Дидактические игры по музыке в младшей группе | Зенкович Людмила Николаевна. Работа №351252. Номер работы: №351252
1. «Совушка – сова»
Игра на развитие музыкального слуха и образных движений
Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.
Игровой материал: Маска совы, муз. записи
Ход игры
Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.
Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка соответствующего образу характера: «Птичий вольер» К. Сен-Санс, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др.
звучанием каждого инструмента воспитатель делает паузы.
2. «Шагай – танцуй»
Игра на развитие тембрового слуха и внимания
Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.
Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан.
Ход игры
1 вариант Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.
2 вариант Дети действуют не по подражанию, а самостоятельно. Воспитатель просит внимательно слушать музыку: если он будет играть на барабане – надо маршировать, а если звучит гармонь – надо плясать. С окончанием звучания надо прекращать движение.
Дидактические игры по музыке.
«Совушка – сова»
Игра на развитие музыкального слуха и образных движений
Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.
Игровой материал: Маска совы, муз. записи
Ход игры
Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.
Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка соответствующего образу характера: «Птичий вольер» К. Сен-Санс, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др.
звучанием каждого инструмента воспитатель делает паузы.
«Шагай – танцуй»
Игра на развитие тембрового слуха и внимания
Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.
Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан.
Ход игры
1 вариант Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.
2 вариант Дети действуют не по подражанию, а самостоятельно. Воспитатель просит внимательно слушать музыку: если он будет играть на барабане – надо маршировать, а если звучит гармонь – надо плясать. С окончанием звучания надо прекращать движение.
«Кто в домике живёт?»
Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Отгадывать мелодию, выбирать
соответствующее ей изображение.
Ход игры:
Педагог знакомит детей со звучанием с одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например,«Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на пером этаже живут мамы, на втором –их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда они вернулись , то перепутали, кто где живѐт. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодии «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок.
«Зайцы»
Цель: Развитие слуховое восприятия и музыкальной памяти. Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Отгадывание характера музыки , выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Ход игры:
Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили – были зайцы. Они были очень весѐлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им
колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера
«Послушные погремушки»
Игра на развитие чувства ритма и исполнительских способностей
Цель: Учить одновременно начинать и заканчивать действие с музыкальными инструментами по команде ведущего
Игровой материал: Погремушки по количеству участников игры
Ход игры
Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.
Воспитатель: Погремушка, погремушка
Вот весёлая игрушка!
Погремушки так гремят,
Всех ребяток веселят!
Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог. Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.
Воспитатель: Погремушки не гремят,
На коленочках лежат.
Детки тихо все сидят,
Погремушки не гремят
С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.
Усложнение: После того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова. Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.
«Лошадки»
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.
Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):
На молоденькой лошадке
Цок-цок, цок-цок,
Цок-цок, цок-цок!
На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:
А на старой да на кляче
Трюх-трюх-трюх,
Да в ямку – бух!
Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»
«Большие и маленькие»
Цель: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
«Весёлый дождик»
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.
Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.
Ход игры
Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»
«Где мои ребятки»
Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности
Цель: Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности.
Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных.
Ход игры
1 вариант
Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и поёт на одном звуке низким голосом:
Где мои ребятки серые котятки?
Мяу-мяу-мяу!
Мяу-мяу-мяу!
Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.
2 вариант
Воспитатель отбегает в угол групповой комнаты и поёт:
Где мои ребятки серые котятки?
Мяу-мяу-мяу!
Мяу-мяу-мяу!
Дети поют: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. И бегут к воспитателю. Воспитатель хвалит всех. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.