Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (работа с текстом, задания 22-27) | Богатырева Ольга Александровна . Работа №316239
Дидактический материал предназначен для работы с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задания 22-27) . Материал разработан на основе текста Д. Рубиной из рассказа "Терновник" . Выбор текста связан с важностью нравственных проблем, поставленных в нём. Яркий, образный язык произведения позволяет составлять задания по анализу изобразительно-выразительных средств. Задания , составленные на основе текста, помогут обучающимся 10-11 классов закрепить навыки работы с текстом. Отрывок, приведённый для анализа, привлечёт внимание обучающихся к творчеству Д. Рубиной.
Дидактический материал
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
(работа с текстом, задания 22-27)
Разработала: учитель русского языка
и литературы МОАУ «СОШ № 76»
г. Оренбурга
Богатырева Ольга Александровна
2023 г
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
по русскому языку (задания 22-27)
(1)- Входите, входите!
(2) Мальчик откинул одеяло и быстро сел в постели. (3) Дождь грянул оглушительную свою песню.
(4) – Какой сильный дождь! – сказала мама в прихожей. (5) – Зайдите в комнату, дети!
(6)И тут мальчик увидел их обоих. (7)Они были неправдоподобно мокрыми, как будто кто нарочно долго вымачивал их в бочке с водой. (8)Старший, мальчик одного с ним возраста — лет шести-семи, а девочка совсем малышка — ей едва ли исполнилось три года. (9)Она таращила по сторонам чёрные, как у галчонка, глаза и слизывала с губ капли дождя, бегущие по лицу с налипших на лоб спутанных кудрей. (10)У обоих прямо на босые ноги были надеты калоши.
(11)Мальчик сидел на постели в тёплой пижаме и молча смотрел на незнакомцев.
(12)– Драстытэ, — робко выдавил старший из них.
(13)Мать наткнулась на недоумевающий взгляд мальчика и скороговоркой объяснила:
(14)– Это дети молочницы… (15)Она молоко по квартирам разносит… а они… вот… под дождём… (16)Бидоны стерегут, дурачки…(17)Как мокрые галки… (18)Раздетые, разутые… (19)Кому нужны эти бидоны, чёрт бы её побрал! (20)Раздевайтесь! — скомандовала она и распахнула дверцы шкафа.
(21)Она хватала с полок одежду мальчика и бросала на тахту — колготки, рубашки, свитер. (39)Потом помедлила и сняла с вешалки его прошлогоднюю дождевую куртку.
(22)– Вот, — сказала она.
(23)Принесла из ванной полотенце и стала растирать им девочку. (24)Та стояла безучастно, как болванчик, продолжая слизывать с губ капли, катящиеся по лицу. (25)Ноги и руки у неё были красные, жёсткие, в цыпках.
(26)– Драстытэ… — ещё раз еле слышно проговорил её брат, очевидно, это было единственное русское слово, которое он знал.
(27)В разгар сцены переодевания явилась баба Шура, соседка. (28)В отличие от мальчика, она сразу сообразила, что происходит, и с минуту стояла, молча наблюдая, как мать натягивает колготки на влажные ещё ноги девочки. (29)Баба Шура не была здесь посторонней, она любила и мальчика, и его мать, болела за них душой, во многом помогала и во всё вмешивалась. (30)Насчёт свитера она промолчала, но, когда мать стала завязывать в узел совсем ещё приличные вещи мальчика, в том числе куртку, баба Шура не выдержала.
(31)– Ты что это вытворяешь, а?! — сурово спросила она. (32)–Ты своего голым-босым хочешь оставить?
(33)– На своего заработаю! — огрызнулась мать.
(34)– Дура! (53)Эта молочница тыщами ворочает! (35)Что смотришь на ихние галоши, они в своей махалле всю зиму босиком бегают, они так привыкли.
(36)– Ладно, баба Шура! — отрывисто сказала мать. (37)– Какие там тыщи, господи!
(38)– Ты сколько ишачишь на эти шмотки, а? (39)Мало? (40)Всю ночь машинка долдонит за стеной. (41)Мало?! (42)Ну давай, давай, сними с ребёнка последнее.
(43)– Всё, баба Шура! — спокойно отрезала мать.
(44)– Давай, давай, бешеная… (45)Невменяемая! — баба Шура повернулась и ушла к себе — беречь нервы. (46)А мать негромко сказала сыну:
(47)– Если тебе не жалко, подари им какую-нибудь свою игрушку.
(48)Мальчику было жалко, но он понимал, что это один из тех случаев, когда он не сможет ослушаться. (49)Иначе между ними произойдёт что-то ужасное, непоправимое. (50)В такие минуты он особенно остро чувствовал её волю, чувствовал: она — магнит, он — крупинка.
(51)Он прошлёпал на кухню, волоком притащил оттуда картонный ящик с игрушками и сказал, ни на кого не глядя:
(52)– Вот… берите что хотите… (53)Но мать и тут не пощадила его:
(54)– Выбери сам. (55)Что-нибудь поинтересней. (56)Вон тот автомобиль!
(57)Это было сознательным насилием, он чувствовал это, чувствовал сердцем, напрягшимся затылком, руками, упрямо не желающими расставаться с любимой игрушкой. (58)Автомобиль был подарен отцом совсем недавно, мальчик не успел ещё до конца насладиться его зелёной лакировкой, упругими шинами, мигающими фарами. (59)Автомобиль ездил вперёд и назад, он поворачивал в любую сторону, стоило только кнопку нажать на пульте управления. (60)Что это был за автомобиль!
(61)– Ну, — сказала мать.
(62)Он молча сунул автомобиль чужому мальчишке! (63)Тот покорно прижал его к груди обеими руками и опять прошептал:
(64)– Драстытэ…
(65)– Не «здравствуйте», а «спасибо»! — тихо и враждебно поправил мальчик.
(66)Его душили обида, ревность, злость, не хватало ещё разреветься при этих истуканах!
(67)Когда мать вышла проводить детей, он юркнул под одеяло и тихо заплакал. (68)Не было во всём мире ни одной родной души, а были кругом только насилие и равнодушие. (69)Она там внизу, должно быть, обнимает этих чужих детей, которые толком и спасибо-то сказать не могут, она заботилась о них, а родной сын ей — тьфу! — пусть лежит одинокий где-то там, неизвестно где…
(70)Мать вошла в комнату, прилегла рядом и сказала, поглаживая его вздрагивающий затылок:
(71)– Сегодня же купим точно такой автомобиль…
(72)Тогда он затрясся в рыданиях, сладкая, исступлённая жалость к себе — обездоленному, одинокому — сжала горло, и он едва смог выговорить, икая:
(73)– Такого… уже… не будет…
(74)– Будет, — спокойно сказала мать. (75)– Мы купим все автомобили в магазине, но ты у меня вырастешь человеком.
(76)А если не человеком, то я убью тебя собственными руками!
(77)И они обнялись и лежали так долго-долго, пока оба случайно не уснули, и проспали до двенадцати часов…
(По Д. Рубиной)
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Мальчик и девочка,
которых
привела мама, были детьми молочницы.
Баба Шура одобряла поступок матери.
Сын охотно поделился своими игрушками с незнакомыми детьми.
Мальчик чувствовал себя одиноким, никому не нужным.
Мать правильно воспитывает своего сына, стремясь развить в нём чувство сострадания, умение помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
23. Какие из представленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 6-10 представлено описание.
Предложения 74-76 содержат рассуждение.
Предложение 63 противопоставлено по содержанию предложению 62.
В предложении 48 содержится причина того, о чем говорится в предложении 49.
В предложении 60 содержится оценка того, о чём говорится в предложениях 58-59.
24. Из предложений 27-30 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 61-66 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано 9-ы0 с предыдущим с помощью указательного и личного местоимений.
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Усиливает эмоциональность текста Д. Рубиной использование автором следующих изобразительно-выразительных средств: тропов – (А) - (предложения 17, 24), - (Б) – (предложения 63, 65); лексического средства - (В) – (предложения 38, 40), синтаксическое средство – (Г) – (предложения 29, 49, 51, 57)».
Список терминов:
Гипербола
Сравнение
Эпитет
Метафора
Ряды однородных членов
Разговорная лексика
Парцелляция
Эпифора
Синонимы
Ответ:
А
Б
В
Г
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.