Дифференциация твердых и мягких согласных детьми с умственной отсталостью. | Иванова Татьяна Александровна. Работа №303582
Основной целью логопедических занятий, направленных на формирование умений у обучающихся дифференциации твердых и мягких согласных является формирование слухового внимания и фонематического восприятия.
Работа по дифференциации указанных звуков строится на основе сравнения. Необходимо, чтобы обучающиеся поняли разницу в артикуляции парных согласных. Сначала работа строится на сравнении отдельных звуков. Дети должны почувствовать напряжение мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягких согласных. Также можно использовать наглядные опоры: иллюстрации артикуляционного профиля, показ на кистях рук и т.д. Дальнейшая дифференциация идет на слоговых структурах и словах. На логопедических занятиях целесообразно использовать игровые приемы. Например, игра «Поймай звук»: логопед произносит звук, а дети ловят только мягкий или только твердый (хлопком в ладони). Игра усложняется – дети должны выделить звук из слога, из слова.
После того, как дети научатся различать мягкие и твердые звуки на слух, выделять данные звуки в слогах, слогах, проводится работа по обозначению звуков на письме с помощью гласных. На данном этапе сравниваются слоги с парами гласных (ма-мя, мо-мё), определяется гласная, указывающая на твердость или мягкость согласного. Логопед знакомит детей с понятием гласные первого ряда и гласные второго ряда. Удобно использовать постоянную наглядность к занятиях: домик гласных букв, где «на каждом этаже живут гласные-подружки».
Закрепляя полученные знания необходимо давать детям диктанты слогов с проведением звукобуквенного анализа. На письме твердые согласные удобно обозначать одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами. Данные обозначения целесообразно согласовывать с учителями русского языка, исключая путаницы детей.
Далее работа строится на уровне слов. Для работы используются слова-паронимы (рад-ряд, вол-вёл). Проводится звукобуквенный анализ. Запись слов, графическое обозначение звуков на письме. Закрепление работы проводится с использованием разнообразных игр, повышая уровень внимания обучающихся.
Работа по дифференциации твердых и мягких согласных завершается на уровне простого короткого предложения. Детям предлагается проанализировать состав предложения, найти заданные слова. В заданных словах пропускается буква, которую дети должны вставить. В предложениях заданные слова заменяются картинкой.
Проведенная работа поможет в коррекционной работе по предупреждению и устранению дисграфических ошибок.
Дифференциация твердых и мягких согласных детьми с умственной отсталостью.
Основной целью логопедических занятий, направленных на формирование умений у обучающихся дифференциации твердых и мягких согласных является формирование слухового внимания и фонематического восприятия.
Работа по дифференциации указанных звуков строится на основе сравнения. Необходимо, чтобы обучающиеся поняли разницу в артикуляции парных согласных. Сначала работа строится на сравнении отдельных звуков. Дети должны почувствовать напряжение мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягких согласных. Также можно использовать наглядные опоры: иллюстрации артикуляционного профиля, показ на кистях рук и т.д. Дальнейшая дифференциация идет на слоговых структурах и словах. На логопедических занятиях целесообразно использовать игровые приемы. Например, игра «Поймай звук»: логопед произносит звук, а дети ловят только мягкий или только твердый (хлопком в ладони). Игра усложняется – дети должны выделить звук из слога, из слова.
После того, как дети научатся различать мягкие и твердые звуки на слух, выделять данные звуки в слогах, слогах, проводится работа по обозначению звуков на письме с помощью гласных. На данном этапе сравниваются слоги с парами гласных (ма-мя, мо-мё), определяется гласная, указывающая на твердость или мягкость согласного. Логопед знакомит детей с понятием гласные первого ряда и гласные второго ряда. Удобно использовать постоянную наглядность к занятиях: домик гласных букв, где «на каждом этаже живут гласные-подружки».
Закрепляя полученные знания необходимо давать детям диктанты слогов с проведением звукобуквенного анализа. На письме твердые согласные удобно обозначать одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами. Данные обозначения целесообразно согласовывать с учителями русского языка, исключая путаницы детей.
Далее работа строится на уровне слов. Для работы используются слова-паронимы (рад-ряд, вол-вёл). Проводится звукобуквенный анализ. Запись слов, графическое обозначение звуков на письме. Закрепление работы проводится с использованием разнообразных игр, повышая уровень внимания обучающихся.
Работа по дифференциации твердых и мягких согласных завершается на уровне простого короткого предложения. Детям предлагается проанализировать состав предложения, найти заданные слова. В заданных словах пропускается буква, которую дети должны вставить. В предложениях заданные слова заменяются картинкой.
Проведенная работа поможет в коррекционной работе по предупреждению и устранению дисграфических ошибок.