«Дидактические игры с использованием проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №350308
В статье " Дидактические игры с использованием проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста " описаны примеры проблемных ситуаций, под общим названием "В гостях у сказки", которые можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста при развитии памяти, логического мышления, фантазии и воображения.
«Дидактические игры с использованием проблемных ситуаций
для детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно развивать.
Проблемные ситуации в работе с дошкольниками являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют ключевую роль в развитии детей. Такие ситуации могут возникать как в ходе игр, так и в повседневной жизни, и их использование приносит множество преимуществ как для воспитателей, так и для самих детей.
Примеры использования проблемных ситуаций:
«Игровые сценарии». Воспитатель может создать игровые ситуации, например, когда игрушки потерялись, и детям нужно вместе найти их. Это позволит развить навыки сотрудничества и совместного поиска решений.
2. «Решение конфликтов. Если между детьми возник конфликт, важно вовлечь их в процесс разрешения спора. Дети могут обсудить свои чувства и прийти к компромиссу, что научит их конструктивно решать проблемы.
«Творческие задачи». Задача по созданию поделки из подручных
материалов может вызвать вопросы и затруднения. Важно поддерживать детей в этом процессе, помогая им находить творческие подходы к решению возникающих трудностей и т.д.
В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций считаю одним из главных приёмов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства:
- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- исчезновение боязни, ошибок;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.
Таким образом, проблемная-игровая ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.
На каждом этапе развития ребенка следует представлять детям игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр с проблемно – поисковой ситуацией, объединенной одной темой – «Сказка продолжается»
Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ.
«Из сказки задачку»
Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.
Пример. Сказка «Волк и семеро козлят»
Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?
«Сказка продолжается»
Цель. Путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.
Пример. Репку вытащили, а как ее делили? Кто им мешал при этом? Кто больше всего трудился для этого?
«Изменение ситуации в знакомых сказках»
Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Новая ситуация. На пути девочки встречается волк.
«Перевирание сказки»
Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).
Пример. Сказка. «Красная Шапочка» (Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т. д.)
Сказка. «Колобок» (Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр.)
«Старая сказка, но по-новому»
Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т. е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.
Пример. Старая сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая».
Старая сказка «Красная Шапочка». Сказка по-новому «Злая Красная Шапочка и добрый волк».
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?
«Сказки по аналогии с известными»
Цель. Научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения.
Пример. Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка». Сказки «Лиса и заяц» и «Заюшкина избушка».
«Сказки по комическим рисункам»
Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования, используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.) – все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная сказка.
«Сказки с новым концом»
Цель. Учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.
Пример. Традиционная концовка сказки «Три медведя» – Маша убежала от медведей.
Возможный вариант: Маша помирилась с медведями, что было дальше?
«Моделирование сказок».
Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.
Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.
Пример. Показываем детям три одинаковых (по величине и цвету) кружка, спрашиваем, о какой сказке пойдёт речь? Можно предположить, что эти кружки означают сказку «Три поросенка». Однако для этой сказки дети предложили использовать кружки одного размера, но разного цвета, утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или тогда взять три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка, тогда, по мнению детей, речь пойдёт о сказке «Три медведя».
Игра «Маша и медведь»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Игра «Красная Шапочка»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Игра «Корзинки для козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. (
«
Заюшкина
избушка»
.)
Он много хвалился - за что и поплатился. (
«Колобок»
)
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. (
«Каша из топора»
)
Он пострадал от её безответственности. (
«Гуси-лебеди»
)
Они вернули то, чего некто не смог удержать. (
«Из рога всего много»
)
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. (
«Морозко»
)
Он её освободил, потому что полюбил. (
«Царевна-лягушка»
)
Полюбив, она сделала
невозможное
. (
«Аленький цветочек»
).
Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен
«Дикие лебеди»
)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро
«Золушка»
).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро
«Красная шапочка»
).
Некто по земле ходил и с природой говорил. (
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
, А. С. Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. (
«Три медведя»
).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский
«Крокодил Гена и его друзья»
).
«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Коллаж из сказок.» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(творческая совместная работа детей и воспитателя.
«Знакомые герои в новых обстоятельствах.» Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
«Спасательные ситуации в сказках».
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.