Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическое пособие "Времена года" | Гердт Оксана Ивановна. Работа №303757. Номер работы: №303757

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и пособий. Но ребятам гораздо интереснее играть с самыми простыми предметами, которые их окружают. Основываясь на личном опыте, автор сатьи говорит о том, что развивающие пособия, слделанные своими руками, наиболее привлекательными для детей, чем те, что куплены в магазине. В статье рассказывается о  дидактическом многофункциональном пособии, направленном на изучение с дошкольниками времен года, их последовательности, основных признаках. Пособие выполнено из фетра, что делает его безопасным, ярким, приятным на ощупь.  В статье приведены примеры дидактичсеких игр, которые возможно организовать с дошкольниками с применением данного пособия. 

Гердт Оксана Ивановна

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 308 г. Челябинска»

 

Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года»

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из приоритетных направлений в работе воспитателя стало создание условий для правильной организации развивающей предметно-пространственной среды.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек для детей всех возрастов. Но ребятам гораздо интереснее играть не с яркими покупными игрушками, а с самыми простыми предметами, окружающими нас вокруг. Основываясь на личном опыте работы с детьми, я пришла к выводу, что развивающие пособия, созданные своими руками, оказываются, наиболее любимыми и привлекательными для детей. При изготовлении различных пособий в нашей группе помогают фантазия, умелые руки, дети и родители.

Одним из активно используемых в нашей группе стало многофункциональное дидактическое пособие «Времена года».

Оно предназначено для работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Пособие хорошо подходит для подгрупповой и индивидуальной работы с дошкольниками.

ЦЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ: формировать и закреплять знания и понятия об окружающем мире и последовательной смене времен года.

Данное дидактическое пособие помогает дошкольникам:

- запоминать сезоны года и последовательность их чередования;

- закреплять представления об особенностях четырех календарных времен;

- развивать наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки;

- видеть природную красоту во всех временах года;

- воспитывать в себе любовь к природе;

- находить, соответствующие данному времени года, детали;

- оживлять композицию деталями;

- развивать интеллектуальные способности;

- развивать речемыслительную деятельность ребенка –мышление, внимание, зрительную память, восприятие.

Для изготовления дидактического пособия из фетра нам понадобилось:

- фетр разных оттенков и плотности;

- нитки швейные, мулине;

- игла;

- ножницы;

- кнопки;

- леска;

- швейная машинка.

 

Выбран фетр был не случайно. Это не токсичный и гипоаллергенный материал. Пособия из него безопасны. Из фетра пособия получаются очень яркими и мягкими, приятными на ощупь.

Пособие представляет собой полотно с наборными сменными элементами, которые крепятся на липучки.

 

 

 

 

Как же работать с пособием?

Приведем примеры некоторых дидактических игр.

 

Ознакомление с окружающим и формирование целостной картины мира.

Необходимо разместить детали на ветках дерева  и по всему полотну так, что бы они соответствовали тем изменениям, которые происходящих с деревьями и в природе в разное время года:

- зимой на дереве можно увидеть снежинки и снегиря; лепим снеговиков; ежи и медведи впадают в спячку;

- весной на дереве  цветочки, солнце яркое с радугой, появляются насекомые, просыпаются ежи, прилетают птицы, появляются подснежники;

- летом дерево покрыто листьями, солнце светит ярко, поспели ягоды, летают пчёлы над цветами и бабочки и т.д.;

 - осенью на дереве появляются разноцветные листья, поспели яблоки, грибы, ёж делает запасы, на небе тучка и дождь, ежу крепим зонт и т.д.

Данное пособие очень удобно тем, что его можно постоянно обновлять и дополнять новыми предметами. Благодаря этому поддерживается постоянный интерес у детей.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.

Материал: предметные модели, картинки с признаками времен года, карточки с сезонной одеждой, магнитная доска.

Ход игры:

Вариант 1.

Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые соответствуют описанию, подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей времени года (объясняя свой выбор), расположить их на магнитной доске. Далее педагог просит ребенка отобразить на макете дерева с помощью моделей, как в это время года выглядит дерево.

После того, как ребенок справился с заданием можно:

- попросить назвать месяцы данного времени года;

- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;

- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.

Например.

Педагог рассказывает:

 «Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить

 «С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы

«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает.  Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.  

 «Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края

Вариант 2.

Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.

Можно усложнить игру. Предложить ребенку расположить предметные модули на дереве, отображая все времена года начиная с зимы (весны…). Ребёнок должен зрительно разбить крону дерева на четыре сектора и развесить на них предметные модели, характерные для каждого сезона.

Для усвоения материала и более интересного проведения игры, можно использовать стихи и загадки.

Игра: «Кто куда прилетел?»

Цель: закреплять знания детей по теме «Птицы».

Материалы: предметные модели и картинки (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы), загадки, карточки с описанием птиц.

Ход игры.

Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.

Например. Педагог развешивает предметные модели на дереве, характерные для того или иного времени года, и говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка, читает загадку о птице. Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…

После того как развесили птиц, можно предложить детям:

- назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево,

- попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);

- предложить рассказать о какой – либо птице;

- придумать небольшой рассказ (историю), что произошло потом.

 

Игра: «Небылица»

Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.

Материалы: предметные модели (листья, плоды, цветы, снежинки, зимующие и перелетные птицы), картинка кормушка, скворечник.

Ход игры.

Педагог на дереве располагает предметные модели. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно.

Например. Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).

Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.

Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.

Игра: «Деревья – наши друзья!»

Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.

Материалы: карточки – символы (условные обозначения).

Ход игры.

Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.

Например. Педагог зачитывает фразу:

 «Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.

«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»

«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»

«Деревья не дают ливням разрушать почву»

«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»

«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются)

«Деревья нам нужны, как источник древесины»

«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару. (В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 С ниже, чем на открытом месте.)»

«А еще деревья очень украшают нашу землю!»

После того, как развесили карточки - символы, можно предложить детям:

- придумать небольшой рассказ (историю), о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;

- поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.  

 

Развитие речи дошкольников

«Один – много». Воспитатель прикрепляет картинки к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево – деревья, яблоко – яблоки и т. д.)

«О чем можно так сказать?» Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, шелестит, распускается.

«Отгадай загадку». Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на «панно».

«Опиши, мы угадаем».  Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно», а дети отгадывают.

«Чего не стало?» Взрослый убирает один предмет и предлагает назвать, чего не стало.

«Назови ласково». Называй предмет на картинке и произнеси название ласково.

Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов.

 

Формирование элементарных математических представлений

Здесь «панно» используется для улучшения счета, развития логического мышления, пространственной ориентации, памяти, внимания, закрепления цвета и формы.

«Сосчитай». Ребенку предлагается сосчитать все цветы на дереве (листочки, яблоки, снежинки) и т.д.

«Найди такого же цвета». Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.

«Один – много». Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.

«Чего не стало?» Воспитатель просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.

«Где что находится?» Взрослый называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно» (вверху, внизу, посередине и т. д.)

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×