Дидактические игры «Познаём мир, фантазируем и развиваем речь с кругами Луллия» (с детьми ОВЗ) | Ягафарова Дания Шамилевна. Работа №354891
Цель работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окуружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышению уровня речевого развития воспитанников.Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направленны на развитие мышления, воображения, творческих способностей.
Дидактические игры
«Познаём мир, фантазируем и развиваем речь с кругами Луллия»
(с детьми ОВЗ)
Разработала:
Воспитатель: Ягафарова Дания Шамилевна
I кв.категория
МБДОУ «Детский сад № 276 г.Челябинска»
Цель работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окуружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышению уровня речевого развития воспитанников.
Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направленны на развитие мышления, воображения, творческих способностей.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи: - форимруют понятие «признак», знакомят с именами признаков; - учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности, нахождению причинно- следственных связей между объектами; развивают навыки фантастического преобразования объектов; формируют способность увидеть суть проблемы.
Задачи по развитию речи, через использование кругов Луллия:
уточнять, пополнять и активизировать словарный запас;
совершенствовать слоговую структуру слова;
развивать фонематические процессы;
формировать структуру предложений;
совершенствовать развитие связной речи.
Дидактические игры построены ро системе тренингов на основе пособия «Круги Луллия», авторы Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.
Тренинг по признаку «Изменения во времени»
Цели: формировать обобщённое понятие о том, что каждый объект изменяется во времени по- разному под воздействием разных условий; вызвать интерес ребёнка к изменениям объекта во времени.
Оборудование:
1-й круг – времена года (зима; раняя весна; поздняя весна; лето; ранняя осень; поздняя осень);
2 –й круг – вид фруктового дерева (Яблоня: дерево без листьев; дерево с распускающимися листьями; цветущее дерево; дерево с незрелыми плодами; дерево со зрелыми яблоками; яблоня с остатками пожелтевших листьев);
1. «Найди реальное сочетание»
- Определи время года и подбери картинку яблони в этом сезоне. Объясни, почему ты выбрал данную картинку. (Лето – дерево с незрелыми плодами. Время года – лето, поэтому на деревне ещё только зреют яблоки)
2. « Объясни необычное сочетание»
- Объедени под стрелкой любые картинки. (Поздняя осень- цветущая яблоня. Дерево бывает цветущим и поздней осенью (в зимнем саду или оранжерее). На одной части Земли – поздняя осень, на другой – лето и там зацветает яблоня).
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
- Придумай фантастическую историю о растениях в разное время года. (Сказочная история о том, как Прекрасная Фея превратила деревья поздней осенью в цветущий сад).
4. «Реши проблему»
- Расскажи о проблемах, которые нужно решить, чтобы цветущие деревья не замёрзли.
- Что хорошего в этом; что плохого? (Хорошо, потому что можно получить второй урожай в году; плохо, так как деревья не отдыхают).
Вариант творческого задания
Цель: формировать понятие о том, что деятельность человека зависит от времени суток, но на разных концах земли – разное время года.
Оборудование:
1-й круг – изображения разного времени суток (ночь; раннее утро; позднее утро; день; ранний вечер; поздний вечер);
2-й круг – типичная деятельность ребёнка (спит; застилает кровать; умывается; играет; обедает; гуляет; слушает сказку в постели).
Задания:
- Получи реальное сочетание времени суток и деятельности ребёнка. (Ночь- ребёнок спит).
- Соедени картинки наугад и объясни, когда это бывает. (Ночь – игра. Это бывает, когда в Заполярье не ночь, а день).
Тренинг по признаку «Цвет»
Цели: формировать обобщённое понятие о том, что у каждого объекта есть цвет, и он может меняться в результате разных условий; формировать интерес ребёнка к проблемам, связанным с изменением цвета.
Оборудование:
1-й круг – объекты одноцветные (змейгорыныч – зелёный; слон- розовый; рама картины- голубой; роза- красный; бабочка- синий; бананы- жёлтый; слива- фиолетовый; стул- оранжевый);
2-й круг – кляксы разного цвета (оранжевая, жёлтая, синяя, голубая, красная, розовая, зелёная, фиолетовая).
1. «Найди реальное сочетание»
- Выбери объект и подбери к нему цвет. (Роза- клякса красного цвета. Роза красного цвета. По цвету роза красная). И т.д.
2. « Объясни необычное сочетание»
- Объясни необычность цвета.
(Слива - розовый цвет. Незрелая слива бывает розового цвета когда рассвет в саду, или она может быть розовой, когда её покрасили).
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
- Придумай фантастическую историю про розового слона. (Один серый слон очень любил розовый цвет, и во сне он всегда становился розовым).
4. «Реши проблему»
- У сливы появился необычный оранжевый цвет. Что хорошего в то, что сливы оранжевые?
(Червяки их меньше едят. За необычные сливы люди больше платят).
- Что плохого в том, что они оранжевые? ( Трудно узнать когда они созревают).