Дидактический разбор урока физики | Логунова Лариса Владиировна. Работа №276821
Автор: Логунова Лариса Владиировна
Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул: раскрыть особенности этого явления.
Развивающая: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике; развивать универсальные учебные действия школьников.
Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде; воспитывать познавательный интерес к новым знаниям.
Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знание по физике в проблемных ситуациях.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул: раскрыть особенности этого явления.
Развивающая: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике; развивать универсальные учебные действия школьников.
Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи слабому однокласснику в коллективном учебном труде; воспитывать познавательный интерес к новым знаниям.
Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знание по физике в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
1) дать объяснение процесса диффузии; раскрыть особенности этого явления; рассмотреть примеры диффузии в окружающем мире (предметные результаты)
2) продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, работать в группах (метапредметные результаты);
3) формировать умение выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Методы и методические приёмы: проблемный, наглядный, частично поисковый.
Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотел бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняют личностный смысл своей деятельности. На данном уроке я задала школьникам проблемный вопрос о том, что общего между гранулированными украшениями, прекрасными разноцветными розами, апельсином. Какое явление здесь имеет место? Они предложили свои гипотезы, а я в свою очередь предложила провести ряд экспериме6нтов, что бы более подробно познакомиться с этим явлением. Таким образом, личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в самостоятельную работу. (Принцип деятельности)
Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы своего исследования, учащиеся сами сформулировали цель урока и определили задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты выполнения тестовой работы, проведенной на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения теста учащиеся сделали вывод о том, что цель урока для большинства (12 из 14) достигнута. На остальных школьников мне предстоит обратить внимание и оказать в дальнейшем индивидуальную помощь.
С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности) В процессе этой работы они должны испытывать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющие их искать вывод из проблемной ситуации. На своем уроке я предложила раскрыть тайну техники грануляции и выполнить экспериментальные задания, где они должны были сделать вывод, провести сравнительный анализ. Поисковая работа заключалась в том, что учащиеся провели сравнительный анализ результатов окрашивания горячей и холодной жидкости пакетиком чая. И пришли к выводу, что скорость диффузии зависит от температуры.
Современная дидактика требует чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия (ученик - ученик; ученик - класс; ученик - учебная группа; ученик - учитель и др). Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке проходила преимущественно парная работа. Учащиеся совместно выполняли практические задания и заполняли таблицу. При выполнении самостоятельной работы учащиеся, выполнившие задание первыми становились консультантами. Они должны были подойти к ученику, который поднял руку и оказать ему индивидуальную помощь.
На этапе первичного закрепления знаний мною была использована групповая работа. Группы учащихся подобраны мною таким образом, чтобы каждый ученик мог внести посильный вклад в достижении общего успеха.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определенных, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моем уроке. Школьникам предлагалась самостоятельно выполнить тест. Задание состояло из двух частей: в первой надо было вспомнить условия и закон прохождения диффузии, рассмотреть опыты. Во второй части им необходимо было выбрать ответ. По окончании работы я показала через проектор правильные ответы и выставила оценки тем ученикам, которые успешно справились с заданием.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержки учащихся(Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте, и любой одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные формы, Творческим было домашние задание к следующему уроку. Желающим учащимся было предложено найти в Интернете информацию о диффузии в окружающем нас мире и подготовить её творческое представление (в форме презентации, рисунков, фотографий). А также раскрыть тайну техники грануляции.
Современная дидактика для проведения уроков в системно деятельностной парадигме требует, чтобы учащиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ ,я задавала критерии выполнения той или иной работы на каждом её этапе. Например, в конце урока мы обратились к цели урока. Учащиеся проанализировали содержание составленной таблице и сделали вывод о том, насколько они достигли поставленной цели.
На некоторых уроках, проводимых в системно-деятельностной парадигме, учащиеся готовят проекты, которые потом защищают. Таким проектом у меня является таблица Строение вещества, которую мы заполняем несколько уроков подряд и продолжили заполнять на данном уроке. Таблица имеет четыре графы. 1- есть промежутки, 2 –хаотично движутся, 3- взаимодействуют, 4 – мне это интересно. На уроке учащиеся заполняют первые три графы, 4 графа – это творчество учащихся.
Общие выводы по уроку:
Проведенный урок прошёл интересно. Мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служило высокая активность учащихся при самостоятельном решении поставленных задач. С самостоятельной работой, проводимой в конце урока ,успешно справились 12 учащихся из 14, что составило 85,7%.
Вместе с тем урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:
1.учить учащихся интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие;
2) учить планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать деятельность партнера.
3) учить анализировать и синтезировать знания, выводить следствие, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы.