Дидактические особенности интегрированного обучения в начальной школе | КУЗНЕЦОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА. Работа №334158
Дидактические особенности интегрированного обучения в современной начальной школе
Цель интеграции - уважать, расширять интеллектуальные, социальные, развивающие потребности детей, которые обеспечиваются познавательной, физической, социальной и эстетической сферами преподавания учебного содержания
Благодаря проведению интегрированных уроков у учащихся формируются не только прочные знания по конкретному предмету, но и происходит знакомство с такими философскими категориями, как «человек - природа», «человек - общество», «человек - мир»
Дидактические особенности интегрированного обучения в современной начальной школе
Одной из главных задач, поставленных Государственными стандартами начального образования, является пробуждение и выявление самостоятельных и творческих способностей ребенка, стоит задача сформировать его личность, научить искусству жить. Для реализации этих задач современная начальная школа ищет гибкие формы организации обучения, пути совершенствования методики проведения урока [11, с.94].
Основными направлениями совершенствования методики начального обучения, по требованиям государственных стандартов образования являются:
• всестороннее развитие активности, инициативы, самостоятельности учащихся;
• развитие их творческого потенциала в различных видах труда;
• применение в процессе обучения элементов художественного и научного поисков;
• широкое использование проблемного обучения, коллективных форм в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику;
• интерактивных технологий [15, с.243].
Учитель, особенно учитель начального звена, призван «открыть» цельный мир для своих воспитанников, а не отдельные его кусочки. Сама предметная система порождает необходимость объединения, интеграции, синтеза частных знаний по отдельным предметам в целостную картину мира.
Чтобы реализовать это положение, нужно внедрять в обучение интегрированные уроки, направленные на формирование целостной картины мира, развитие творческих способностей, духовное обогащение учащихся. Проанализировав научные и методические источники, мы сделали вывод, что интеграция - это процесс взаимопроникновения наук, не растворение друг в друге, а объединение в единое целое ранее изолированных частей, в результате которого основные компоненты дисциплин синтезируются в целостную систему.
Такое объединение дает возможность привлечь для изучения интересный материал, рассмотреть и изучить предмет или явление; целостно, разносторонне; информационно обогатить содержание, развивать мышление и чувства учащихся на более высоком уровне.
Сочетание различных предметов на содержательном, мотивационном и процессуальном уровнях, положительно перестраивает весь учебный процесс, способствует объединению на одном уроке обобщенных знаний и умений, которые ранее формировались разрозненно.
Материал действующих программ и учебников начальной школы позволяет объединять близкие по содержанию темы, понятия из разных предметов для формирования у школьников целостного представления о явлениях, событиях, мире в целом.
Основная цель интегрированного обучения в начальной школе заключается в стимулировании здорового учебного и индивидуального развития детей.
Цель интеграции - уважать, расширять интеллектуальные, социальные, развивающие потребности детей, которые обеспечиваются познавательной, физической, социальной и эстетической сферами преподавания учебного содержания [19, с.78].
Благодаря проведению интегрированных уроков у учащихся формируются не только прочные знания по конкретному предмету, но и происходит знакомство с такими философскими категориями, как «человек - природа», «человек - общество», «человек - мир» [17, с.3]. При этом надо помнить, что «дети воспринимают окружающий мир не только умом, а и сердцем». Интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся качественно новых знаний, характеризующихся:
- высоким уровнем осмысления,
- динамичностью применения в новых ситуациях,
- повышением их действенности и системности вследствие системного изложения учебного материала в новых органических взаимосвязях.
Поэтому на современном этапе следует по-новому подойти к решению вопросов развития ребенка в начальной школе. Вспомним известную мысль Л. С. Выготского - его ответ на вопрос: «Чем отличается в умственном развитии ребенок, которого мы научили читать, от ребенка, который читать не умеет?» [8, с.35]. Выдающийся психолог считал, что в умственном развитии ребенка ничто не меняется, это «и сам ребенок, только грамотный». Действительно, многие выпускники начальной школы вкладываются в нормы чтения и превышают их, но не используют эти навыки для развития познавательных интересов, для самообразования; только 20-22% учащихся любят чтение как самостоятельную деятельность. Поэтому в процесс обучения учащихся начального звена, для успешного развития ребенка прогрессивные учителя вносят новые компоненты, которые являются составными частями интегрированных уроков:
• эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы, обеспечение эмоциональной комфортности школьника в процессе обучения, предоставление приоритета положительным эмоциям, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе;
• деятельностный компонент - опора на актуальные для данного периода деятельности связи, создание условий для эффективной реализации задач следующего возрастного периода;
• содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о себе, о процессе познания, определение перспектив в содержании образования между начальной и основной школой;
• коммуникативный компонент - учет особенностей общения детей разного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения;
• педагогический компонент - центром учебно-воспитательного процесса является ребенок: связи между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, ребенок и природа, ребенок и другие люди и т.д.), индивидуальный характер обучения и воспитания [9, с.53].