Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дифференциальная диагностика моторной алалии (афферентной и эфферентной) и дизартрии | Будейкина Ксения Леонидовна. Работа №350993

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам дифференциальной диагностики моторной алалии (афферентной и эфферентной) и дизартрии у детей, что является важной частью работы логопеда. Особое внимание уделяется различиям в клинических проявлениях этих нарушений, патогенезе и методах диагностики, а также подходам к коррекционно-развивающей работе с детьми с этими речевыми расстройствами. Рассмотрены причины возникновения этих нарушений, особенности нарушений моторной функции речи, а также ключевые диагностические признаки, которые помогают логопедам отличать афферентную и эфферентную алалию от дизартрии. В статье также акцентируется внимание на значении ранней диагностики для успешной коррекции этих нарушений.

Ключевые слова: моторная алалия, афферентная алалия, эфферентная алалия, дизартрия, дифференциальная диагностика, речевые расстройства, логопед, патогенез, моторная функция речи, диагностика нарушений речи.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ (АФФЕРЕНТНОЙ И ЭФФЕРЕНТНОЙ) И ДИЗАРТРИИ

 

Будейкина Ксения Леонидовна, учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад №3 "Аленький цветочек"

Калужская область ,г. Людиново

 

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам дифференциальной диагностики моторной алалии (афферентной и эфферентной) и дизартрии у детей, что является важной частью работы логопеда. Особое внимание уделяется различиям в клинических проявлениях этих нарушений, патогенезе и методах диагностики, а также подходам к коррекционно-развивающей работе с детьми с этими речевыми расстройствами. Рассмотрены причины возникновения этих нарушений, особенности нарушений моторной функции речи, а также ключевые диагностические признаки, которые помогают логопедам отличать афферентную и эфферентную алалию от дизартрии. В статье также акцентируется внимание на значении ранней диагностики для успешной коррекции этих нарушений.

Ключевые слова: моторная алалия, афферентная алалия, эфферентная алалия, дизартрия, дифференциальная диагностика, речевые расстройства, логопед, патогенез, моторная функция речи, диагностика нарушений речи.

 

Моторная алалия и дизартрия — это два разных типа речевых нарушений, которые могут проявляться в детском возрасте, и важнейшей задачей логопеда является их правильная диагностика. Эти расстройства имеют различные механизмы происхождения, клинические проявления и требуют индивидуализированного подхода в лечении и коррекции. Однако часто на практике возникает необходимость провести дифференциальную диагностику между афферентной и эфферентной моторной алалией и дизартрией, так как симптомы этих нарушений могут пересекаться.

Афферентная и эфферентная моторная алалия имеют разные патогенетические основы, а дизартрия возникает вследствие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата, что тоже влияет на восприятие речи и на возможность ее формирования. Важно учитывать эти различия, чтобы подобрать наиболее эффективные методы коррекционно-развивающей работы. Дифференциальная диагностика этих расстройств позволяет логопеду правильно определить специфику нарушения и выстроить адекватную программу коррекции.

Афферентная моторная алалия — это нарушение речи, связанное с нарушением восприятия и анализа сенсорной информации, поступающей в мозг, что затрудняет правильное воспроизведение звуков и звуковых комбинаций. В отличие от дизартрии, при которой имеются нарушения в артикуляции из-за моторных дефектов, при афферентной алалии ребенок может иметь нормальные физические данные для произнесения звуков, но ему сложно воспринимать и анализировать звуковую информацию, что нарушает правильность произношения.

Основные признаки афферентной алалии:

Нарушения восприятия звуков (например, невозможность различать похожие по звучанию звуки, такие как "с" и "ш").

Проблемы с фонематическим восприятием (невозможность различить односложные слова или звуки).

Проблемы с моторной памятью для звуков, что приводит к неверному повторению или упрощению речи.

Замедленное развитие речи, неадекватное использование грамматических конструкций.

Такие дети, как правило, не могут правильно воспринимать и повторять звуки, и это препятствует нормальному формированию речи. Для диагностики афферентной алалии важно провести тесты на фонематическое восприятие, а также обратить внимание на то, как ребенок реагирует на различие звуков в слуховых упражнениях.

Эфферентная моторная алалия — это нарушение, при котором речь развивается нормально, но ребенок не может контролировать произношение звуков из-за нарушений в координации моторных процессов, необходимых для артикуляции. Эти дети имеют проблемы с движениями артикуляционного аппарата, но при этом могут воспринимать и различать звуки. Проблемы возникают именно на уровне исполнительных функций артикуляции — движения языка, губ, челюсти.

Признаки эфферентной алалии:

Трудности в произношении звуков, особенно сложных (например, "р", "ш", "ж").

Упрощение слов, замена звуков на более простые аналоги.

Невозможность произнести несколько сложных звуков подряд.

Сохранение нормальной речи на уровне восприятия, но значительное затруднение при воспроизведении.

При диагностике эфферентной алалии важно оценить моторные способности ребенка и работу артикуляционного аппарата. Если ребенок имеет нормальное слуховое восприятие, но проблемы с артикуляцией, это может свидетельствовать о наличии эфферентной алалии.

Дизартрия — это нарушение речи, возникающее в результате повреждения центральной нервной системы, особенно в области, отвечающей за моторику речи. В отличие от алалии, которая связана с нарушением развития речи на уровне восприятия и генерации звуков, дизартрия характеризуется нарушением координации всех элементов артикуляции, что приводит к деформации речи.

Признаки дизартрии:

Нарушение четкости произношения, артикуляция может быть неясной или "глухой".

Ослабление силы или координации мышц, участвующих в артикуляции (например, слабость языка, губ или челюсти).

Проблемы с дыханием и голосообразованием.

Наличие общего гипертонуса или

гипотонуса

мышц лица и тела.

Возможные дополнительные неврологические симптомы, такие как тремор или мышечные спазмы.

Для диагностики дизартрии логопед использует данные неврологического обследования, анализирует тип дыхания ребенка и способность контролировать голос и артикуляцию. Также важно учитывать наличие или отсутствие сопутствующих неврологических нарушений.

Дифференциальная диагностика: как отличить афферентную и эфферентную алалию от дизартрии

1. Сравнение симптомов

На первый взгляд, симптомы афферентной и эфферентной алалии могут напоминать признаки дизартрии, особенно если ребенок имеет трудности с произношением звуков. Однако есть важные различия, которые могут помочь в постановке правильного диагноза.

Афферентная алалия: проблемы с восприятием звуков и их воспроизведением, но отсутствие нарушений в движениях артикуляционного аппарата.

Эфферентная алалия: проблемы с движениями артикуляционного аппарата, но сохранение нормального восприятия звуков.

Дизартрия: нарушение координации движений артикуляционного аппарата и дыхания, часто с сопутствующими неврологическими симптомами.

2. Патогенетические различия

При афферентной алалии нарушение связано с дисфункцией восприятия и анализа сенсорной информации, при эфферентной — с нарушением моторных функций, связанных с артикуляцией. Дизартрия же обусловлена повреждениями в центральной нервной системе, влияющими на координацию всех мышц, участвующих в речеобразовании.

Для того чтобы точно диагностировать, важно учитывать:

Слуховое восприятие: при афферентной алалии нарушено, при эфферентной — сохранено.

Артикуляция: при афферентной алалии проблемы с восприятием звуков, при эфферентной — трудности с движением артикуляционного аппарата, а при дизартрии — нарушение координации всех мышц.

Неврологический статус: при дизартрии часто присутствуют дополнительные неврологические расстройства.

В заключение можно отметить, что дифференциальная диагностика моторной алалии (афферентной и эфферентной) и дизартрии является важной частью работы логопеда, так как от точного понимания природы нарушения зависит выбор методов коррекционной работы. Афферентная и эфферентная алалии имеют разные патогенетические механизмы, и это необходимо учитывать при составлении индивидуальной программы лечения. Дизартрия, в свою очередь, требует комплексного подхода, включающего не только логопедическую помощь, но и неврологическую поддержку. Правильная диагностика и ранняя коррекция этих нарушений помогают существенно улучшить качество жизни детей с речевыми расстройствами.

 

Список литературы

Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – СПб.: КАРО, 201

8

. – 304 с.

Корнев, А.Н. Основы

логопатологии

детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Педагогика, 201

9

. – 380 с.

Мустаева, Е.Р. Индивидуализация содержания логопедической работы при моторной алалии с учетом неречевых нарушений / Е.Р. Мустаева // Сибирский педагогический журнал. – 20

1

9. – № 11. – С. 320-330.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×