ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА | Мой кабинет. Работа №349429
В статье рассматриваются актуальность развития культуры речевого общения. Дидактическая игра, представлена, одним из ведущих методов развития основ речевого этикета.
В языковoй практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально – экспрессивной окраски, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Культурно-речевое общение, одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Своевременное овладение правильной речью имеет особое значение для формирования всесторонней личности ребёнка, поэтому проблема овладения элементарными основами речевого этикета имеет социальную значимость, и приобретает особое значение применительно к дошкольникам.
Известный педагог Ф.А. Сохин определял речевой этикет дошкольников как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения.
Речевая культура требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает на протяжении всей жизни. Признание ценности дошкольного возраста определило задачу – не упустить время, сензитивное для развития речевой культуры, в том числе речевого этикета.
В.В. Егорова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
В статье рассматриваются актуальность развития культуры речевого общения. Дидактическая игра, представлена, одним из ведущих методов развития основ речевого этикета.
культура речи; дети; игра
В языковoй практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально – экспрессивной окраски, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Культурно-речевое общение, одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Своевременное овладение правильной речью имеет особое значение для формирования всесторонней личности ребёнка, поэтому проблема овладения элементарными основами речевого этикета имеет социальную значимость, и приобретает особое значение применительно к дошкольникам.
Известный педагог Ф.А. Сохин определял речевой этикет дошкольников как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения1.
Речевая культура требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает на протяжении всей жизни. Признание ценности дошкольного возраста определило задачу – не упустить время, сензитивное для развития речевой культуры, в том числе речевого этикета.
Все усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы побуждать детей соблюдать установленные правила культуры поведения в детском саду и общественных местах, выполнять их без напоминания и при отсутствии взрослых. Формировать гуманные чувства и представления о доброте и зле, отзывчивости, чуткости, справедливости, смелости и трусости, скромности и высокомерии. Воспитывать заботливое отношение к людям, умение замечать обиду, огорчение, затруднение, стремление помочь, встать на защиту слабых. Развивать доброжелательность в отношении с окружающими людьми, дружеские товарищеские взаимоотношения со сверстниками. Побуждать детей выражать свое отношение к поступкам ровесника, давать объективную и доброжелательную оценку, справедливо обосновывать свои требования, предложения; помогать правильно оценивать собственные поступки. Учить детей ставить общую цель в совместных играх, труде, художественной деятельности и реализовывать ее, соблюдая правила взаимоотношений гуманной, коллективистской направленности. Повысить внимание к формированию основ нравственно-волевых качеств личности ребенка: организованности, самостоятельности в поведении, отношениях и совместной деятельности, ответственности в достижении поставленных целей.
Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребенок самостоятельно не может овладевать речевой нормой, поэтому сегодня остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию2.
Практически все дети в старшем дошкольном возрасте знают правила поведения, но применять их может далеко не каждый. Как помочь ребенку? Необходимо формировать культуру общения, развивать опыт благоприятных взаимоотношений – учить вежливо общаться друг с другом, помогать младшим, уважать старших. одним из эффективных методов в данной работе является игровой.
Игра представляет собой особую деятельность, которая раскрывается в детские годы и сопровождает на протяжении всей его жизни. Большинство современных исследователей ассоциируют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества. Детские игры – явление не однородное. Даже глаз не профессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, формам организации, игровому материалу. Значение игры невозможно переоценить. В том и состоит её уникальность, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений.
Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, ответственности и взаимопомощи. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает нормы речевого поведения, заключенные в роли. Именно в игре происходит наиболее результативное развитие личности ребенка и освоение им этикета речи3.
Характер игровых взаимоотношений воспитатель + дети, дети + дети ярко проявляется в дидактической игре. Поэтому при проведении дидактических игр необходимо учитывать тематику и содержание игр. При проведении игр с целью развития культурного общения словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации речевой материал необходимо использовать в виде вопросов, сообщений, бесед. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Каждый из структурных компонентов имеет своё определённое назначение, но все они в совокупности во взаимосвязи вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры и наилучшим образом использовать в коррекционных целях её потенциальные возможности.
Прежде всего, необходимо приготовить необходимый материал. Не стараться всё сделать самой, а привлекать детей. Во время подготовки материала обсуждать с детьми игровое задание правила, ход игры. Важно, чтобы дети чётко уяснили, что нужно сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Главная задача воспитателя развить у детей требовательность к друг другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам. Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций с детьми4.
В процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной. При проведении дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую ребенку реализовать свою активность к миру предметов, людей, его окружающих в культурно-этической форме. Важно научить ребенка выделять главные слова этикета речи, которые характеризуют речь культурного, отзывчивого, дружелюбного человека. Важным моментом игровой коррекции является предварительное обсуждение игры, в ходе которого педагог предлагает детям найти разные решения проблемных ситуаций и определить последствия тех или иных действий героев. При этом важно, чтобы дошкольники сами высказывали свое мнение, и решения проблемных ситуаций были сформулированы ими. После первого проигрывания и обсуждения к участию в игре приглашаются другие дети, происходит смена ролей, и игра повторяется снова.
Дидактические игры обладают наличием обучающей задачи, и игровым действием обучающего характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что, использование игрового метода создает благоприятные условия для детей в постоянном расширении своих возможностей в овладении речевым этикетом.
Список использованной литературы
Болотина Л.
Р.
Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического
бакалавриата
/ Л.
Р.
Болотина, Т.
С.
Комарова, С.
П.
Баранов.
— 2-е изд.,
перераб
.
и доп.
— М.
: Изд.
Юрайт
, 2019.
— 218
с.
Ильяшенко М.
В
.
, Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Учебно-методическое
пособие
/ М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. –
2-е. изд. –
Елецк
, 2013.
– 122 с.
Развитие речи и речевого общения дошкольников. Сборник научных тр
удов. / Под ред.
О.С.Ушаковой
. –
2-е. изд. –
М.: Изд. РАО, 2012.
– 140 с.
Сохин Ф.
А. Психолого-педагогические основы р
азвития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. –
2-е.
изд. –
М.: Изд.
Моск
-
психолог.-
соц.
инст
,
2012.
– 223 с.
Развитие речи и речевого общения дошкольников. Сборник научных трудов. / Под ред. О.С.Ушаковой. – 2-е. изд. – М.: Изд. РАО, 2012. – 140 с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – 2-е. изд. – М.: Изд. Моск-психолог.-соц. инст, 2012. – 223 с.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Юрайт, 2019. — 218 с.
Ильяшенко М.В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Учебно-методическое пособие / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – 2-е. изд. – Елецк, 2013. – 122 с.