Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Дифференциация профессионально важных качеств и компетенций" | Климова Ольга Юрьевна. Работа №330075

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В связи с частым упоминанием в научной литературе, а также в документах таких понятий, как «компетенция» и «компетентность», следует рассмотреть его подробнее. Данные понятие также относятся к сфере профессиональной деятельности и также обозначают умения и навыки. Также понятие профисионально важных качеств ( ПВК) часто встречается в публикациях, посвященных проблеме компетенций, в связи с этим в данной работе необходимо остановиться на этой проблеме. 

Однако так ли это на самом деле? Можно ли считать данное понятие тождественными понятию профессионально важных качеств, в том числе тождественными друг другу? В чем их различия и в чем заключаются их сходства? Изучение данного вопроса необходимо для выделения ПВК, необходимых для профессии дефектолога.

Дифференциация профессионально важных качеств и компетенций.

В связи с частым упоминанием в научной литературе, а также в документах таких понятий, как «компетенция» и «компетентность», следует рассмотреть его подробнее. Данные понятие также относятся к сфере профессиональной деятельности и также обозначают умения и навыки. Также понятие ПВК часто встречается в публикациях, посвященных проблеме компетенций, в связи с этим в данной работе необходимо остановиться на этой проблеме.

Однако так ли это на самом деле? Можно ли считать данное понятие тождественными понятию профессионально важных качеств, в том числе тождественными друг другу? В чем их различия и в чем заключаются их сходства? Изучение данного вопроса необходимо для выделения ПВК, необходимых для профессии дефектолога.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «компетенция»:

«1) круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

2) знания, опыт в той или иной области» [5]

Рассматривая термин «компетенция», исследователи в первую очередь опираются на материалы научной конференции «Ключевые компетенции для Европы», которое прошло в Берне в 1996 г. На нем было определено, что компетенции являются общей способностью специалиста мобилизовать в своей деятельности знания, умения и навыки [16].

А.В. Хуторской определяет в понятии «компетенции» совокупность взаимосвязанных свойств и качеств личности (таких, как знаний, умений, навыков, индивидуального стиля деятельности), которые необходимы для продуктивного решения поставленных задач и нормативного выполнения рабочих процессов [55]. А.В. Хуторской также классифицировал ключевые компетенции в несколько групп:

ценностно-смысловая компетенция (мировоззренческая ориентация);

учебно-познавательная и информационная компетенции;

коммуникативная компетенция;

социально-трудовая компетенция (знания и умения в определённой сфере);

общекультурная компетенции;

компетенция личностного саморазвития

А.В. Хуторской определяет ключевые компетенции как образовательные, которые являются целями общеобразовательного процесса и которые позволяют обучающимся, путем овладения социальным опытом, получать навыки общественной жизни и основ профессиональной деятельности [56].

Э.Ф. Зеер понятие компетенции рассматривает как процедурные знания и умения, а также способности, необходимые для успешной реализации трудового процесса в конкретных ситуациях [15]. Данное определение схоже с определением ПВК реализуемых в нормальных и экстремальных условиях. О.Н. Ярыгин, в свою очередь определяет компетенцию как область решаемых задач, сфера профессиональной деятельности, круг необходимых обязанностей, область реализации компетентности специалиста, связанной с критериями решения [64].

Стоит также отличать понятие компетенции от понятия умения. Умение – это действие в заданной ситуации, т.е. можно сказать, что это реализация компетенции. Сама же компетенция проявляет себя именно в этих конкретных действиях. Исходя их данного положения, компетенция не может сводиться к сумме знаний и умений. Непроявленная же компетенция остается скрытой возможностью. Таким образом, компетенция не может быть отделена и рассматриваться вне условий ее реализации [25]. Например, коммуникативная компетенция педагога будет способствовать наиболее продуктивному взаимодействию и позволяет максимизировать педагогическое воздействие на обучающихся.

В зарубежной литературе большое внимание уделяется формированию ключевых компетенций, таких как познавательных способности и умения. Данными компетенциями обладает или может овладеть любой человек. Они необходимы для решения поставленных задач и возникающих в ходе рабочего процесса проблем, а также для мотивационной, волевой и социальной готовности применять знания и умения, позволяющие успешно решать возникающие вопросы в различных ситуациях. В контексте непрерывного образования данные компетенции определяются как высшая ступень интеграции способностей и социальных целей личности [49]. Отмечается, что ключевые компетенции должны быть полезны как отдельно взятому человеку, т.е. их обладателю, так и обществу в целом. Они должны позволять личности успешно интегрироваться в различные социальные взаимоотношения, однако, не теряя при этом независимости и способности к эффективной деятельности как в нормальных условиях, так и в экстремальных. Поскольку все условия подвержены изменениям, ключевая компетенция должна состоять из такого набора умений и навыков, чтобы позволять людям постоянно совершенствоваться в своей сфере. Основной характеристикой данных компетенций будет их значимость для всего населения, безотносительно к полу, классу, расе, культуре, языку и контекст, в котором они могут быть применены. Все это говорит о том, что компетенции носят динамический характер. Чем больше человек развивает свои компетенции, тем более устойчивую компетентность он имеет [44].

При описании ключевых компетенций нужно учитывать основные потенциалы личности. Именно они направляют развитие личности. Таковыми являются:

- познавательный потенциал, характеризующийся качеством информации, а также те качества, которые обеспечивают продуктивную познавательную деятельность;

- морально-нравственный потенциал, определяющийся усвоенными нормами и ценностями, которые проявляется в мировоззрение и взаимодействии с другими людьми;

- творческий потенциал, характеризующийся умениями и навыками, а также способностью решать поставленные проблемы и задачи в конкретной деятельности или общении;

- коммуникативный потенциал, рассматриваемый через характер личности, количество и качество социальных контактов;

- эстетический потенциал, определяющийся уровнем художественных потребностей личности и способами их удовлетворения [6].

В современной отечественной науке понятие «компетенция» используется в педагогике, в частности, при обсуждении вопросов, связанных с концепцией модернизации образования, с общим средним и высшим профессиональным образованием, а также при оценке качества образования. Так понятие ключевых компетенций относится к базовому содержанию каждого из направлений образования на среднем и высшем его уровнях. Для каждого из направлений существует конкретный набор компетенций, отраженных в государственном стандарте. Этот набор является главной целью образования, и опирается на особенности образовательного процесса и специфики будущей профессии. Именно данным перечнем компетенций должен владеть выпускник средней школы, колледжа или ВУЗа, в зависимости от той ступени, которую он заканчивает.

Таким образом, в педагогической и методической литературе, компетенция определяется чаще всего как:

- в среднем общем образовании – образовательный результат, заключающийся в такой подготовке выпускника, которая позволяет ему владеть методами понимания задач и поиска их решений, а также основными средствами деятельности и социальной жизни

- в профессиональном образовании – сочетание знаний умений и навыков специалиста, которое позволяет ему реализовывать свою профессиональную деятельность на нормативном уровне [35].

Именно данное определение компетенции в профессиональном образовании схоже с определением ПВК, однако нужно иметь в виду, что компетенции являются целью конкретного образования, в то время как ПВК таковыми не являются, а являются требованием уже профессиональной деятельности в целом. Также к ПВК, как было рассмотрено ранее, могут относится психофизиологические и биологические особенности организма, т.е. являющиеся объективно заданными и которым невозможно обучить. Тем не менее, стоит констатировать, что ПВК и компетенции – понятия пересекающиеся, однако не тождественные друг другу.

Теперь рассмотрим понятие компетентность, и также выявим его отличия от понятий ПВК и компетенции. Данный вопрос рассматривается по причине того, что в современной педагогической литературе авторы или переводчики часто сливают воедино и не различают термины «компетенция» и «компетентность» при их разъяснении [26].

И.А. Зимняя определяет компетентность как основанный на полученных знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной жизнедеятельности человека, а также как конечный результат образования [17]. В свою очередь, А.В. Хуторской считает, что компетентность - это образовательно-интегральная характеристика качества подготовки выпускника, которая связана с его способностью осмысленно применять полученный комплекс знаний, умений и способов деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов [57]. Уже на основе определений этих двух авторов можно заключить, что понятие компетентности также связано с образованием.

Также даются следующие определения компетентности:

1) Уровень соответствия знаний, умений, навыков и опыта человека с конкретным социально-профессиональным статусом уровню сложности выполняемых им действий и поставленных проблем. В отличии от термина «квалификация», который включает в себя только лишь профессиональные умения, компетентность также может характеризоваться наличием таких качеств, как инициатива, сотрудничество, способность к коллективной деятельности, коммуникативные способности, обучаемость, логическое мышление и т.д.;

2) сфера полномочий управляющего органа, должностного лица, круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений [54].

М.А. Чошанов полагает, что компетентность есть совокупность нескольких признаков: мобильности знаний, обладания этими знаниям, гибкости метода решений и критичности [58]. Т.е., компетентный человек должен уметь не только понимать суть поставленной задачи, но и уметь найти ее решение и реализовать его.

Н.С. Сахарова, в противовес компетенции, компетентность трактует как:

- владение определенными знаниями, навыками, опытом, позволяющим делать заключение о чем-либо, решать какие-либо задачи;

- общий личностный ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать с окружающим миром в той или иной сфере деятельности и основанный на количестве и качестве обладаемых человеком компетенций;

- наличие у субъекта деятельности внутренней мотивации к ее реализации на уровне нормы, ценностное отношение к труду;

- уровень образования специалиста, необходимый для самостоятельного решения поставленных проблем и определения личностной позиции;

- соответствие специалиста предъявляемым требованиям, необходимым критериям и федеральным стандартам в соответствующих сферах профессиональной деятельности, высшая степень подготовки [50].

Б.С. Гершунский рассматривает профессиональную компетентность как одну из стадий развития личности. Он полагает, что каждая личность в ходе своего становления проходит несколько образовательных ступеней, а именно:

1) базовая и функциональная грамотность;

2) общее образование;

3) профессиональная компетентность;

4) формирование широкого кругозора;

5) формирование индивидуального стиля.

В понимании Б.С. Гершунского третья стадия напрямую связана с уровнем общего образования и формируется на ее основе. Именно во время третьей стадии формируются те качества, которые позволяют личности реализовывать себя в профессиональной деятельности, а также соответствующие необходимому разделению труда и рыночной экономике [43].

Рассматривая определения «компетенция» и «компетентность» можно действительно заметить, что некоторые исследователи не разграничивают их смысл. Однако, если для всех определений компетенции общим является то, что она считается результатом образования, это приобретенный навык, то, выделяя общее из определений компетентности, можно увидеть, что компетентность связана с рефлексией, осмыслением своей деятельности, а также с реализацией компетенций.

Таким образом, «компетенция» относится к сфере способностей и навыков, в то время как компетентность – к личностной сфере и ценностным установкам. Однако следует также провести границу между понятием ПВК.

Понятие ПВК соотносимо (но не тождественно) с понятием компетентности, тогда как компетенции напрямую связаны с требованиями профессии и с профессиональными задачами, которые должен или может решать человек в ходе своей профессиональной деятельности. Ключевое отличие компетенций от ПВК будет заключаться в более высоком уровне зависимости компетенций от условий деятельности внутри конкретной организации, принятой корпоративной культуры, ценностей и принятых внутренних стандартов эффективности. Таким образом, понятие ПВК несколько шире понятия компетенций, т.к. их сфера применения – любая профессиональная деятельность в данной сфере, в то время как компетенции связаны либо образовательными стандартами и направлены к обучающемуся, либо конкретной организацией с перечнем требований.

В свою очередь, компетентность человека может проявляться не только в его трудовой деятельности, но также и в других сферах жизни, т.к. является личностным качеством. Следовательно, не всякая компетентность будет профессионально значимой и входить в структуру ПВК. Однако, нужно учитывать, что не каждая система ПВК будет образовывать некоторую компетентность (например, система ПВК, основывающаяся на психофизиологических особенностях организма). Их этого следует, что объемы понятий ПВК, компетентности и компетентности, в частности, профессиональной, не совпадают полностью, но пересекаются по некоторым системным характеристикам индивида как субъекта трудовой деятельности.

Таким образом, в своем исследовании оценки ПВК мы можем опираться на федеральные общеобразовательные государственные стандарты, профессиональные стандарты и требования к работникам в конкретных организациях.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×