Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку младших школьников | Слюсарь Мария Васильевна. Работа №221014
Автор: Слюсарь Мария Васильевна
В статье исследован вопрос определения дидактических свойств и методических функций мобильных технологий в обучении иностранному языку младших школьников.
Слюсарь Мария Васильевна, учитель английского языка
МБОУ «СОШ №126»
E-mail: marie.nov@mail.ru
Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку младших школьников
В статье исследован вопрос определения дидактических свойств и методических функций мобильных технологий в обучении иностранному языку младших школьников.
Ключевые слова: мобильные технологии, информационно-коммуникационные технологии, дидактические свойства, дидактические функции мобильных технологий
Как и любые средства обучения, мобильные технологии обладают определенными дидактическими свойствами и методическими функциями, позволяющими их использовать в процессе обучения иностранному языку младших школьников. В соответствии определения Е.С. Полат, под дидактическими свойствами средств обучения рассматриваются те качества, которые могут быть использованы в дидактических целях в учебно-воспитательных процессах.
Имеются также иные определения дидактических свойств средств обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, так, например, понимается совокупность природных, технических, технологических качеств объекта, его стороны или аспекты, которые могут быть использованы в дидактических целях в учебно-воспитательных процессах [1].
В свою очередь П.В. Сысоев рассматривает дидактические свойства мобильных технологий как совокупность основных характеристик и признаков, которые отличают одни информационные технологии от других. При этом П.В. Сысоев характеризует дидактические функции как внешние проявления мобильных технологий. Другими словами под дидактическими функциями мобильных технологий он понимает внешние проявления свойств как средств обучения, которые используются в учебно-воспитательных процессах для разрешения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Следует отметить, что в рамках различных учебных предметов для одних и тех же мобильных технологий с присущими им дидактическими свойствами и соответствующими дидактическими функциями могут обнаруживаться различные методические функции в границах изучаемого предмета [7, с. 43].
Анализ разных исследований применения мобильных технологий дает возможность разным авторам выделить их дидактические свойства и функции, так, например, К.В. Капранчикова в своих работах выделяет следующие дидактические свойства:
свойство доступности через мобильные устройства;
свойство возможности сохранить и передать информацию в разных форматах (текстовом, графическом, видео, аудио);
свойство возможности поместить комментарии или внести изменения в контент;
свойство возможности использовать как информационно-справочные ресурсы.
Также К.В. Капранчикова рассматривает следующие дидактические функции мобильных технологий:
функция информатизации учебного процесса;
функция формирования информационной культуры обучающегося;
функция возможности организовать сетевое обсуждение на основе мобильных технологий;
функция возможности выполнять групповые и
индивидуальные проекты
на основе мобильных технологий;
функция организации поисково-исследовательских работ;
функция развития умений организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся;
функция реализации педагогических технологий «обучение в сотрудничестве»;
функция развития познавательной деятельности обучающегося;
функция развития профессиональных умений в изучаемых областях знаний;
функция развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (
аудирование
и чтение) видов речевой деятельности;
функция формирования языковых навыков речи обучающегося (грамматических и лексических);
функция формирования социокультурной и межкультурной компетенций [1].
К методическим функциям мобильных технологий К.В. Капранчикова относит следующие:
функция развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (
аудирование
и чтение) видов речевой деятельности;
функция формирования языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);
функция формирования социокультурной и межкультурной компетенций.
В.А. Куклев различает и определяет дидактические свойства мобильных технологий исходя из возможности представления информации и возможности организовать учебный процесс отдельных мобильных технологий (электронной почты; форума; видеоконференции; блога). Среди дидактических функций мобильного обучения автор отмечает познавательные, диагностические, адаптационные, пропедевтические, ориентационные, функции управления учебной деятельностью, контроля, прогностические [4, с. 205].
Анализ теоретических идей, которые были изложены в работах ученых в сфере информатизации образования, а также практические исследования процесса организации мобильного обучения потворствовали выделению Н.Г. Бондаренко следующих дидактических свойств и функций мобильного обучения с учетом дидактических и технологических признаков мобильного обучения. Так касательно дидактического признака мобильного обучения к основным дидактическим свойствам мобильного обучения Н.Г. Бондаренко относит следующие:
свойство приобретения, усвоения и закрепления полученных знаний и умений в практических навыках в процессах работы с
образовательными
контентом;
свойство возможности глубоко проникнуть в сущность изучаемого явления и процесса с помощью представления изучаемого явления в процессе развития и динамики;
свойство овладения
метакогнитивной
стратегией работы с
языковым
образовательным контентом;
свойство развития информационно-коммуникационной, личностной и деловой компетенции;
свойство повышения мотивационного уровня учащегося при обучении, привлекая разнообразные формы и виды учебной деятельности;
свойство развития рефлексии и критического мышления;
свойство возможности оценивать полученные знания, умения, навыки и компетенции;
свойство общения учащегося с учителем и другими участниками образовательных отношений;
свойство формирования индивидуальных образовательных траекторий;
свойство персонализации с использованием индивидуализации и дифференциации обучения [1].
Что касается технологического признака мобильного обучения, то к дидактическим свойствам мобильного обучения Н.Г. Бондаренко относит следующие:
свойство возможности организовать учебную деятельность обучающегося в процессе аудиторного и во время внеаудиторного занятий;
свойство возможности организовать автономную самостоятельную индивидуальную работу учащегося;
свойство
мультимедийности
отображения информации в текстовых, графических, аудио-, виде
о-
, анимационных форматах, информационной насыщенности и реальности отображения действительности;
свойство перцептивной насыщенности, богатства изобразительного приема и эмоциональной выразительности;
свойство
операциональной
возможности выполнить различные действия с информацией (процесс поиска, анализа, структурирования, хранения, обработки, редактирования, создания, передачи и др.), в том числе
совместно генерировать и создавать, редактировать и обмениваться информацией и образовательным контентом;
свойство асинхронного обмена информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и учащимися;
свойство возможности преодоления существующих временных и пространственных границ;
свойство возможности получить автоматическое уведомление о поступлении новой информации или
образовательного
контента за счет
puch
-уведомления;
свойство автоматического распространения информации и образовательного контента для большого числа пользователей, которые являются участниками образовательных отношений;
свойство доступности и возможности свободного поиска образовательного контента;
свойство возможности оптимизировать использование учебного времени [1].
Касаемо дидактического признака мобильного обучения к основным дидактическим функциям мобильного обучения вышеуказанный автор относит следующие:
когнитивно
-образовательная функция, которая раскрывается в удовлетворении личной интеллектуальной, профессиональной, информационной потребности
обучающегося
;
коммуникативная функция, которая раскрывается в удовлетворении потребности общаться, развивать умения учащегося способности в формулировании, высказывании, аргументировании и выражении собственной точки зрения;
развивающая функция характеризуется в возможности развивать новые умения, навыки и компетенции (информационные, коммуникативные, академические, социальные и др.), мышление, пространственное воображение, наблюдательность, творческие способности обучающегося, его личностные и профессиональные качества;
пропедевтическая функция раскрывается в возможности реализовать педагогическую поддержку обучающегося в образовательном процессе, отобрать оптимальные и эффективные технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
справочная функция характеризуется возможностью обеспечить возможность расширить знания по учебной проблеме;
контролирующая функция характеризует возможность обеспечить возможность контролировать деятельность
обучающегося
, синхронно или асинхронно, выявить пробелы в подготовке, выполнять дидактические тесты;
диагностическая функция раскрывается в возможности определить склонности и способности обучающегося, выявить уровень их подготовленности, индивидуально-психологические особенности и направленность личности для организации траектории развития;
мотивационно-
активизационная
функция реализуется в возможности мотивирования обучающегося, применяя оригинальные и новые варианты представления образовательного контента, активизируя учебную деятельность обучающегося, способствуя сознательному усвоению материала;
прогностическая функция раскрывается в возможности прогнозировать потенциальные возможности обучаемого в процессе освоения нового материала;
ориентационная функция характеризует возможность формировать у учащегося готовность к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическую подготовку к профессиональной деятельности;
организационно-оптимизационная функция реализуется в возможности оптимизировать процесс организацию образовательного процесса, выбирая формы и методы обучения, реализуя персонализацию (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификацию всех уровней учебной деятельности [1].
Технологический признак мобильного обучения позволяет Н.Г. Бондаренко выделить следующие дидактические функции мобильного обучения иностранного языка:
функция наглядности и интерактивности реализуется мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и
образовательным
контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;
информационная функция реализуется в возможности использования мобильных электронных устройств в качестве средств обучения, при этом они будут являться непосредственным источником информации, а также в возможности выполнять различные операции с информацией, увеличивая ее объем;
управленческая функция раскрывается в реализации внешнего управления учебной деятельностью обучающегося, так и в самоуправлении учебной деятельностью, которые ориентируются на гибкость, адаптивность и учет индивидуальной особенности и возможности обучающегося;
интерактивная функция обеспечивает взаимодействие между участниками образовательных отношений в трех типах: «учащийся – содержание обучения», «учащийся – учитель», «учащийся – учащийся», используя различные каналы и варианты связи;
адаптационная функция раскрывается в возможности поддержать благоприятные условия протекания образовательного процесса, развить информационную культуру, организовать демонстрацию и самостоятельную работу, обеспечить преемственность знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения [1].
Таким образом, мобильное обучение иностранному языку, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.
Список использованной литературы
Бондаренко, Н.Г. Дидактические свойства и функции мобильного обучения / Н.Г. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.science-education.ru/120-15552. – 21.02.2018.
Воронкова, Ю.В. Использование мобильных приложений для изучения иностранных языков [Текст
] / Ю.В. Воронкова // Проблемы и перспективы
развития образования в России. – 2014. – № 31. – С. 48-51
Капранчикова
, К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку [Текст] / К.В.
Капранчикова
// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №1 (129). – С. 49-56
Куклев
, В.А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации [Текст] /
В.А.Куклев
// МНКО. – 2008. – №5. – С.204-207.
Самохина, Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Текст] / Н. В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-3. – С. 591-595
Сон, И.С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков [Текст] / И.С. Сон // Теория и практика образования в современном мире: материалы III
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб
.:
Реноме, –2013. – С. 164-167.
Титова, С.В. Мобильное обучение иностранным языкам [Текст]: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. – М.: Издательство Икар, 2013. – 224 c.
Трошина, Ю.В., Вербицкая, Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели / Ю.В. Трошина, Н.О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703918. – 21.02.2018.
Цыбан
, Л.А. Проблемы преподавания иностранного языка
в
начальной школе [Текст] / Л.А.
Цыбан
// Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 506-509.
Metcalf, D. The Current Perspectives, Theories
And
Practices Of Mobile Learning /
D.Metcalf
,
N.O.Keskin
// TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2011. – Vol. 10 Issue 2. – p. 202-208.