Дидактический синквейн в развитии речи детей 5-7 лет | Татьяна Сергеевна Василенкова. Работа №320379
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности у детей. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Дидактический синквейн
в развитии речи детей 5-7 лет
Одно из приоритетных направлений педагогов с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становиться деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — искусство, которому нужно учиться не один год.
Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:
— расширение и активизация словаря;
— формирование структуры значения слова;
— развитие словообразования;
— уточнение грамматического значения слова.
Создание необычного стихотворения, синквейна — один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат.
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности у детей. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление — форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии, педагогической деятельности воспитателей, специалистов в детском саду, учителей в школе, как средство, развивающее способность обобщать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний ребёнка. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в педагогической практике объясняется тем, что:
— современная педагогическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу специалиста дошкольного учреждения, воспитателя;
— использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речь детей и обеспечивает ее логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения, ребенком пройденного материала, комплексно воздействуя, не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Коррекционное воздействие можно построить по определенному плану:
— предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем — неживые, далее — предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
— педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
— дети называют то, что изображено на картинках («чайник кипит», «девочка прыгает»);
— педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий), дети называют предмет (это огурец);
— дети подбирают слова, подходящие к графическим изображениям (костер, солнце — горит, светит, яркий, жаркий).
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Знакомят со словами, обозначающими предмет и его действие, которые соединяются в простое нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях.
Завершается работа формированием умений строить распространенные предложения разных: структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.
Правила составления синквейна
• Первая строка — одно слово обычно существительное, отражающее главную идею.
• Вторая строка — два слова; прилагательные, описывающие основную мысль.
• Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
• Четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
• Пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие суть темы (ассоциативный ряд).
Примеры составления синквейна
Детям показывают предмет (картинку) и по следующему плану дети отвечают на вопросы воспитателя.
1. Кукла. (Что это?)
2. Красивая, любимая. (Какая?)
3. Стоит, сидит, улыбается. ( Что делает?)
4. Моя кукла самая красивая. ( Предложение.)
5. Игрушка. (Обобщение, ассоциация.)
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я люблю дождь.
5. Вода.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, необходимо:
— иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
— владеть анализом, обобщением;
— понятиями: «слово — предмет», «живой — неживой», «слово — действие», «слово — признак»;
— уметь подбирать синонимы;
— научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
— согласовывать слова в предложении;
— правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Целесообразно применять синквейн в образовательной деятельности для закрепления изученной лексической темы.
Синквейн можно использовать и для составления связного рассказа.
Пример.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый, шустрый, быстрый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При умелом применении в образовательной деятельности синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Результативность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
«Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами»
А. Кони
Список использованной и рекомендуемой литературы
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д 2011.
Акименко В.М. Речевые нарушения детей. Ростов н/Д., 2008.
JIaлаева P.K, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников общим недоразвитием речи. СПб 200
Автор: Учитель – логопед
Игнатьева Елена Викторовна