблица с числами и буквами.

«Живая математика»

Тема: Умножение и деление.

Дидактическая цель: закрепление знания таблицы умножения и деления.

Содержание игры: У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры на умножение и деление. Встаёт ученик, у которого есть цифра ответ. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.

Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

Наглядность: карточки с цифрами от 0 до 9, карточка с примерами.

«Заселим домики»

Тема: Сложение и вычитание.

Дидактическая цель: закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел.

Содержание игры: Класс делиться на три команды по рядам. На доску вывешиваются три десятиэтажных домика, где на каждом этаже есть пустое окошко. Ученикам нужно заполнить окошки, подобрав числа так, чтобы ответом являлось число, указанное на крыше домика. С каждого ряда по очереди выходят ученики и заполняют окошки.

Выигрывает ряд, которые быстрее и без ошибок справится с заданием.

Наглядность: домики с числами.

«Внимание! Таблица!»

Тема: Таблица умножения.

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания таблицы умножения.

Содержание игры: Например, повторяем на уроке таблицу числа 8. На доске записаны числа 16, 32, 40, 54, 80.

Вопрос к классу:

- По большинству произведений определите, какая это таблица? (Таблица числа 8)

- Какое число лишнее? -54.

- Каких произведений не хватает? - 8, 24, 48, 56, 64, 72.

Чтобы определить таблицу, вычленить лишнее число, назвать произведения, которых не хватает, ребенок трижды повторяет таблицу, следовательно, лучше запоминает ее.

Наглядность: числа на доске.

«

Покоряем вершины

»

Для младших школьников

Тема: Умножение и деление на 10, 100, 1000

Дидактическая цель: закрепить навык умножения и деления на 10, 100, 1000

Содержание игры: Нужно помочь альпинисту взобраться на самую высокую гору, но для этого требуется решить все примеры. Каждый решенный пример – один шаг к вершине.

На доске нарисована гора и записаны примеры:

____*100

____:1000

____*10

____*1000
____:100

____:10

560*100

Наглядность: примеры на доске.

Для старших школьников

Тема: Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000

Дидактическая цель: закрепить навык умножения и деления на 10, 100, 1000

Содержание игры: Нужно помочь альпинисту взобраться на вершину горы, составив лестницу, но для этого требуется решить все примеры. Каждый решенный пример – одна ступенька. После выполнения действий необходимо расставить числа в порядке возрастания.

«Знай меру»

Тема: Меры длинны, массы, времени

Дидактическая цель: умение ориентироваться в единицах измерения.

Содержание игры: На доске отдельно друг от друга висят карточки с названиями различных единиц измерения (1 группа: килограмм, тонна, центнер, грамм; 2 группа: метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр; 3 группа: час, секунда, минута, день).

К доске выходят три человека из класса и раскладывают карточки в порядке возрастания. Затем проверяют со всем классом.

Наглядность: карточки с названиями единиц измерения.

«Собери фигуру»

Тема: Геометрические фигуры.

Дидактическая цель: закрепление знаний геометрических фигур, умение работать с ними.

Содержание игры: У учеников на столах лежать различные геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона. Дается задание построить новую геометрическую фигуру из имеющихся. Один ученик строит фигуры на магнитной доске, все остальные – у себя на партах.

Наглядность: различные геометрические фигуры из картона.

«Не скажу»

Тема: Табличное умножение и деление.

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания таблицы умножения и деления.

Содержание игры: Дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!». Учитель записывает числа на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.

«Подбери пример к ответу»

Тема: Четыре арифметических действия.

Дидактическая цель: закрепить навык применять четыре основных арифметических действия.

Содержание игры: На доске записаны несколько различных чисел: 60, 100, 17, 50, 111, 32 и т.д. Необходимо выразить эти числа через некоторое количество заданных цифр. При этом нужно использовать только четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. В результате не должны получаться отрицательные или дробные числа.

Пример: представьте число 60 с помощью пяти семерок.

Ответ: 60=7*7+77:7

К доске по очереди вызываются ученики и составляют примеры.

Наглядность: числа на доске.

«Магический квадрат»

Тема: Сложение

Дидактическая цель: закрепление вычислительных навыков, развитие логического мышления.

Содержание игры: На доске нарисован квадрат, где несколько клеточек заполнены трехзначными числами. Детям предлагается заполнить квадрат полностью так, чтобы сумма в каждом столбце и строчке была одинаковой.

Наглядность: квадрат на доске.

«

Математический диктант

»

Тема: Числа от 1 до 1000.

Дидактическая цель: закрепление знаний о порядке следования и составе чисел первой тысячи.

Содержание игры: Учитель задает различные вопросы, читает 1-2 раза, дети записывают ответы в тетрадь:

1.. Какое из данных чисел содержит 8 сот. и 8 ед.? 
808 
800 
88 
880 
2. Какое число называют при счете перед числом 500? 

3. Сколько сотен в числе 721?
4. Какое число называют при счете после числа 399? 
5. Какое число содержит 5 единиц I разряда, 8 единиц II разряда, 6 единиц III? 
6. Сколько получится, если число 899 увеличить на 1? 
7. Найдите разность чисел 200 и 1. 
8. В книге 785 страниц. Вася прочитал 80 страниц. Сколько страниц осталось прочитать Васе? 
9. Найдите наибольшее число. 
265 
256 
260 
625 
10. Сколько всего десятков в числе 817?

«Найди первое число»

Тема: Четыре арифметических действия.

Дидактическая цель: закрепить навык применять четыре основных арифметических действия.

Содержание игры: На доске записаны действия и конечный результат примера. Детям необходимо рассмотреть обратную последовательность действий, чтобы найти первое число примера.

Пример: ____

+31

*100

:4

-1000

:2

+672

:300

=20

Наглядность: числа и действия на доске.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×