Дидактическое пособие Лэпбук «Говоруша» по развитию речи дошкольников | Морозова Татьяна Александровна. Работа №345317
Речевое развитие-это одна из важнейших областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное.
Однако полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизации словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67»
компенсирующего вида
г. Дзержинск.
Адрес: бульвар Победы,18 А; тел: 26-47-49
Дидактическое пособие Лэпбук
«Говоруша»
по развитию речи дошкольников
Воспитатели:
Морозова Татьяна Александровна
Муреева Елена Александровна
г. Дзержинск 2024
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Лэпбук «Говоруша» по развитию речи дошкольников
Авторы-воспитатели: Морозова Татьяна Александровна, Муреева Елена Александровна
Место работы: воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида г. Дзержинск Нижегородская область.
Актуальность.
Речевое развитие-это одна из важнейших областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное.
Однако полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизации словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.
В лэпбук входит различная информация:
Д/и «Какая погода?»
Д/и «Какое лицо?»
Д/и «Какой суп?»
Д/и «Назови одним словом»
Д/и «Расскажи о предмете»
Д/и «Расскажи о себе»
Д/и «Составь предложение»
Д/и «Рассели по домикам»
Д/и «Чей хвост?»
Д/и «Составь предложение»
Д/и «Четвертый лишний»
Чистоговорки
Скороговорки
Дыхательная гимнастика
Аннотация
Лэпбук:
-информативен
- полифункционален-способствует развитию речи, творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей и самостоятельно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами.
-имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как развивает речь, память, мышление, мелкую моторику, все, что помогает расти и развиваться;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста.
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление полученных знаний в занимательной игровой форме.
Задачи:
образовательные
Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями
.
Формировать умение составлять связный рассказ.
Расширять, уточнять и обогащать словарь детей.
Развивающие
Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание
, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение
, мышление.
Развивать артикуляционную моторику.
Воспитательные
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
Фото
Д/и «Какая погода?»
Цель: формировать умение по описанию выбирать нужную картинку. Закреплять умение образовывать качественные прилагательные. Расширять словарный запас слов.
Руководство к игре: педагог рассказывает о каком-нибудь природном явлении, ребенок должен найти картинку, на которой изображено погодное явление и назвать какая погода.
Для детей старшего дошкольного возраста, педагог загадывает загадки о природных явлениях
Д/и «Какое лицо?»
Цель: формировать умение распознавать основные эмоции: радость, удивление, грусть, гнев. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Руководство к игре: педагог предлагает рассмотреть картинку ребенку и назвать эмоцию, можно выразить настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций, а другие дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок.
Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить придумать противоположные по смыслу слова.
Д/и «Какой суп?»
Цель: познакомить детей с процессом приготовления различных супов, закреплять знания овощей, круп, закреплять умение делить их на группы, воспитывать познавательный интерес и усидчивость; развивать словарный запас, память, речь.
Руководство к игре: предложить ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопросы- какой суп, из чего он сварен? Необходимо следить за правильностью употребления окончаний.
Игру можно проводить и в старшем дошкольного возрасте, дети могут придумывать рецепты своих супов.
Д/и «Назови одним словом»
Цель: продолжать расширять и активизировать словарный запас. Закреплять умение классифицировать предметы.
Воспитание выдержки, интереса к игре, умения выполнять правила игры.
Расширение кругозора. Количество игроков: один и более.
Руководство к игре: педагог предлагает рассмотреть изображения на картинке, назвать одним словом, что (кто) на ней изображено.
Чистоговорки.
Цель: Способствовать формированию правильного звукопроизношения и стимулирование развития слухового восприятия речи.
Руководство к игре:
Педагог проговаривает чистоговорку, 1 ребенку (подгруппе детей) и предлагает повторить за ним.
Д/и «Рассели по домикам»
Цель: формировать умение соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа и множественного с местоимениями он, она, оно, они.
Руководство к игре: педагог предлагает детям самостоятельно найти и распределить в домики карточки, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода, для которых применимы соответствующие местоимения он, она и оно. Так же предлагается найти и расположить в соответствующем домике карточки, обозначающие предметы множественного числа, сочетающиеся с местоимением «они».
Д/и «Чей хвост?»
Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук
Руководство к игре: педагог предлагает детям назвать, чей хвостик потерялся, прокрутив диск. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Д/и «Составь предложение»
Цель: формировать умения составлять предложения по карточке, с заданным количеством картинок, активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать память, воображение, речь.
Руководство к игре: педагог показывает карточку и предлагает ребенку составить предложение из картинок, изображенных на ней.
Скороговорки
Цель: формировать умение отчетливо произносить скороговорки, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Руководство к игре: педагог проговаривает скороговорку и предлагает ребенку повторить сначала медленно, затем с ускорением темпа речи.
Дыхательная гимнастика.
Цель: укрепление органов дыхания, насыщение клеток организма кислородом, профилактика простудных заболеваний, возникающих из-за гипоксии, упокоение и расслабление нервной системы.
Руководство к игре: педагог произносит упражнение и предлагает ребенку повторить за ним.
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование элементов логического мышления, зрительного анализа и обобщения, навыка классификации объектов по ключевым признакам.
Руководство к игре: ребенку предлагается любая из карточек, он должен посмотреть и выделить среди рисунков лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Д/и «Расскажи о предмете»
Цель: развивать речь, формировать умение составлять предложения по картинкам, по заданной схеме.
Руководство к игре: педагог предлагает ребенку выбрать карточку с изображением предмета и описать его и его действия, опираясь на лепестки ромашки.
Д/и «Расскажи о себе»
Цель: формировать умение составлять рассказ о себе, опираясь на лепестки ромашки. Развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников.
Руководство к игре: педагог предлагает рассказать о себе опираясь
Д/и «Составь рассказ»
Цель: обогащать и закреплять словарь детей, развивать у детей внимание, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность.
Руководство к игре: детям раздаются карточки с сюжетными картинками. Дети должны сказать, что на картинках изображено. Педагог предлагает составить рассказ, опираясь на картинки.