Дидактические игры по патриотическому воспитанию | Башкирёва Ольга Яковлевна. Работа №330001
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.
Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.
Я работаю в средней группе в детском саду. Огромную роль уделяю патриотическому воспитанию детей.
Дошкольное детство - важный период становления личности ребенка, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти задачи важны и актуальны, но в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Цели и задачи
Цели:
-развивать у ребенка чувство патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанность, преданность и ответственность по отношению к людям, населяющим ее.
- воспитывать гражданина и патриота своей страны, формировать нравственные ценности.
Задачи:
• Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
• Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
• Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
• Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Семья. Содействовать дальнейшему осознанию ребенком своей принадлежности к семье, расширению представления о родственных связях.
Расширять и углублять представления о профессии родителей, развивать чувство уважения к труду родителей и людей других профессий, а также бережного отношения к результатам их труда. Воспитывать гордость за достижения членов семьи (других родственников).
Детский сад. Содействовать сохранению ребенком ощущения защищенности со стороны взрослых в детском саду, уверенности в том ,что его здесь ждут ему рады ,всегда помогут и посочувствуют, разделят радость успеха, поддержат в сотворчестве. Укреплять и углублять положительное отношение к своему детскому саду, воспитывать желание посещать его.
Страна. Расширять представления о России как о Родине. Закреплять представления ребенка о символике родной станицы и государства (флаг, герб, гимн). Знакомить с достопримечательностями станицы, России.
Содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему своей Родины, станицы. Углублять представления о национальных героях, народных и государственных праздниках (День Знаний, День защитника Отечества, День космонавтики, День станицы и др.); о днях памяти, посвященных победам в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.